Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике :: Экономика :: РБК
Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства, которому предстоит в ближайшие годы увеличить долю МСП в экономике. Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн до 25 млн человек.
Читайте на РБК Pro
Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было. Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости). При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.
Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса (.pdf), принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более».
Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК.
«Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин.
VideoМожно ли увеличить долю малого бизнеса в ВВП?
Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели».
Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме.
Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано. Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом». Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он.
Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки».
В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин. Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях). «Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%. Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости.
В России выросло количество предприятий малого и среднего бизнеса
Количество предприятий малого и среднего бизнеса в России постепенно растет после волны закрытий на фоне весеннего локдауна, однако эксперты оценивают такую динамику как медленную и «неудовлетворительную». Ожидается, что обороты МСБ выйдут на докризисный уровень не раньше 2022 года.
По данным единого реестра субъектов МСП, начиная с сентября количество предприятий малого и среднего бизнеса увеличилось на 100 тыс. после резкого падения почти в 500 тыс. в августе. По информации ФНС, на 10 декабря 2020 года в России численность микро, малых и средних предприятий составляет 5,7 млн. Месяцем ранее их было 5,6 млн.
По итогам первой волны пандемии количество субъектов МСП сильно сократилось — с 6,1 млн в июле до 5,6 млн в августе. При этом летом шла речь о том, что в РФ после первой волны прекратили свое существование порядка 1 млн МСП, хоть официальная статистика этих данных и не подтверждает, замечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Судя по динамике в сравнении с прошлым годом, кардинальных изменений не произошло — часть предприятий закрывается по различным причинам, но взамен открываются новые. Но нужно учитывать, что эти данные указывают на количество предприятий, которые числятся в реестре — часть из них может не работать или поданы заявления на банкротства», — обращает внимание эксперт.
Если число компаний МСП с сентября увеличилось лишь на 20% от количества закрытых в предыдущие месяцы пандемии, такое положение следует признать крайне неудовлетворительным. Восстановление идет очень медленно,
подчеркивает главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман. Он добавляет, что негативные факторы ограничений спроса и деятельности не прекратили полностью действовать, а последствия предыдущих весенне-летних локдаунов еще не исчерпаны.
Несмотря на текущий прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, общая их численность пока еще ниже значений начала 2020 года на 5,9%. Динамика регистрации новых субъектов тоже пока ниже, отмечает генеральный директор бизнес-образовательной компании «Like Центр» Василий Алексеев. К примеру, в декабре 2019 года было зарегистрировано более 1 млн новых бизнесов, а в декабре 2020 года — только 762 тыс.
Согласно результатам опроса, который в компании проводили в октябре среди более чем 2 тыс. бизнесменов, около трети российских предпринимателей из сферы микро- и малого бизнеса в этом году задумались о закрытии, но действительно закрылись только 15%. Среди тех, кто закрылся, больше всего предпринимателей из сфер общественного питания, туризма, торговли, индустрии красоты, ивентов, грузоперевозок, производства, а также спорта и фитнеса, говорит Алексеев. По словам Павла Сигала, наиболее пострадавшими отраслями стали сектор услуг, туристическая и гостиничная отрасль, общепит, а также непродуктовый ретейл.
Специфика малого и среднего бизнеса состоит в том, что он, как правило, ориентирован на те сферы, которые более всего страдают от ограничений на передвижение людей, напоминает Марк Гойхман из TeleTrade. По его словам, малые и средние предприятия обычно уязвимы и в том, что имеют меньше резервов и возможностей выживания по сравнению с более крупными компаниями, меньший доступ к кредитам, госзаказам.
Именно из-за этих обстоятельств текущий год стал исключительно сильным ударом по МСБ, уверен эксперт. Он считает, что предполагаемый по принципу «нет худа без добра» позитив от ухода наиболее слабых игроков — «иллюзорный».
«Рыночная конкуренция при нормальных условиях сама по себе отсеивала бы наиболее неприспособленные звенья, но позволяла бы оставаться «на плаву» многочисленным добросовестным компаниям, создающим рабочие места, востребованные услуги, поступления налогов и прочее. Пандемия же сметает их», — уточняет экономист.
По мнению Василия Алексеева, пандемия стала стресс-тестом для предпринимателей, которым пришлось мобилизовать все силы и оперативно перестраиваться под новые обстоятельства, и положительный эффект от него исключать нельзя: многие предприниматели обнаружили точки роста, ускорили необходимые, но постоянно откладываемые улучшения и модернизацию. Любой переживший кризис предприниматель ответит, что трудности сделали его бизнес сильнее, уверяет эксперт.
Сейчас быстро оправиться пострадавшим секторам мешает пониженный спрос, и восстановления количества МСП стоит ждать по мере восстановления экономики РФ, после снятия всех карантинных ограничений, отмечает Павел Сигал. Василий Алексеев также говорит о том, что бизнесу нужна не прямая финансовая помощь, а благоприятные условия для ведения бизнеса. К примеру, поддержка покупательской способности населения. «Сколько не стимулируй бизнес, если у его клиентов не будет денег на покупки, все эти усилия бесполезны», — замечает эксперт.
Перспективы МСП в 2021 году зависят прежде всего от динамики ситуации с эпидемией, мер государственной поддержки, изменений в доходах населения — потребителей продуктов МСП, соглашается Марк Гойхман. Но полностью обороты малого и среднего бизнеса смогут восстановиться не ранее, чем к 2022 году.
Малый и средний бизнес в России ещё год не будут отвлекать проверками и наказывать штрафами
Президент согласился с предложением продлить эту меру поддержки отечественных предпринимателей
Некоторые меры поддержки для не самого крупного бизнеса в России, введенные в связи с пандемией в 2020 году, решено продлить ещё на год.
Речь идет о моратории на проверки предприятий малого и среднего бизнеса и, следовательно, на штрафы, которые налагаются в случае выявления нарушений в делопроизводстве и бухгалтерии.
Это предложение от «Единой России» поддержал Владимир Путин, и своё решение президент подтвердил при обсуждении Народной программы на пленарном заседании второго этапа съезда ведущей парламентской партии.
Напомним, в 2020 году законодатели закрепили целый ряд решений президента и правительства, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в России в сложный период ограничений из-за пандемии нового коронавируса.
Так, предприятиям, обеспечивающим сохранение заработной платы своим работникам выше МРОТ даже в случае вынужденных простоев, снизили размер страховых взносов почти вдвое — до 15%.
Был введен мораторий на взыскание пени и штрафов, банкротство по искам кредиторов.
Малому и среднему бизнесу были предоставлены различные варианты льготного кредитования. К примеру, начала работать программа кредитования под 0% на выплату заработных плат.
Отметим, в Ленинградской области расширенная линейка мер поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в особо пострадавших от пандемии отраслях, также была оперативно разработана и внедрена.
В пакет региональной поддержки вошли такие решения, как снижение до 1% ставки налога по упрощенной системе налогообложения, право вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям применять нулевую налоговую ставку.
В регионе предпринимателям предоставлялись отсрочки арендных платежей по государственному и муниципальному имуществу, вводился мораторий на оплату основного долга и процентов по договорам государственных микрозаймов и целый ряд других мер.
Все эти и другие меры позволили Ленинградской области в 2020 году обеспечить рост предпринимательской инициативы: в 47 регионе был даже зафиксирован рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 1%, тогда как в целом по стране этот показатель снизился почти на 4%.
Не пропустите
-
Эффект рычага: Александр Дрозденко раскрыл главную меру поддержки бизнеса в пандемию
-
Владимир Путин: Будет продлён мораторий на проверки малого бизнеса
Стоит отметить, эффективность комплекса мер, принятого президентом, правительством и законодателями на федеральном и областном уровнях подтверждена максимально мягким прохождением тяжелого пандемийного периода и выход на показатели, позволяющие утверждать, что в целом экономика страны уже восстановилась до докризисного уровня.
В «Единой России» разработали новые меры поддержки малого и среднего бизнеса
Ростовская область, 27 мая 2021. DON24.RU. «Единая Россия» предложила новые меры поддержки и развития предпринимательства, которые войдут в программу партии на выборах в Госдуму.
Экспертное обсуждение предложений предпринимательского сообщества прошло 26 мая на площадке «Единой России».
«Сейчас «Единая Россия» проводит предварительное голосование по отбору своих кандидатов в Госдуму нового созыва. Среди почти шести тысяч претендентов чуть менее трети — представители предпринимательского сообщества, коммерческого сектора, малого и среднего бизнеса. То есть фактически каждый третий», — сообщил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Одна из инициатив прозвучала от кандидата предварительного голосования, руководителя крестьянского хозяйства из Башкирии Якова Кугубаева. Он предложил ускорить принятие закона о нестационарной торговле для фермеров. Это снизит цены на их сельхозпродукцию, потому что производители смогут продавать ее напрямую, а не через посредников.
«В период ковидных ограничений продуктовый дефицит, я считаю, не состоялся только благодаря фермерским продуктам. Но они продавались не всегда в отведенных для этого местах. Поэтому нам нужно вернуться к теме развития мобильной торговли», — пояснил он.
Член правления Ассоциации юристов России, победитель конкурса «Лидеры России. Политика», также участвующий в предварительном голосовании Ильнар Гирфанов отметил, что во время пандемии малый и средний бизнес жаловался на излишне бюрократизированную процедуру получения мер поддержки. Поэтому он предложил создать цифровой паспорт предпринимателя. В него — по аналогии с аккаунтом на «Госуслугах» — можно будет внести все необходимые данные и оформлять меры поддержки дистанционно.
Еще одна мера поддержки коснется самозанятых — решением их проблем «Единая Россия» займется уже сейчас. Речь идет о малодоходных самозанятых, которые зарабатывают не более трех МРОТ в месяц, отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.
«Как только они регистрируются, с них снимают надбавки по потере кормильца, по уходу за нетрудоспособными. И люди теряют пять-семь тысяч, а зарабатывают столько же. Таких случаев много», — подчеркнула она.
Еще один участник предварительного голосования, предприниматель Артем Шамков предложил увеличить минимальную квоту госзакупок у малого бизнеса до 25-30% — это ускорит развитие предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций. Кроме того, по его мнению, нужно увеличить штрафы за то, что заказчики затягивают расчет по контрактам с МСП.
Важное направление поддержки — упрощение лицензирования. Председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей, член Общественной палаты РФ, победитель конкурса «Лидеры Россия. Политика» Евгений Нифантьев в ходе обсуждения отметил, что сегодня контролирующие органы дважды проверяют новые структурные подразделения уже действующих компаний.
«Предлагаю разрешить уведомительный порядок получения заключения Роспотребнадзора. При этом оставить обязательную выездную проверку для осуществления предлицензионного контроля. Это даст возможность предприятиям открываться раньше, платить заработные платы и налоги», — заметил Евгений Нифантьев.
Президент «Опоры России» Александр Калинин предложил прописать в Кодексе об административных правонарушениях норму о том, что первый штраф при проверке бизнеса должен быть заменен на предупреждение.
«И, если человек все-таки оштрафован, штрафы не должны быть разорительными. Размер штрафа должен быть такой же, как для индивидуального предпринимателя. Это фактически пятикратное снижение административного давления на малый бизнес», — отметил он.
На рост уровня жизни в стране напрямую влияет количество малых и средних предприятий. В связи с этим гендиректор ООО «Сплат Глобал» Евгений Демин предложил создать стандарты обучения предпринимательскому делу — идею поддержали в минэкономразвития.
Глава министерства Максим Решетников отметил роль партии в разработке ключевых законодательных инициатив в экономике. Он одобрил прозвучавшие инициативы участников экспертного обсуждения.
«При поддержке «Единой России» удалось реализовать антикризисную политику и сконцентрировать нашу поддержку на малом и среднем бизнесе», — сказал он.
Предложения экспертов и представителей бизнеса проанализируют и включат в предвыборную программу «Единой России», отметил Андрей Турчак: «Наша задача — сделать так, чтобы они не просто были положены на бумагу, а претворились в жизни. И не через пять лет — а постепенно: что-то в этом году, что-то в следующем».
Напомним, «Единая Россия» готовит предвыборную программу в тесном сотрудничестве с экспертами и представителями различных отраслей. Партия намерена организовать ее широкое общественное обсуждение в регионах. Приоритетами программного документа станут цели, которые обозначил президент России Владимир Путин в своем послании. В их числе — вопросы развития социального государства, экономики, газификации, экологии, культуры и внешней политики. Проект программы будет утвержден на съезде, который «Единая Россия» проведет 19 июня.
Нацпроекты помогут России спасти малый и средний бизнес
Экспертный центр при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисе Титове заявил, что отложенные в рамках господдержки налоговые выплаты к концу года не смогут оплатить 40% российских предпринимателей.
Доктор экономических наук, руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления при Правительстве РФ Константин Ордов считает, что проблемы малого и среднего бизнеса связаны с сокращением спроса в России, передает ФБА «Экономика сегодня».
Причиной является падение спроса, который не восстановился до докризисных показателей. 56% респондентов рассказали о падении спроса в 2-4 раза, а 25% – даже больше. Такие опросы не показывают реальной ситуации – предприниматели склонны описывать свое положение в негативных красках, но против реальности не попрешь – потребительский спрос в России действительно сократился.
В первую очередь все это ударило по сфере услуг, поскольку граждане уменьшили расходы. Из-за этого значительный сегмент бизнеса понес потери, которые невозможно компенсировать. Это для бизнеса больнее, чем коронакризисная остановка экономики.
Эффективные предприятия пережили «коронакризис» – они смогли уладить отношения с работниками и снова начать работу после паузы, но потеря спроса, а значит перспектив и прибыли поставит перед бизнесом новые вопросы по выживаемости.
«Мы должны строить прогнозы на основании ценности и значимости малого и среднего бизнеса для экономики РФ, а также на том основании, что является определяющим в его развитии. На сегодня 40% игроков рынка пессимистично относятся к ситуации», — заключает Ордов.
По оптимистичному прогнозу спрос и экономика РФ должны восстановиться после «коронавирусного кризиса» в первой половине 2022 года, а это значит, что предприятия, ориентированные на рынок услуг, продолжат жить в условиях значительного сокращения доходной базы.
Компенсировать это они могут только за счет кадровой оптимизации или изменения бизнес-стратегии, что означает новые издержки.
Напомним, в российском малом и среднем бизнесе трудится более 15 млн человек, поэтому его проблемы ударят по значительной части общества. Перед нами не частная проблема кафе, ресторанов и забегаловок, а всей российской экономики.
«Для малого и среднего бизнеса спрос граждан остается ключевым. И в этой связи нам важно, что в России происходит с безработицей, которая, согласно данным Росстата, продолжает увеличиваться», — констатирует Ордов.
Платежеспособный спрос вместе с реальными доходами просели в России во втором квартале на 8%. Такого большого падения до этого не было ни разу, пусть в нашей стране фиксируется увеличением уровня средних зарплат по стране.
«С другой стороны, в Москве по торговому обороту бизнес восстановился от 80 до 100%. По отсчетам Сбербанка, практически все компании, которые находятся у них на обслуживании, восстановили свою деятельность на 70-100%», — резюмирует Ордов.
Поэтому число частных компаний, которые не способны обслуживать налоговые обязательства, к концу года должно снизиться.
«Только в основе всего спрос. Если с ним не будет положительных изменений, то малый и средний бизнес в его докоронавирусном варианте мало что сможет спасти. Поэтому будут продолжаться банкротства, потому что у предприятий не будет источника для существования. В этом плане мы проводим совершенно другую политику, чем на Западе», — заключает Ордов.
Госкомпании продолжают доминировать в России, поэтому малый и средний бизнес вне сферы услуг может в России развиваться только за счет кооперации с экономическими цепочками, которые находятся в ведомстве государственных структур.
В частности, для помощи бизнеса могут быть использованы национальные проекты, где односторонне доминируют госкомпании.
Если разбавить их привилегированное положение привлечением частных структур, то это может позволить переформировать малый и средний бизнес с чистой сферы услуг на другие экономические процессы.
20131030-предприниматели-4
% PDF-1.5 % 1 0 объект > / OCGs [12 0 R 13 0 R 14 0 R 15 0 R 16 0 R 17 0 R 18 0 R 19 0 R 20 0 R 21 0 R 22 0 R 23 0 R 24 0 R 25 0 R 26 0 R 27 0 R 28 0 R 29 0 R 30 0 R 31 0 R 32 0 R 33 0 R 34 0 R 35 0 R 36 0 R 37 0 R 38 0 R 39 0 R 40 0 R 41 0 R 42 0 R 43 0 R 44 0 R 45 0 R 46 0 R 47 0 R 48 0 R 49 0 R 50 0 R 51 0 R 52 0 R 53 0 R 54 0 R 55 0 R 56 0 R 57 0 R 58 0 R 59 0 R 60 0 R 61 0 R 62 0 R 63 0 R 64 0 R 65 0 R 66 0 R 67 0 R 68 0 R 69 0 R 70 0 R 71 0 R 72 0 R 73 0 R 74 0 R 75 0 R] >> / Страниц 3 0 R / Тип / Каталог >> эндобдж 2 0 obj > поток application / pdf
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное более 20 лет назад как одна из первых организаций поддержки бизнеса по предоставлению информационных, аналитических и маркетинговых, консалтинговых и обучающих услуг. развитие комплекса услуг для предпринимателей, органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, институтов развития, инфраструктурных организаций.Российское Агентство активно сотрудничает с Европейским Союзом, реализуя совместно с партнерами консорциума (Фонд содействия малым инновационным предприятиям в науке и технологиях и Союз инновационных и технологических центров России) деятельность по развитию проектов Европейской предпринимательской сети Enterprise Europe. Сеть, объединяющая 63 страны мира. В рамках данного проекта при поддержке и содействии Минэкономразвития РФ в рамках государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса создана и функционирует Российская сеть региональных интегрированных центров (РИЦ), спроектирована для поддержки и содействия в продвижении и уходе из российских малых и средних предприятий (МСП), имеющих конкурентоспособные продукты и услуги, межрегиональные и международные рынки, включая деловое, технологическое и научное сотрудничество с зарубежными партнерами.В настоящее время взаимодействие с Enterprise Europe Network Европейской сети поддержки бизнеса является единственным практическим инструментом сотрудничества России и ЕС в торгово-экономическом сотрудничестве на уровне малого и среднего бизнеса. Российская сеть RIP, наряду с Координационным центром поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, является одним из опорных элементов инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.Важность региональных организаций экспортной инфраструктуры для поддержки МСП (в том числе RIP) отмечалась в различных редакциях Дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта», разработанной Агентством стратегических инициатив в рамках Национального предпринимательская инициатива. Также Российское агентство уделяет серьезное внимание стимулированию внешнеэкономического потенциала малого и среднего предпринимательства, регулярно организуя многочисленные российские и международные партнеры, круглые столы, семинары и конференции международного и федерального уровня по вопросам конкурентоспособности и интернационализации малых предприятий. средний бизнес, девелоперские организации, инфраструктура, меры по улучшению и инструменты государственной поддержки.Российское агентство малого и среднего предпринимательства получило сертификат ISO 9001, наличие которого на сегодняшний день является ярким свидетельством качества компании, ориентированной на интересы своих партнеров и клиентов. Система менеджмента качества на сегодняшний день является самым популярным инструментом регулирования отношений между производителями и потребителями, поставщиками и партнерами, которые благодаря определенной стандартной процедуре работы на рынке без ущерба для взаимных интересов. Более того, сертификация ISO в полной мере способствует качеству конечного продукта за счет оптимизации управления производством и роста персонала, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность экономики в целом.
Подробнее% PDF-1.7 % 1 0 объект > / Метаданные 4 0 R / ViewerPreferences 5 0 R >> эндобдж 6 0 obj / CreationDate (D: 20180917160251-05’00 ‘) / ModDate (D: 20180917160251-05’00 ‘) /Режиссер >> эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 obj > транслировать Microsoft® Word [email protected]
Новый инструмент мониторинга состояния малого и среднего бизнеса в России
Аннотация
В статье представлен Индекс роста малых и средних предприятий (МСП), разработанный Столыпинским институтом экономики роста на основе данные ПАО Сбербанк.Предложенный авторами инструмент позволяет не только проводить оперативный мониторинг состояния сектора МСП, но и оценивать эффективность государственной политики, направленной на развитие сектора МСП, в том числе с целью разработки дальнейших мер по его поддержке. В условиях пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений по итогам 1-3 кварталов 2020 года индекс в секторе МСП показал умеренный рост, близкий к «стагнации» (+5,8 п.). При этом рост индекса относительно 2 квартала 2020 года, в течение которого спад деловой активности был максимальным, составил +1 п.п.
Ключевые слова: большие данные, сектор МСП, восстановление экономики, эффективность государственной политики, COVID-19, государственное управление
Предпосылки для появления новых инструментов оценки состояния сектора малого и среднего бизнеса в России. В соответствии с основными стратегическими документами 1 , принятыми в России, малые и средние предприятия (далее — МСП) рассматриваются как один из факторов инновационного развития и совершенствования отраслевой структуры экономики, так как а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости [1].Были поставлены цели: к 2030 году увеличить численность занятых в малом и среднем бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек [2]; обеспечить рост доли МСП в ВВП вдвое с 20 до 40% [1]. Тем не менее, за последние пять лет показатели, характеризующие развитие сектора МСП, не увеличились.
Одним из основных сдерживающих факторов роста сектора МСП является использование адресных мер государственной поддержки, аналогичных мерам поддержки крупных предприятий, в результате лишь небольшая часть из них смогла воспользоваться предложенными инструментами.
Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса в целом оценивается как недостаточно эффективная и несогласованная, ресурсы, предоставляемые в рамках мер поддержки, ограничены [3]. Текущая денежно-кредитная политика в целом тормозит развитие этого сектора экономики; У МСП нет специальных инструментов рефинансирования [4]. Кроме того, на региональном уровне высшие должностные лица, ответственные за достижение целей по развитию сектора МСП, не могут влиять на объем, условия и порядок расходования средств, включенных в национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [ 5].
Для обеспечения роста сектора МСП необходимо реализовать меры системной поддержки, направленные на изменение условий ведения бизнеса, а также на изменение подхода к государственной политике в области малого и среднего бизнеса, определение приоритетных секторов. для его развития [6]. Однако до недавнего времени было практически невозможно оценить сектор МСП с помощью инструментов официальной статистики, а также определить эффект от реализации мер системной поддержки в отношении МСП [7].Например, Росстат использует как выборочные (ежемесячно / ежеквартально), так и непрерывные наблюдения (раз в 5 лет) для оценки сектора МСП. При выборочном наблюдении используется 20-процентная стратифицированная случайная выборка с последующим распространением данных среди населения малых предприятий. Однако с учетом длительного времени обработки результатов (для выборочных наблюдений — четыре месяца, для непрерывных наблюдений — 1,5 года) получить оперативную и точную информацию о динамике показателей, характеризующих состояние сектора МСП, было невозможно.
Вместе с тем, в результате развития технологий сбора, обработки и хранения информации сегодня в России, по аналогии с другими странами, возможно создание новой среды доверия между бизнес-сообществом и государственными органами на основа взаимно связанных, максимально быстрых и надежных больших данных. Источниками этих данных являются как традиционные данные Росстата, ФНС, ФТС, социальных фондов, так и новые, в том числе данные из банковской системы, коммерческих платформ и т. Д.Большие данные могут позволить оценить не только состояние сектора МСП с точки зрения размера бизнеса, видов деятельности, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и эффективность государственной политики с целью дальнейшей разработки мер государственной поддержки. направлена на развитие сектора малого и среднего бизнеса.
Использование больших данных в рамках преодоления социально-экономических последствий пандемии новой коронавирусной инфекции covid-19: мировая практика .С распространением новой коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер государственные органы и экспертное сообщество стали рассматривать большие данные как инструмент не только для отслеживания и предотвращения распространения заболевания [8, 9], но и для оперативного и точный мониторинг состояния экономики [10, 11].
Во многом развитие технологий сбора, обработки и хранения больших данных до начала пандемии было связано с потребностью крупнейших компаний в повышении качества разработки бизнес-стратегий, анализа потребительского спроса и поиска новых продаж рынки.С началом пандемии спрос на данные увеличился из-за необходимости быстрого реагирования на ограничительные меры и снижения потребительского спроса.
В то же время, учитывая растущий спрос на большие данные и основанную на них аналитику, крупнейшие компании начали внедрять свои разработки как для других компаний, так и для государства [12]. Согласно McKinsey, развитие технологий больших данных во время пандемии может увеличить добавленную стоимость, создаваемую в экономике, с 9.От 5 трлн до 15,4 трлн долларов в год, при этом наибольший спрос на большие данные будет обеспечен такими секторами экономики, как торговля (около 600 млрд долларов), транспортировка и хранение (около 420 млрд долларов), туризм (около 390 млрд долларов). ) и государственного управления (около 350 миллиардов долларов в год) [13].
Фактически, государственные органы в рамках мониторинга состояния экономики, разработки прогнозов и корректировки государственной политики уделяют все больше внимания не только традиционным источникам статистических данных, но и управлению данными, в том числе данные частных компаний [14].
Разработка инструментов мониторинга состояния экономики в России: использование банковской статистики для оценки состояния сектора МСП. В рамках оценки состояния сектора МСП в России во время пандемии новой коронавирусной инфекции в ноябре – декабре 2020 года Столыпинский институт экономики роста представил первый выпуск Индекса роста МСП на основе банковской статистики. Сбербанка.
Индекс роста МСП (далее — Индекс) рассчитывается ежеквартально для всех субъектов Российской Федерации (кроме Республики Крым и Севастополя), в которых работает Сбербанк.
В соответствии с методикой расчета значений Индекса используются следующие показатели:
— Данные банковской статистики о состоянии сектора МСП (изменение среднего объема поступлений на текущий счет одного субъекта МСП; изменение количества рабочих мест на одну организацию МСП; изменение размера фонда оплаты труда МСП на одного работника).
—Данные об объеме потребительских расходов на товары и услуги, основанные на данных о транзакциях, проведенных с использованием платежных карт, используются для справки.
—Индикаторы опроса (опрос предпринимателей об изменении факторов, влияющих на ведение бизнеса) планируется внедрить на втором этапе.
—Статистические показатели, основанные на данных реестра МСП ФНС (изменение количества МСП; изменение количества сотрудников, занятых в МСП; изменение количества вновь зарегистрированных микропредприятий), используются для справки. .
—Данные Росстата по отраслевой структуре сектора МСП используются для справки.
Статистические показатели, использованные при расчете значений Индекса, включают:
1. Изменение поступлений на расчетные счета МСП в пересчете на одно МСП, с весом 0,2. Средний объем поступлений на расчетные счета одного субъекта МСП рассчитывается как отношение общего объема поступлений на расчетные счета субъектов МСП по исполненным платежным поручениям за отчетный период к количеству субъектов МСП, имеющих хотя бы один аналогичный показатель. квитанция за отчетный период.
2. Изменение размера фонда оплаты труда МСП на одного работника, с весом 0,4. Объем фонда оплаты труда МСП на одного сотрудника рассчитывается как отношение общего фонда оплаты труда всех субъектов МСП за отчетный период к количеству отдельных физических лиц, получивших заработную плату от МСП за отчетный период.
3. Изменение количества физических лиц, получающих заработную плату, в расчете на одно МСП, с весом 0,4. Количество физических лиц с начислением заработной платы на одно предприятие МСП рассчитывается как отношение количества уникальных физических лиц с начислением заработной платы от субъектов МСБ за отчетный период к количеству субъектов МСБ, имеющих хотя бы одну аналогичную квитанцию за отчетный период.
Для сопоставимости результатов развития сектора МСП все субъекты Российской Федерации были разделены на четыре группы. В первую группу регионов входят Москва, Московская область и Санкт-Петербург (более 300 тыс. Субъектов МСП), во вторую группу регионов — 20 субъектов РФ (от 300 тыс. До 67 тыс. Субъектов МСП), в третью группу — 23 субъектов Российской Федерации (от 67 тыс. до 40 тыс. субъектов МСБ) и четвертой группы 37 субъектов Российской Федерации (до 40 тыс. субъектов МСБ).
На первом этапе рассчитываются значения Индекса по каждому из трех показателей (выручка на одно МСП; фонд заработной платы на одного занятого и количество работников на одно МСП) в разрезе субъектов Российской Федерации. .
Значение каждого показателя Индекса считается кумулятивным итогом за период (например, с 1 квартала 2020 года по 1 квартал 2019 года или с 1 по 2 квартал 2020 года по 1–2 квартал 2019 года, и т. д.) и рассчитывается как отношение значения за отчетный период к предыдущему минус один, умноженное на 100.В результате расчета по периодам Индекс сглаживает сезонные отклонения и выявляет основные тенденции развития МСП относительно аналогичного периода прошлого года.
На втором этапе на основе полученных значений каждого из трех показателей Индекса, переведенных в шкалу от –50 до 50, формируется сводное значение Индекса для каждого субъекта Российской Федерации. следующим образом:
Значение Индекса для России — это среднее значение Индекса для всех субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа за 3 квартал 2020 года () Индекс составил +5,8 п., При этом рост относительно 2 квартала 2020 года, в течение которого спад деловой активности был максимальным, составил +1 п.
Рис. 1. Динамика значений показателей Индекса роста МСП, Индекса (п.), Отчетный период к аналогичному периоду прошлого года:
Выручка на одно предприятие; фонд заработной платы на одного занятого; ◼ количество сотрудников на одно предприятие; — ◆ — итоговый индекс (правая шкала).
К ключевым факторам роста Индекса в 3 квартале по отношению ко 2 кварталу 2020 года можно отнести следующее.
Средний рост выручки на МСП составил + 5,9% по сравнению со 2 кварталом, возможно, из-за отложенного спроса и снятия ограничений, вызванных пандемией коронавируса [15]. Предприятиям сектора МСП удалось увеличить средний объем выручки на одно предприятие на 336 тыс. Руб. По сравнению с предыдущими двумя кварталами.
Рост среднего объема фонда оплаты труда на одного занятого (+ 4,2% к 2 кварталу) может быть связан с «побелкой» сектора МСП за счет уменьшения отчислений во внебюджетные фонды (нагрузка на фонд оплаты труда) от 30 до 15%. Заработная плата работников МСБ по итогам 3 квартала увеличилась в среднем на 1154 рубля [16, 17].
Увеличилось среднее количество рабочих мест на одно предприятие (+ 1,2% к 2 кварталу): в целом количество рабочих мест не изменилось и составило около 6 единиц.
Положительная динамика по итогам 3 квартала в секторе МСП сформировалась за счет реализации основного пакета мер поддержки сектора МСП во 2 квартале 2020 года. В связи с тем, что в 4 квартале новых были введены меры поддержки и введены новые ограничительные меры в большинстве регионов России, до конца года ожидается, что численность занятых в секторе МСП и фонд оплаты труда существенно не увеличатся.
В 3 квартале 2020 года рост показателей Индекса () наблюдается по всем категориям предприятий, при этом наибольший рост выручки и количества занятых в одном МСП наблюдается среди малых и средних предприятий. Фактически, даже с учетом введенных ограничений, МСП в 2020 году старались максимально сохранить занятость и уровень заработной платы.
Таблица 1.
Динамика показателей Индекса роста по группам МСП в 3 квартале 2020 года
Категория МСП | Выручка на одно МСП, стр. | Фонд заработной платы на одного работающего, п. | Количество занятых на одно МСП, стр. | Данные о выручке в расчете на 1 МСП, за 3 квартал 2020 года, рублей (прирост,% к 2 кварталу 2020 года) | Данные о фонде оплаты труда на 1 МСП, за период в месяц, рублей (прирост,% ко 2 кварталу 2020 года) | Данные о численности занятых на 1 МСП, человек (прирост, % к 2 кварталу 2020 года) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Micro | 7.2 | 6,4 | 0,5 | 4280 058 (+5,1) | 27 953 (+1,9) | 3,2 (–0,9) | 6,9 | 7,3 | 47 441068 (+5,6) | 37 506 (+3) | 37,1 (+1) | ||||
5.9 | 3,7 | 220 728 400 (+7,8) | 39 262 (+4,1) | 153,8 (+0,5) |
Экономическая активность | Значение индекса по отраслям, стр., 3 квартал 2020 года | Выручка на одно МСП, п., 3 квартал 2020 года | Фонд заработной платы на одного занятого, п., 3 квартал 2020 | Количество занятых на одно МСП, п., 3 квартал 2020 | Данные о выручке в расчете на одно МСП, за 3 квартал 2020 года, руб. (Прирост, % к 2 кварталу 2020 года) | Данные о фонде оплаты труда на 1 МСП, в среднем за месяц, руб. (Прирост, % ко 2 кварталу 2020 года) | Данные о количестве занятых на одно МСП, в среднем за 3 квартал, человек (прирост,% ко 2 кварталу 2020 года) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыбалка и рыбоводство нг | 11.2 | 26,1 | 9,3 | 5,7 | 11935959 (+2,5) | 27 413 (+8,5) | 13 (+1,4) | ||||||||
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 9,7 | 20,9 | 3,9 | 9,9 | 3 655029 (+10,6) | 25 212 (+5) | 13,6 (+2,9) | ||||||||
Водоснабжение; канализация, организация сбора и вывоза мусора, мероприятия по ликвидации загрязнения | 8.2 | 6,9 | 12,4 | 4,8 | 11 725 811 (+8,2) | 30 138 (+2,2) | 18,9 (–2,1) | ||||||||
Государственное управление и военная безопасность; социальное обеспечение | 8 | 2,8 | 19,7 | –1,1 | 3 875 956 (–6,3) | 35 397 (+1,2) | 14,5 (–4,9) | ||||||||
Информационная и коммуникационная деятельность 7 | 22,2 | 8,7 | –0.9 | 5927 997 (+0,4) | 48 497 (+0,8) | 7 (+0,5) | |||||||||
Профессиональная, научная и техническая деятельность | 6,8 | 18 | 8,4 | –0,5 | 8 301 617 (+2)42 328 (+2,7) | 5,9 (–0,5) | |||||||||
Операции с недвижимостью | 5,9 | 9,1 | 11,5 | –1,3 | 12 7374 239 (+ ) | 28 591 (+3,5) | 6 (–0.4) | ||||||||
Обрабатывающая промышленность | 5,7 | 11,8 | 6,7 | 1,7 | 10 516 806 (+5,9) | 29 758 (+3,3) | 15,1 (+0,4) | Административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги | 4,9 | 0,3 | 7,7 | 4,3 | 3 847 271 (+4,7) | 22 146 (+1,6) | 11,1 (–0,3) |
Транспортировка и хранение 4 | .4 | 3,8 | 4,5 | 4,6 | 3 259 081 (+7,8) | 29 357 (+2,2) | 4 (+1,3) | ||||||||
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов | +4,3 л. | 6,9 | 6,8 | 0,3 | 7 856318 (+6,7) | 29 265 (+2,9) | 4 (+0,2) | ||||||||
Горнодобывающая промышленность | 4,2 | 10,2 | 10,2 | 4,5 | 29 183 144 (+3.8) | 52026 (+9,3) | 33 (+2,6) | ||||||||
Прочие | 3,4 | 3,4 | 5,7 | 1,1 | 4078042 (+4) | 29 599 (+4) | 29 599 (+4) ) | 16,9 (+0,6) | |||||||
Электроснабжение, газ и пар; кондиционер | 2,6 | –1,8 | 5,5 | 2 | 13 024 129 (–2,1) | 30 053 (+1,4) | 5,6 (–4,3) | ||||||||
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 1.9 | –11,1 | –0,2 | 10,4 | 2 794 889 (+14,6) | 19 886 (+2) | 6,9 (+1,4) | ||||||||
Дом | 1,6 | –4 7,8 | –1,5 | 9 876812 (+3,8) | 34 253 (+3.1) | 6,9 (–0,5) | |||||||||
Предоставление прочих видов услуг | 0,7 | –7,2 | 2,2 | –0,5 | 908 976 (+3,6) | 23 789 (+2) | 2 (+2.3) | ||||||||
Финансовая и страховая деятельность | 0,6 | 1,4 | +1,6 п. | –0,8 | 34 527 438 (+2,2) | 36 754 (+4,6) | 7,2 (–3,9) | ||||||||
Деятельность в области культуры, спорта, досуга и развлечений | –1,7 | –13 | –3,8 | 6,2 | 1 758 966 (+10,2) | 23 809 (–0,2) | 3,2 (+1,9) | ||||||||
Образование | –5.8 | –7,3 | 1,8 | –12,6 | 759 547 (+2,4) | 26 453 (–1) | 1,4 (–3,2) |
Среди наиболее пострадавших секторов экономики: образование (–5,8 п.), Деятельность в сфере культуры, спорта, досуга и развлечений (–1,7 п.), Финансовая и страховая деятельность (+0,6 п.), При этом наибольшее снижение выручки наблюдалось у МСП, работающих в сфера культуры и спорта (–13 б.), гостиницы и рестораны (–11.1 п.) И образовательных организаций (–7,3 п.).
По группам регионов (субъектов Российской Федерации) () наибольший рост значений Индекса прослеживается в 4-й группе, где МСП сконцентрированы в меньшей степени. Если 1-я группа (Москва, Московская область, Санкт-Петербург) по итогам 1-го квартала была второй по величине, то в результате ограничений, введенных 3-м кварталом 2020 года, сектор МСП в этой группе показали худшие результаты, в первую очередь из-за слабого роста числа занятых в МСП и небольшого роста выручки в расчете на одно МСП.Из этого также следует, что введенные во 2 квартале 2020 года ограничительные меры в большей степени негативно отразились на регионах с наибольшей концентрацией субъектов МСП.
Потенциал развития индекса роста МСП как инструмента повышения эффективности государственного управления. Результаты первого выпуска Индекса были представлены в ноябре – декабре 2020 года на экспертных обсуждениях в 21 субъекте Российской Федерации.В обсуждениях приняли участие заместители руководителей субъектов Федерации, руководители и заместители руководителей региональных управлений, ответственных за экономическое развитие региона, представители региональных филиалов ПАО Сбербанк, руководители бизнес-ассоциаций, бизнес-омбудсмены, а также представители делового сообщества. Общее количество участников экспертных дискуссий — 589 человек.
В ходе обсуждения участники в целом подтвердили актуальность и эффективность Индекса как инструмента для мониторинга оценки состояния сектора МСП и мер государственной политики в отношении этого сектора.Большинство субъектов Российской Федерации также отметили, что показатели Индекса совпадают с реальной ситуацией, сложившейся в регионах.
Среди основных преимуществ Индекса участники встречи назвали следующее:
— Данные Индекса максимально оперативны, их можно предоставить практически в режиме онлайн, что сильно отличает их от данных Росстата, которые предоставляют данные с задержкой от от месяцев до года, в зависимости от показателя.
—Данные индекса охватывают более половины всех субъектов МСП, что позволяет точно оценивать и прогнозировать состояние сектора малого и среднего бизнеса.
—Индекс позволяет оценивать и прогнозировать развитие сектора МСП в разрезе регионов и муниципалитетов, а также видов деятельности и размеров предприятий.
—Индекс может использоваться не только для оценки состояния сектора МСП, но и для обоснования необходимости введения дополнительных мер поддержки как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на федеральном уровне.
—Индекс позволяет получить информацию об обороте компаний, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе систему патентного налогообложения, ЕНВД, а также получить информацию о результатах финансовой деятельности компаний на конец года с опережением графика в январе. .
Основные недостатки Индекса:
—Несмотря на широкий охват МСП, Индекс не всегда позволяет оценить причины роста или снижения значений в отдельных отраслях и регионах (для уточнения динамики в -требуется глубокий анализ ситуации).
—Некоторые предприятия фактически осуществляют деятельность, не совпадающую с выбранным ими ОКВЭД, в результате реальная картина в определенных регионах и видах экономической деятельности может быть искажена, что, однако, является ограничением для других источников администрирования. а также данные, в том числе налоговые данные ФНС и данные Росстата (кроме подробных форм, например, Н1-сервисы) на основе ОКДП и т. д.
—Индекс не учитывает возможность перехода предприятий в категорию крупных или самозанятых.
—Теневая экономика остается за пределами выборки Индекса.
В ходе экспертных дискуссий участников также попросили определить факторы, которые могут повлиять на динамику значений Индекса в регионах и конкретных видах деятельности. Таким образом, участники экспертных встреч связали показатели Индекса в своих регионах со следующими факторами:
— Активная реализация мер поддержки МСП на уровне субъекта Российской Федерации (например, Москва, Волгоград, Владимир. , Свердловская область и др.).
—Региональная политика и политика муниципальных образований, направленная на обновление основных фондов, строительство новых зданий и сооружений и развитие инфраструктуры (например, в Курской области в 2020 году была запущена программа обновления городских фасадов, в результате чего МСП выполняют деятельность в области архитектуры и инженерного проектирования в регионе продемонстрировала значительный рост по всем показателям Индекса: выручка на одно МСП составила +50 п., фонд оплаты труда на одного занятого +17.9 п., Количество работников на одно МСП +26,9 п.).
—Зависимость показателей отдельных отраслей от государственного заказа (в том числе гособоронзаказа): например, в Тульской области в результате изменения условий гособоронзаказа произошло снижение доходов от МСП в секторе производства машин и оборудования, не вошедших в другие группы.
—Вход на рынок новых крупных предприятий и перераспределение государственной поддержки (например, в Курской области открытие новых производств компанией «Мираторг» привело к снижению выручки субъектов МСП в растениеводстве и животноводстве. ).
—Снижение непроизводственных затрат (реклама, маркетинг) и, как следствие, сокращение выручки, фонда заработной платы и занятости предприятий, ведущих рекламную деятельность и исследования рынка.
—Падение спроса на ряд товаров и услуг (салоны красоты, развлечения, бухгалтерские услуги и т. Д.), Связанное с пандемией и общим изменением экономической ситуации.
—Структура экономики и отдельных секторов в регионе в контексте пандемии (в некоторых регионах МСП, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, продемонстрировали рост из-за растущего спроса на услуги, связанные с медицинскими тестами, а в других снижение, например, в Тульской области, где в структуре этого сектора экономики значительную долю составляют частные стоматологические клиники, в отношении которых были приняты ограничительные меры).
—Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса (например, в Свердловской области малые и средние предприятия по производству одежды продемонстрировали рост по всем трем показателям Индекса, что связано с выходом ряда предприятий на интернет-платформу Wildberries. ).
—Особые случаи перехода субъектов МСП в категорию крупных предприятий, что привело к их исключению из реестра МСП и выборки Индекса.
В то же время факторы, указанные участниками экспертных дискуссий, требуют дополнительной проверки и проверок, которые будут реализованы в дальнейших исследованиях в рамках разработки Индекса.
Среди ключевых направлений развития данного инструмента можно выделить следующие:
— Дополнение Индекса результатами экспертных опросов в субъектах Российской Федерации с целью проверки и выяснения причин изменения Индекса. показатели на территории субъекта Российской Федерации (применяемые меры поддержки, изменение параметров налогов и сборов, нормативные, санитарно-эпидемиологические ограничения и др.).
—Дополнение данных Индекса оперативными данными из других банков, Федеральной налоговой службы (включая данные налоговых калькуляторов, данные о налоговой нагрузке на предприятия, рентабельность, данные об уплаченных налогах и сборах, данные о самозанятых) и Банк России (данные о долговой нагрузке на сектор МСБ).
—Учет индекса потребительских цен в рамках оценки динамики показателей Индекса.
—Учет поступлений заемных средств на расчетные счета субъектов МСБ.
—Оценка выборки, полученной на основе данных ПАО «Сбербанк», и ее сравнение с данными Федеральной налоговой службы.
—Проведение дополнительного цикла исследований влияния федеральных и региональных мер государственной поддержки, налоговых льгот на результаты развития сектора МСП в субъектах Российской Федерации и по отдельным видам экономической деятельности.
С учетом планов дальнейшего развития Индекс может стать важным инструментом не только для мониторинга и прогнозирования состояния сектора МСП в субъектах Российской Федерации, но и инструментом оценки эффективности финансовой и налоговой меры поддержки субъектов МСБ и обоснование необходимости введения дополнительных мер поддержки федерального, регионального и муниципального уровней.
В качестве одного из прикладных инструментов Индекса прорабатывается создание ситуационных центров развития МСП в субъектах Российской Федерации (далее — ситуационный центр).
В ходе обсуждений ряд представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации заявили о готовности принять участие в детальном пилотном исследовании состояния сектора МСП и оказать содействие в дополнении данных, используемых для расчета Индекс с данными других банков, обслуживающих МСП, и данными Федеральной налоговой службы.
По сути, детальное пилотное обследование состояния сектора МСП в субъекте РФ может стать основой деятельности ситуационного центра, ключевой целью которого является обеспечение развития сектора МСП. , включая его вклад в валовой региональный продукт и занятость.Деятельность ситуационного центра может охватывать как приоритетные отрасли (например, сектор «экономика простых вещей» или высокотехнологичные компании), так и всю структуру экономики субъекта Российской Федерации.
Создание ситуационного центра развития МСП позволит:
— Мониторинг состояния сектора МСП по муниципальным образованиям, видам деятельности, размеру бизнеса (в том числе на основе показателей динамики доходов на одно МСП, фонд заработной платы на одного занятого в секторе МСП и количество работников на одно МСП).
—Определение ключевых секторов экономики, исходя из приоритетов государственной политики, и разработка мер государственной поддержки, необходимых для обеспечения их развития.
—Оценка результатов реализуемых федеральных и региональных мер, а также определение направлений и последствий необходимых корректировок текущей государственной политики.
В результате использование этих данных может создать новые возможности для проведения качественной и «умной» государственной политики, направленной на развитие сектора малого и среднего бизнеса как на уровне федерального, так и на уровне субъектов Федерации, и также позволит разработать и скорректировать применяемые меры поддержки в зависимости от их эффективности и влияния на сектор малого и среднего бизнеса.
Последние изменения в российском законодательстве
Напомним, что ранее статус МСБ был доступен только тем компаниям, в стартовом капитале которых не менее 51% составлял российский капитал. Теперь этот вариант доступен и компаниям, чей первоначальный капитал составляет более 49% иностранного капитала.
В то же время по-прежнему действует так называемый «критерий независимости происхождения капитала»: российские компании теряют статус МСБ, если суммарное участие крупных компаний в их уставном капитале превышает 49%.Критерий происхождения здесь не учитывается. Однако иностранная материнская компания должна быть классифицирована как МСБ в соответствии с российским законодательством.
Критерии статуса МСП дочерних обществ
Чтобы дочерние компании в России получили / сохранили соответствующий статус, их зарубежные материнские компании должны подтвердить следующие критерии:
- Количество сотрудников в предыдущем году не может превышать 250 человек.
- Годовой оборот не может превышать 2 млрд рублей.
Согласно действующему законодательству, российская компания официально считается МСБ с момента регистрации соответствующих данных в Едином Реестре малых и средних предприятий налоговой службы России.
Необходима запись в регистр и оценка
российских компаний с иностранным участием более 49% могут быть внесены в указанный выше реестр только после проверки отчетности материнской компании. Российские аудиторы, внесенные в реестр аудиторов и аудиторских компаний, несут ответственность за проведение такой оценки.
Ежегодно с 1 по 5 июля , на основании проведенных оценок, аудиторы представляют в российский налоговый орган свои списки компаний, иностранные акционеры которых как юридические лица соответствуют критериям малого и среднего бизнеса.
На основании этих списков налоговый орган России вносит данные о МСП в Единый реестр МСП ежегодно 10 августа.
Все предприятия, классифицируемые как МСП, имеют право на определенные преференции и льготы, в том числе:
- специальные налоговые режимы;
- упрощенных правил бухгалтерского учета;
- упрощенный налоговый учет;
- льготный режим и квоты на участие в присуждении государственных контрактов и т. Д.
МСП также получат выгоду от мер поддержки, утвержденных Советом президентов по стратегическому развитию осенью 2018 года.
У вас есть вопросы?
Свяжитесь с SWILAR LLC через наш Справочник экспертов!
Сколько всего активных предприятий в России? Сколько из них микропредприятия (общая годовая выручка менее 120 млн рублей), малого бизнеса (годовая выручка менее 800 млн рублей) и среднего…
ВВЕДЕНИЕ:
Здравствуйте! Спасибо за вопрос о количестве активных предприятий в России. Краткая версия заключается в том, что после тщательного поиска в академических базах данных, корпоративных веб-сайтах, отраслевых отчетах, государственных отчетах / базах данных, нормативных документах и на надежных сайтах СМИ я определил, что запрашиваемая вами информация не является общедоступной, поскольку данные из российских правительство и средства получения данных ненадежны и неточны. Кроме того, многие из источников, которые я нашел, помогают получить информацию о конкретных предприятиях, но не о российских предприятиях в целом.Однако мне удалось найти оценку малого и микробизнеса в России в 2016 году. Ниже вы найдете подробное описание моих исследований и методологии.МЕТОДОЛОГИЯ:
После долгих поисков я обнаружил, что ваш запрос относительно российских предприятий недоступен. Я искал российские и американские источники новостей, не обращая внимания на политику, и не смог найти полезной информации. Я также просмотрел сайты государственных реестров и отчеты американского финансового анализа и отрасли, но в этих источниках либо не было соответствующей информации, они запрашивали плату, либо были на русском языке.Кроме того, я попытался найти статистику с разбивкой по размеру предприятий, но ничего не было доступно по тем же причинам, которые указаны выше. Я не акцентировал внимание на чем-либо, что было старше двух лет, так как это дало бы вам устаревшую информацию.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Хотя я не смог найти прямого ответа на ваш вопрос, мне удалось собрать некоторую информацию по этой теме, которая, я думаю, будет полезна для вашего проекта.
В 2016 году «Сбербанк [оказал] услуги 1.56 млн активных клиентов малого бизнеса и микробизнеса », что, по их словам, составляет 64% от всех компаний такого размера в России. Если на эти 1,56 млн предприятий приходится 64% от общего числа предприятий такого масштаба, это будет означать, что их около 2,43 миллионов малых и микропредприятий в России. Однако Сбербанк не дал никаких определений, касающихся малого и микробизнеса, поэтому они могут не совпадать с вашими определенными категориями.ВОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Чтобы понять, какие типы информации и не являются общедоступными по этой теме, я предложил несколько других маршрутов, которые могут вас заинтересовать:
Школа российских и азиатских исследований предоставляет ссылки на источники, касающиеся российского бизнеса, в том числе деловые новости, сети, российские бизнес-организации, и венчурный капитал.Эти источники могут быть полезны для получения дополнительной информации о деловой атмосфере в России, когда вы начинаете свой бизнес в сфере B2B.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подводя итог, после обширного поиска по различным сайтам СМИ, правительственным отчетам и академическим базам данных прямой ответ на ваш вопрос не является общедоступным из-за ненадежности и неточности данных российского бизнеса. Тем не менее, я нашел оценку количества малых и микропредприятий в России. Если вы хотите продолжить исследование по любой из других тем, которые я обозначил выше, просто дайте нам знать!
Спасибо за использование Wonder!
Коррупция в малом и среднем бизнесе в России
Описание
Этот набор данных содержит анонимные стенограммы трех сборников интервью, собранных в период с 2003 по 2005 год в г.Санкт-Петербург, Россия:
(a) 24 интервью с бизнесменами о неформальных отношениях с чиновниками
(b) 12 интервью с таможенными брокерами и бизнесменами, участвующими в трансграничной торговле
(c) 9 интервью с представителями бизнес-ассоциаций и других организаций, направленных на развитие и поддержка бизнеса.
Стран
Россия
Ключевые слова
Коррупция Российские регионы Неформальные практики Бизнес Деловые ассоциации Санкт-ПетербургПетербург Предприниматели Обычаи
Язык данных
русский
Дисциплины
Социология
Методы сбора данных
Интервью Проблемно-ориентированные интервью
.