Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса – Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства



Одним из ключевых институтов сферы общественных отношений, способствующих социально-экономическому развитию территории, является малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). Долгое время история, закономерности и проблемы развития данного института оставались без должного внимания: интерес к заслугам МСП в мировой экономической мысли существенно возрос лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является серьезной экономической и политической силой.

Согласно действующему законодательству, субъектами МСП признаются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — РФ) и соответствующие условиям, установленным Федеральным законом «О развитии МСП в РФ», хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. [1]

Общим условием отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту МСП является соответствие установленным критериям в части среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и дохода субъекта. К хозяйствующим обществам и хозяйствующим партнерствам применяется дополнительный критерий, связанный со структурой уставного капитала.

Социальная и экономическая значимость МСП проявляется в функциях, которое оно выполняет. К таким функциям относят:

‒ создание необходимой конкурентной среды, посредством насыщения рынка широким спектром товаров, работ, услуг;

‒ стимулирование инновационной деятельности;

‒ формирование рабочих мест;

‒ повышение экономической активности населения;

‒ обеспечение условий для формирования среднего класса;

‒ и др.

Выполняемые МСП функции способствуют снижению социально-экономических угроз и обеспечивают укрепление экономической безопасности страны.

Развитию МСП препятствует ряд проблем, с частью которых субъекты МСП сталкиваются еще на этапе государственной регистрации. К сдерживающим факторам развития МСП относят:

‒ административные барьеры;

‒ высокую конкуренцию;

‒ низкую финансовую и правовую грамотность населения;

‒ недоступность источников финансирования;

‒ тяжелое налоговое бремя.

Создание благоприятных условий для стабильного развития МСП невозможно без поддержки со стороны государства. Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г., однако вопросы, связанные с поиском эффективных форм и методов поддержки, не утратили своей актуальности по сей день.

Поддержка МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций. [1]

Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.

В основе финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта лежит собственный капитал. Он формируется в момент государственной регистрации субъекта и сохраняется на протяжении всего периода хозяйствования. Однако собственного капитала для успешного ведения деятельности зачастую оказывается недостаточно. Для реализации своего потенциала субъекты МСП нуждаются в привлечении заемных средств, основными источниками которых являются кредитные организации. С другой стороны, кредитные организации, стараясь избежать высоких рисков, неохотно финансируют субъекты МСП.

Для повышения доступности кредитных и иных источников финансирования деятельности Министерством экономического развития проводятся мероприятия по разработке, внедрению и развитию фондов содействия кредитованию.

С целью оказания эффективной поддержки субъектов МСП Министерством экономического развития были утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы (далее — НГС) поддержки МСП на период до 2020 г. [2] НГС — трехуровневая система, призванная унифицировать технологию, документацию и оценку рисков гарантийных организаций. В данную систему входят: АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Региональные гарантийные организации.

АО «Корпорация МСП» совместно с Министерством экономического развития и Банком России была разработана программа стимулирования кредитования субъектов МСП. Данная программа устанавливает условия предоставления кредитных средств, в том числе предельный размер процентной ставки для конечного заемщика, и критерии отбора российских кредитных организаций для участия в программе.

Стоит отметить, что микропредприятия не всегда имеют возможность воспользоваться традиционными банковскими продуктами. В связи с этим, одним из мероприятий Министерства экономического развития, в рамках поддержки МСП, является содействие развитию микрофинансовых организаций. На данный момент в программу стимулирования включены микрофинансовые организации предпринимательского финансирования; внесены Требования к кредитованию и предоставлению поручительств по кредитам микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования. [3]

Суть имущественной поддержки заключается в передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. [1] Перечни имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП утверждаются на федеральном уровне и во всех регионах.

Особое место в осуществлении имущественной поддержки занимает создание бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе их развития, путем оказания широкого перечня услуг, в том числе передачи во временное пользование необходимого для ведения деятельности имущества.

Целью информационной поддержки является создание платформы для информационного взаимодействия между государственными органами, субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП; а также предоставление неограниченному кругу лиц необходимой для создания и ведения предпринимательской деятельности информации.

Для оказания информационной поддержки АО «Корпорация МСП» запущен Портал Бизнес-навигатора. С помощью данного портала можно узнать о состоянии спроса на тот или иной вид товаров, услуг; рассчитать примерный бизнес-план; получить информацию о действующих мерах поддержки МСП. [6]

Однако на сегодняшний день уровень информирования предпринимателей остается недостаточным. «По нашей оценке, из всех объектов инфраструктуры поддержки — а их более 700 по стране — только 10 % ведут информирование в соцсетях о своей деятельности. Из-за этого предприниматели не всегда могут получить полные данные о программах поддержки. Наша цель — сделать эту информацию доступной для всех аудиторий», — отмечает министр экономического развития Орешкин М. С. [4]

В связи с этим Министерство экономического развития намеренно провести оценку эффективности информирования предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки МСП; а также составить рейтинг субъектов по информационному освещению.

Помимо этого, в настоящий момент разрабатываются методические рекомендации для объектов образующих инфраструктуру поддержки МСП по ведению работы в социальных сетях. При этом само Министерство активно ведет работу в социальных сетях, освещая вопросы, связанные с развитием МСП.

В заключении стоит отметить, что государственная поддержка МСП имеет разветвленную структуру и включает в себя нормативно-правовую базу по оказанию поддержки МСП; государственный аппарат, осуществляющий государственную политику в части развития МСП; организации, образующие инфраструктуру поддержки.

МСП направленно в первую очередь на развитие регионов, поэтому, при разработке муниципальных и региональных мероприятий поддержки МСП, следует учитывать географическое положение территории; уровень доходов населения и другие особенности, влияющие на ведение предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»
  3. Министерство экономического развития. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. — М. 2017
  4. Официальный сайт Министерства экономического развития [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/main, свободный
  5. Официальный сайт Акционерного общества «Корпорация МСП» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://corpmsp.ru/, свободный.
  6. Портал Бизнес-навигатора МСП [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.smbn.ru/, свободный.

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое развитие, инфраструктура поддержки, субъект, государственная поддержка, предпринимательское финансирование, образующая, собственный капитал, имущественная поддержка, хозяйствующий субъект, РФ.

moluch.ru

Направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК: 334.021

Демироглу Н. Б.

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО РК «КИПУ», г. Симферополь

Зиадинова З. С.

студентка 4 курса факультета экономики, менеджмента и информационных технологий

ГБОУ ВО РК «КИПУ», г. Симферополь

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье обобщены основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Рассмотрена система поддержки малого бизнеса со стороны государства и определены принципы содействия развитию малого предпринимательства.

Ключевые слова: экономика, малый бизнес, государственная поддержка, принципы развития малого бизнеса, субъект малого предпринимательства.

С начала проведения и реализации экономических реформ, поддержка формирования и реализации малого предпринимательства в России является одним из главных приоритетов государственной политики. Благодаря работе субъектов малого бизнеса повышается уровень численности работающего населения, растет конкурентная среда и экономическая стабильность, формируются предпосылки для развития среднего класса. Малое предпринимательство дает возможность осуществлять собственные творческие способности и инициативу. Велика роль компаний малого предпринимательства в становлении научно-технического прогресса. В малых предприятиях более развито введение оригинальных изделий, которые нуждаются в меньших капиталовложениях и обеспечивают их ускоренную окупаемость. Именно по этой причине в развитых странах развитие малого предпринимательства играет огромную роль. Создается политика для его поддержки, с помощью которой интересы бизнеса сбалансируются с интересами государства.

Проблемам организации и ведения малого бизнеса посвящено множество трудов отечественных ученых экономистов. Так, автором Джеляловой Н. Б. обобщены особенности налогообложения физических диц, осуществляющих деятельность в сфере малого предпринимательства [2]. Организационно-методические основы составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства рассмотрены в статье С. А. Аблязовой [1]. Эмирова Э. С. акцентировала внимание на проблемы и пути методического обеспечения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса [5]. Данная работа обостряет внимание на элементы системы государственной политики в сфере малого бизнеса.

В современном мире образовались две ключевые формы господдержки малого предпринимательства. Сущность первой состоит в обширном государственном регулировании работы предприятий малого бизнеса в совокупности с государственным протекционизмом. Вторая заключается в умеренном государственном регулировании и формировании рыночных условий для конкуренции.

Устойчивая экономическая поддержка малого бизнеса является показателем правильного развития экономики на территории Российской Федерации. При формировании, любой компании необходимо укрепить свои позиции на рынке, и для этого ей нужна устойчивая материальная база. Формирование одинаковых условий для всех предприятий, которые заняты в сфере бизнеса, выравнивание предпринимательских структур с иными областями общественного производства является целью государственной поддержки бизнеса. Особенно данный вид помощи необходим мелкому и среднему бизнесу. Сегодня одной из важнейших задач государства является поддержка малого и среднего

предпринимательства. Чтобы ее реализовать, необходимо однократное пособие для открытия собственного дела, целевые субсидии малому бизнесу и система гарантийных фондов в любом регионе.

Чем выше уровень общественной бесконфликтности, тем быстрее и рентабельнее происходят существенные структурные изменения в народном хозяйстве. При этом огромную роль играют предприятия малого и среднего предпринимательства, способные обеспечивать рабочие места для тех людей, которые остались без работы при закрытии или перепрофилировании больших компаний.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом увеличивают жизнедеятельность больших, их конкурентоспособность. С помощью массовых выпусков и стабильного ассортимента изделий увеличивается рентабельность крупного производства. Но ускорение научно-технического прогресса сильно уменьшает такие возможности: нужно регулярно вводить коррективы в технико-экономические параметры товаров, опираясь на изменения рынка. Предприятия малого предпринимательства, оперативно приводящие комплектующие изделия в соответствие с достижениями науки и техники, помогают крупным сборочным предприятиям сберечь свои достоинства и адаптироваться к новым требованиям. При этом число этих предприятий должно быть выше потребностей сборочных производств, так как данная основа определяется полноценной конкуренцией. Это является основной предпосылкой эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий. Но в российской экономике нет такой взаимосвязи. Это говорит о том, что невозможно развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса.

Одним из основных стимулов становления всех компаний является комплекс мер, который несет ответственность за поддержку малого предпринимательства в состоянии устойчивости, и сформированный местными властями в каждом отдельном регионе. Государственная поддержка малого бизнеса ориентирована на сокращение экономических и прочих видов рисков для субъектов хозяйствования. Основные направления, по которым государство осуществляет поддержку субъектов малого предпринимательства обобщены в таблице 1.

Таблица 1. — Основные направления государственной поддержки субъектов малого бизнеса

№ Направление Понятие

1 Финансовая поддержка разработка государственных программ, обеспечивающие льготное кредитование субъектов малого предпринимательства, предоставление субсидий, льготных налоговых режимов и амортизационных льгот и другое

2 Материальная и техническая поддержка разнообразные формы предложения технологии и оборудования в аренду для субъектов малого бизнеса, создание технопарков, технополисов и другое

3 Консультационная и информационная поддержка обеспечение доступа к электронным библиотекам, электронным базам данных, оказание консультационных, бухгалтерских и правовых услуг, в том числе по проблемам создания, управления, налогообложения и другое

4 Формирование рыночной инфраструктуры образование ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых компании, рынков сбыта и т.д.

Долгосрочные и краткосрочные программы, которые осуществляются на федеральном и региональном уровнях, представляют собой основную организационную форму государственной поддержки малого бизнеса.

Система господдержки субъектов малого предпринимательства включает:

— государственные нормативно-правовые акты, предназначенные для поддержки и развития малого предпринимательства;

— государственный аппарат — комплекс государственных институциональных структур, с помощью которых развивается малое предпринимательство, происходит реализация государственной политики в этой сфере и осуществляется регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки;

— государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, которая включает бюджетные и коммерческие предприятия, которые создаются с участием или без участия государства.

Принципы, соблюдая которые осуществляется государственное содействие малому предпринимательству:

— разделение возможностей по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса между федеральными и муниципальными органами государственной власти;

— ответственность федеральных и муниципальных органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий для становления субъектов малого и среднего бизнеса;

— участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетных организаций, которые выражают интересы субъектов малого и среднего бизнеса, в становлении и реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса;

— предоставление равного доступа субъектов малого и среднего бизнеса для получения поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, которые установлены федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В области господдержки малого бизнеса финансовое обеспечение федеральной политики является одной из основных задач. Также основными задачами является формирование эффективного финансового механизма для реализации господдержки малого бизнеса и участие в финансировании региональных программ, проектов и мероприятий, которые направлены на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Для достижения поставленных заданий необходимо внедрение и реализация таких направлений деятельности:

1. Разработка экономической стратегии по привлечению отечественных и иностранных инвесторов с целью обеспечения развития и функционирования субъектов малого предпринимательство в России.

2. Влияние использования льготного налогового режима для организаций, которые работают в сфере малого бизнеса.

3. Реализация работы системы лизинговых операций, которая дает наиболее перспективную возможность формирования и продолжения функционирования производственной основы малого и среднего предпринимательства.

4. Выявление факторов развития внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства.

6. Формирование условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем создания благоприятной инфраструктуры.

7. Информационное, законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.

8. Формирование инвестиционно-инновационной деятельности в предпринимательских структурах, помощь в освоении новых технологий и изобретений.

Основываясь на действующее законодательство и результаты научных трудов, систему государственной поддержки малого бизнеса условно можно разделить на следующие группы:

1. Система нормативного и правового регулирования.

Основным нормативным актом является федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4]. В данном законе значительная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Система финансовой поддержки. Особенности финансовой структуры малых предприятий:

— невысокий уровень собственных источников финансирования;

— ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;

— нерегулярность финансирования.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [3].

3. Система имущественной поддержки. Данный вид поддержки предоставляют государственные и муниципальные органы. Например, передача во владение или пользование государственного и муниципального имущества (зданий, сооружений, земельных участков, машин, оборудования и т.д.) на бесплатной основе либо на льготных условиях, то есть по условиям и ценам, которые выгоднее рыночных.

4. Система предоставления инфраструктурных услуг.

Под инфраструктурой поддержки малого бизнеса понимают:

— становление системы коммерческих и бюджетных организаций, которые работают в виде поставщиков (подрядчиков). Их целью является размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг федеральных и муниципальных нужд при осуществлении государственных и других программ развития малого бизнеса.

— формирование агентств по развитию бизнеса, фондов содействия кредитованию, акционерных фондов, занимающихся инвестициями, и закрытых паевых инвестиционных фондов, которые привлекают инвестиции для малых предприятий.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание инфраструктуры содействует развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вложений в реализацию социально-экономических задач.

Таким образом, следует отметить, что конкретный выбор элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в любом случае обуславливается состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Литература

1. Аблязова С.А. Оргашзацшно-методичш основи складання фшансово! зв^носп суб’ек^в малого тдприемництва / Аблязова С.А., Н.Б. Джелялова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Выпуск 33. Экономические науки. — Симферополь : НИЦ КИПУ. — 2012. — С. 145-150.

2. Джелялова Н.Б. Организация деятельности и особенности общей системы налогообложения физических лиц-предпринимателей / Н.Б. Джелялова, Л.Б. Джелялова // Бизнес Информ. — № 1. — 2012г. — С. — 115-117.

3. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские

(фeрмерские) хозяйства» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53112/

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

5. Эмирова Э.С. Проблемы и пути совершенствования методического обеспечения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса / Э.С. Эмирова, Н.Б. Демироглу // Электронный научный журнал Таврический научный обозреватель № 3, 2015 г., часть I. (Договор с РИНЦ: № 304-05/2015 от 14.05.2015) — С.180-184.

cyberleninka.ru

Формы поддержки малого бизнеса в России: чем может помочь государство?

27 сентября

Рубрика: Поддержка малого бизнеса

Каждый день появляются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года перестают существовать. Это связано с тем, что предприниматели зачастую вообще не получают финансовой поддержки на начальном этапе развития бизнеса. Когда человек впервые начинает какое-то дело, он не может рассчитать все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Существуют разные формы поддержки малого бизнеса. Поддержка предпринимательства может быть разной: финансовой, юридической, льготной, кредитной, правовой и т.д. В крупных городах страны образовываются специальные фонды и организации, которые занимаются вопросом оказания поддержки малым предпринимателям. Например: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

В Москве в 2007 году начала работать «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству». Она помогает предпринимателям малого бизнеса в проведении контроля качества и государственных проверок. Формы поддержки малого предпринимательства могут затрагивать самые разные сферы. В 2006 году в Москве открылся «Фонд содействию кредитования» этот фонд предоставляет поручительства по займам, лизингу и кредитам.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства будет способствовать росту экономики страны, потому как на рынке отечественных товаров будут появляться отечественные товары, которые будут постепенно выходить на конкурентно способный уровень.

Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Сельское хозяйство России находится в упадке, оно просто нуждается в притоке небольших и средних предприятий, которые будут способствовать подъему аграрного хозяйства.

Но, к сожалению, если государство как-то и пытается помогать начинающим предприятиям, то эта помощь совсем незначительная и не может в должной мере способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Более того, в последнее время государство повысило налоги, что вызвало море возмущений и противоречий со стороны предпринимателей.

www.malyi-biznes.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о