Деятельность такси – самый важные пункты и изменения

Содержание

самый важные пункты и изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.


У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

  • Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

  • Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.


Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.


  • По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

  • Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

  • Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

  • По договору служба должна зафиксировать:

    • номер заказа;

    • дату принятия заказа;

    • дата выполнения заказа;

    • место подачи машины;

    • марку машины, если клиент её выбрал;

    • планируемое время подачи машины.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

  • Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

  • Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

  • Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

  • На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.

  • Не так давно мы уже рассказывали подробно об онлайн-кассах для такси


Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • По бокам на машине должны быть «шашечки».

  • В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

  • На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

  • В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

  • На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

  • Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

  • Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

  • Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.


Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

  • 50 000 ₽ для отдельного водителя.

  • 100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.

  • 400 000 ₽ для юридических лиц.

  • Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

  • Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

  • Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.


Пример разрешения на работу в такси Ростовской области
Штраф за отсутствие кассы
  • От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.

  • От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.

  • За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

  • Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

  • Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.

  • Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

69 закон о такси: что он изменил

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.


Что изменил федеральный закон 69 о такси

  1. Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

  2. Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

  3. Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

  4. Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.


Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

  1. Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

  2. Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

  3. Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

  4. Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.    

  5. Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

  6. Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

  7. Деятельность такси контролируют региональные власти.

Закон о такси с 2019 года: последние новости

Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

  1. Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

  2. К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

  3. Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

  4. Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

  5. Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

  6. В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

  1. Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

  2. Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

  3. ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных

www.taximaster.ru

какие использовать ОКВЭД такси 2019 для ИП и для служб

ОКВЭД такси: что это такое

ОКВЭД для такси — это код, который обозначает деятельность служб и отдельных таксистов в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Классификатор поделен на 17 больших категорий по отраслям, которые в свою очередь дробятся на более мелкие. 

При заполнении заявления о государственной регистрации ИП или ООО вам в обязательном порядке нужно будет указать род деятельности, которым вы планируете заниматься и выбрать подходящий код ОКВЭД для такси. В дальнейшем эти данные используются различными статистическими службами и ведомствами, которые каждый год подсчитывают, какие отрасли малого бизнеса переживают расцвет или упадок, каково конкретное количество занятых в данном экономическом сегменте компаний и т.п. 

Однако, сам классификатор довольно условен, и на практике многие начинающие предприниматели не знают, какой же код лучше выбрать. Пассажирские перевозки попадают в коды ОКВЭД для такси, поскольку оформление такси возможно провести по двум принципиально разным схемам, а значит, регистрировать их тоже нужно по-разному. Попробуем разобраться, какой же код ОКВЭД такси выбрать в каждом конкретном случае.


Деятельность такси: ОКВЭД общий

Код 49.32 как раз обозначает в классификаторе деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Он точно подойдёт вам, если ваша компания или ИП в одном из своих видов деятельности непосредственно занимается перевозкой пассажиров на легковых автомобилях.


ОКВЭД 2 такси: полный список

Список кодов изменялся в 2019 году, поэтому лучше ориентироваться на вторую редакцию — ОКВЭД 2.

Чтобы избежать ошибки и указать все необходимые вам коды, посмотрите подробный список кодов ОКВЭД 2.

ОКВЭД такси для ИП 2019: дополнительные варианты

Чтобы самостоятельно легально работать в такси, надо зарегистрировать бизнес как индивидуальное предпринимательство и получить разрешение на перевозку пассажиров. При регистрации бизнеса вы сможете бесплатно указать код ОКВЭД для такси ИП, можно указать сразу несколько кодов, которые описывают вашу деятельность. Чтобы изменить ОКВЭД в следующий раз, придётся заплатить. 

Кроме общего кода ОКВЭД для такси вам могут понадобиться другие коды, которые определяют смежную деятельность, связанную с перевозками или диспетчерскими услугами.


ОКВЭД для такси ИП 2019: автобусные пассажирские перевозки

Если вы можете управлять автобусом, то сможете зарабатывать и на групповых перевозках, например, возить экскурсионные группы или предлагать совместные междугородные поездки. Код 49.39 фиксирует такие пассажирские автобусные перевозки:

  • 49.39.31 арендованными автобусами с водителем

  • 49.39.32 по туристическим или экскурсионным маршрутам

  • 49.39.33 в городском и пригородном сообщении по заказам

  • 49.39.34 в междугородном и международном сообщении по заказам


ОКВЭД 2019 для такси ИП по перевозке грузов

Код ОКВЭД для такси 49.41 обозначает все виды перевозки грузов автотранспортом по автодорогам и аренду грузовиков с водителем. Он понадобится, если у вас не только пассажирское, но и грузотакси.

ОКВЭД для таксистов ИП курьеров

Сейчас таксисты ИП всё чаще подрабатывают в качестве курьеров: доставляют еду, развозят посылки. Для этой деятельности понадобится указать код ОКВЭД 53.20.3.

  • 53.20.31 доставка различными видами транспорта

  • 53.20.32 доставка еды на дом

  • 53.20.39 прочая доставка


Коды ОКВЭД для такси ИП 2019 для аренды, лизинга и продажи авто

Код ОКВЭД 45.11 используйте, если продаёте свои легковые автомобили и лёгкий транспорт оптом и в розницу

Код 77.1 можно указать, если вы планируете сдавать авто в аренду и лизинг 

  • 77.11 для легковых машин и автофургонов массой не более 3,5 т (без водителя)

  • 77.12 для грузовых т/с (без водителя)

ОКВЭД для такси ИП персонального исполнителя заказов

Код 96.09 используется теми, кто оказывает различные персональные услуги. Вы можете использовать его, если выступаете в качестве личного водителя.  

Деятельность такси: ОКВЭД 2019 для служб 

Большинство современных служб работают по принципу оказания информационных услуг. Диспетчерская приглашает на работу водителей на личных автомобилях, и берёт на себя роль по приёму и координации заказов, получая процент от каждого заказа или фиксированную оплату за день. Если вы организовали или планируете открыть компанию такси по такому принципу, то вам подойдут следующие варианты ОКВЭД такси в 2019 году.


ОКВЭД: диспетчерская служба такси

Код 82.20 обозначает деятельность центров обработки телефонных вызовов. Подходит службам, которые работают по принципу колл-центров.

Группа кодов 63.11 обозначает обработку данных, предоставление услуг по размещению информации и связанную с этим деятельность. Код этой группы 63.11.9 может подойти службам, которые предоставляют свой сайт или мобильное приложение для сбора заказов от пользователей.


Услуги такси: код ОКВЭД на 2019

Службам такси со своим автопарком могут подойти все перечисленные выше коды ОКВЭД для ИП такси. Определите, чем помимо привычных пассажирских перевозок занимается ваша служба, и выберите подходящий код.

  • Перевозите пассажиров автобусами — коды ОКВЭД для такси подойдут из класса 49.39 

  • Перевозите грузы — подойдут коды из группы 49.41

  • Занимаетесь доставкой — используйте коды группы 53.20.3

  • Сдаёте авто в аренду или на продажу — уточните группы кодов 45.11 и 77.1


Чтобы избежать ошибки и указать все необходимые вам коды, посмотрите подробный список кодов ОКВЭД 2.

www.taximaster.ru

Коды ОКВЭД для такси, перевозки пассажиров

Подборка кодов

49.31 Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров

49.31.2 Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам

49.31.21 Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам

49.32 Деятельность такси

49.39 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки

49.39.1 Перевозки междугородные и специальные сухопутным пассажирским транспортом по расписанию

49.39.11 Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию

49.39.12 Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию

49.39.13 Перевозки специальные автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по расписанию

49.39.2 Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем

49.39.3 Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные

49.39.31 Аренда городских и междугородных автобусов с водителем

49.39.32 Перевозка пассажиров автодорожными средствами для осмотра достопримечательностей

49.39.33 Перевозки чартерные нерегулярные на близкие расстояния городскими и междугородными автобусами

49.39.34 Перевозки чартерные нерегулярные на дальние расстояния городскими и междугородными автобусами

49.39.35 Перевозка пассажиров транспортными средствами, приводимыми в движение человеком или животными

49.39.39 Перевозки пассажиров сухопутным транспортом прочие, не включенные в другие группировки

Коды соответствуют новой редакции ОКВЭД 2

ФАЙЛЫ
Скачать коды ОКВЭД для такси, перевозки пассажиров в .PDFСкачать коды ОКВЭД для такси, перевозки пассажиров в .JPG

Смотрите также все коды ОКВЭД с расшифровкой и другие подборки кодов ОКВЭД

Пояснения и уточнения

Пассажиры – очень «благодарный» контингент для предпринимателя, поэтому осуществление пассажирских перевозок всегда будет прибыльным бизнесом при правильной его организации.

Перемещение людей различными видами транспорта относится к тому же виду деятельности, что и перемещение грузов, разница только в организации, в регулярности и способе перевозки.

Самые многочисленные перевозки людей происходят тем или иным видом наземного транспорта, ведь к нему относится множество транспортных средств, движущихся по расписанию или вне его, а также по специальному заказу клиентов. Если предприниматель предоставляет человеку в аренду транспортное средство вместе с лицом, им управляющим, он тоже считается организатором пассажирской перевозки.

Водный и воздушный транспорт также осуществляют перевозки пассажиров, только несколько в другом формате. В организацию такого бизнеса не входит ремонт и обслуживание водных и воздушных судов, а также их «магистралей» и терминалов: портов, причалов, аэропортов и т.п.

Очень распространенным видом внутригородской и междугородней перевозки пассажиров наземным транспортом является такси. Для организации этого бизнеса необходима соответствующая региональная лицензия и регистрация ИП или ООО, а также одно или несколько транспортных средств в собственности. Закон устанавливает дополнительные обязательные требования для таксистов:

  • обязательный техосмотр раз в полгода;
  • цветовые композиции («шашечки») на кузове и крыше авто;
  • таксометр (счетчик) в салоне;
  • оранжевая подсветка на крыше машины;
  • медицинские осмотры водителей перед рейсом;
  • водительский стаж таксиста не менее 3 лет.

Варианты организации бизнеса по такси-перевозкам:

  • ИП-перевозчик на собственном авто;
  • работа через диспетчерскую службу на своем или арендованном транспорте;
  • создание собственного автопарка и диспетчерской.

assistentus.ru

ИП или ООО для деятельности такси/пассажирские перевозки

Здравствуйте!

Учитывая  этот  вопрос

Так как как за рулем не сам, есть желание минимизировать ответственность в случае ДТП и подобных неприятностей… 

Вам  можно  использовать  договор  аренды  транспортного  средства

Гражданский  кодекс РФ

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг
по управлению и технической эксплуатации
 
Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

 
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

что  касается  ответственности водителей,  и  содержания   этих  автомобилей, то  это всё   надо  указывать  в  самом  договоре. Законом  установлено

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства

 
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажаобязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации
 
Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

 
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа,арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

При  форме  ведения  бизнеса   путём  заключения  договоров  аренды  транспортных  средств,  у Вас  минимизируются ответственность  и  расходы   на   содержание  автомобилей.

но нужно регистрировать ИП или ООО как обязательное условие для получения лицензии на такси. Какую форму юр.лица и какую систему налогооблажения мне лучше выбрать? 

Если  Вы   будете  сдавать  в  аренду  автомобили, тогда  самим  водителям  надо  будет  получать  разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, это  именно  разрешение  будет,  а  не  лицензия. Поэтому   сами  Вы   такое  разрешение   не  обязаны  будете  получать, но регистрировать  ООО  или  ИП  надо  будет  всё равно, потому   что  Ваша   деятельность  будет  являться  предпринимательской, а  осуществление  такой   деятельности  без соответствующий регистрации, может  служить причиной  к  привлечению   к  административной  ответственности.

  Можете   выбрать  осуществление  предпринимательской   деятельности  в  виде ИП. Хотя   её  основной недостаток  в  том,  что  существует  полная  материальная   ответственность,  но  если  Вы  заключаете  именно  договоры  аренды  транспортных  средств,  с  прописанными  в  Вашу  пользу   условиями,  риск  минимальный.

какую систему налогооблажения мне лучше выбрать? 

В  этой  ситуации  надо  исходить  из  того, что низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности, то  есть, когда доход большой, а расходов, связанных с осуществлением деятельности, мало. Например, сдача имущества в аренду.   Рентабельность можно посчитать и точнее, определив грань «высокорентабельной деятельности». Если посмотреть на соотношение ставок, то пропорция получится 40 на 60. Соответственно делаем вывод: для целей УСН бизнес высокорентабельный, если доля расходов в нем менее 60 процентов. Тогда есть смысл присмотреться к ставке 6 процентов и уплачивать налог с доходов. Если же бизнес не столь рентабельный и расходы составляют более 60% от доходов, скорее всего, выгоднее окажется применять ставку 15% к базе «доходы минус расходы». 

 Если  у  Вас  есть  дополнительные  вопросы, Вы  можете   написать  мне  в  чат  сообщение для  дополнительной  более  детализированной  консультации.

pravoved.ru

ОКВЭД такси \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу ОКВЭД такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: ОКВЭД такси

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 — 19 ноября 2016 г.): Сборник научных статей»
(отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова)
(«Статут», 2017)Все, что касается иных видов деятельности транспортных организаций, выходящих за рамки внутренней структуры, к транспортной деятельности отнести нельзя. Поэтому для целей настоящего исследования вряд ли можно брать за основу Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», который к деятельности транспорта относит аренду легкового такси (код ОКВЭД 60.22), аренду городских и междугородных автобусов с водителем (код ОКВЭД 60.23), аренду судов, включая лодки, с экипажем (код ОКВЭД класс 61), хранение жилых автофургонов и прицепов (код ОКВЭД 63.21.24), деятельность школ для получения летных сертификатов (код ОКВЭД 63.23) .

Нормативные акты: ОКВЭД такси

ФНС России от 12.11.2013 N ЕД-4-3/[email protected]
«Об организации работы по мониторингу законодательства Российской Федерации»ОКВЭД автотранспортные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом подразделяются на «Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.11), «Пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.12), «Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.13), «Международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.14), «Деятельность такси» (код 60.22).

www.consultant.ru

Мнение эксперта — Новости из жизни такси

С.Е. Швагерус,

Независимый эксперт в сфере деятельности такси

 

Такси? Такси! 

            О том, как должно работать такси разбираются все. Этому есть свое объяснение: такси – единственный вид пассажирского транспорта, где пассажир имеет возможность общения с водителем такси во время поездки. Ну, действительно – никто же тесно не общается с пилотом самолета, машинистом поезда, водителем автобуса? А водитель такси и расскажет все, и легковой автомобиль – транспортное средство – знакомо практически каждому пассажиру. 

             Однако, легковое такси – уникальный вид транспорта, аналогов которому не существует вообще. Все дело в том, что это единственный из существующих видов транспорта, в котором существует устный договор фрахтования транспортного средства. Именно эта особенность определяет деятельность такси как наиболее сложную для государственного регулирования сферу пассажирских перевозок – нужны специальные нормы права и особые механизмы для того, что бы система работала и развивалась. Прибавьте сюда интенсивное развитие информационных технологий, которые с одной стороны — сделали услугу заказа такси максимально доступной, а с другой стороны – «размывают», само понятие такси простотой оказания похожей услуги обычными легковыми автомобилями. Развитие мобильных приложений заказа такси во всем мире ставит под угрозу ведение бизнеса такси, который не выдерживает конкуренции из-за наличия специальных требований к транспортным средствам такси, в отличие от интернет – сервисов, организующих такую же перевозку пассажира обычными автомобилями, с обычным водителем, для которого это просто приработок, подработка. 

            В России, куда еще не докатилась массовая волна интернет – приложений заказа такси, похожая ситуация возникает из-за развития в последнее десятилетие, так называемых диспетчерских служб заказа такси по телефону. Основной принцип бизнеса и мобильных приложений и диспетчерских служб – получение процентов от стоимости перевозки, путем продажи принятых заказов в лучшем случае – таксистам, а так, как это трудно проконтролировать – чаще обычным гражданам, «подрабатывающим» частным извозом. При этом диспетчерскими службами, устанавливаются тарифы на перевозку, а так как они не несут расходов на организацию процесса производства таксомоторной услуги, конкуренция между службами идет на понижение цены перевозки, что делает нерентабельной работу, как таксопарков, так и частных таксистов. 

            Фактически, на рынке такси произошло отделение служб заказа такси (являющимися неотъемлемой частью такси) от самого такси, что приводит к изъятию 15-20% прибыли, которые раньше шли на развитие процесса производства таксомоторной услуги и качественное обновление специализированных транспортных средств такси. 

            В таких непростых условиях три года назад, в России, после памятного террористического акта в Домодедово, Федеральным законом было введено государственное регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. На протяжении двадцати лет, после развала Советской системы такси, поменялось очень многое – такси стало действительно массовым видом транспорта, изменились и условия, появились новые технологии, современное законодательство. Исчезли и специалисты, разбирающиеся в непростых вопросах регулирования такси.

            С принятием Федерального закона все полномочия по регулированию деятельности такси переданы субъектам Российской Федерации, на федеральном уровне нет органа государственной власти, отвечающего за этот вид транспорта. Между тем, федеральным законодательством заложены только основы государственного регулирования деятельности такси, и дальнейшее развитие законодательства лежит в плоскости создания региональных систем таксомоторного обслуживания населения. При этом региональное законотворчество должно соответствовать современным реалиям и основываться на методах информационного регулирования и контроля за деятельностью такси. 

             Предлагаемая ниже концепция регионального законодательства в сфере такси подготовлена на основе системного анализа международного, российского и советского опыта законодательного регулирования и организации деятельности такси, а также исследования современного развития региональных рынков таксомоторных услуг, с целью дальнейшей реализации в субъектах Российской Федерации.           

 Федеральное законодательство, регулирующее деятельность такси 

Деятельность легкового такси в Российской Федерации регулируется следующими Федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации:

           Законами субъекта Российской Федерации (согласно положениям федерального законодательства) могут устанавливаться следующие требования:

  • Соответствие легкового такси установленным цветовым гаммам;
  • Порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона ФЗ-69, а также Правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
  • Установление максимального количества легковых такси, устанавливаемых исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети. 

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (согласно положениям федерального законодательства), могут устанавливаться следующие требования:

  • Форма разрешения, срок его действия;
  • Порядок подачи заявления;
  • Порядок выдачи и переоформления разрешений;
  • Порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения;
  • Порядок ведения реестра выданных разрешений. 

Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» внесены изменения в ст. 26 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которым, у субъекта Российской Федерации появились полномочия по организации транспортного обслуживания населения легковым такси, а также, полномочия по осуществлению государственного регионального контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. 

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ (далее – Устав) определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, устанавливает права и обязанности сторон по договорам перевозки и договорам фрахтования транспортного средства. Согласно части 1 статьи 1 Устава отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что соответствует пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящему гражданское законодательство к ведению Российской Федерации. 

К полномочиям же, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (подпункт 12 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). При этом по указанным вопросам органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 263  Федерального закона № 184-ФЗ). 

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 5 статьи 263  Федерального закона № 184-ФЗ). 

Что касается принятия субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил организации транспортного обслуживания населения, согласно статье 26 Федерального закона № 184-ФЗ, административная ответственность за невыполнение или нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации может быть установлена законом субъекта Российской Федерации в случае, если она не установлена федеральным законом. 

            Конституционный суд Российской Федерации, в своем постановлении № 16-П от 13 июля 2010 года, подтвердил правомочие субъекта Российской Федерации нормативно закреплять меры по организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, если:

  • Вводимые нормы и требования не ограничивают возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • Не заставляют субъектов предпринимательской деятельности получать документы, не предусмотренные федеральным законодательством;
  • Не вводят новые условия допуска к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
  • Введение данных норм создает равные условия для участников рынка таксомоторных услуг и направлены на защиту добросовестной конкуренции. 

Проблема нелегального извоза и правовой статус

«Диспетчерских служб» 

По состоянию на декабрь 2013 года в Российской Федерации выдано свыше 560000 разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, это составляет 1/3 от общего числа легковых транспортных средств, так или иначе задействованных в коммерческих перевозках пассажиров легковыми автомобилями. 

Проблема неэффективной реализации требований федерального законодательства в сфере перевозок пассажиров легковым такси, прежде всего, лежит в отсутствии полноценной системы законодательного обеспечения деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на региональном уровне, в условиях наличия у субъектов Российской Федерации всех необходимых полномочий для создания такой системы. 

Прежде всего, речь идет о регулировании деятельности так называемых «Диспетчерских служб» — служб вызова такси. 

В середине 2000 годов, на нерегулируемом рынке таксомоторных услуг, с развитием современных, инновационных, информационных технологий, в условиях экономической невыгодности владения собственным парком такси, стало формироваться понятие «Диспетчерская служба» (далее – ДС), основной функцией которой является организация приема и передачи заказов на перевозку пассажиров легковыми автомобилями, без организации процесса производства таксомоторной услуги. 

Развитие информационных технологий на таксомоторном транспорте за последние 10 лет привело к полному изменению как способа передачи заказа (ко всем видам связи прибавились специальные интернет — приложения, активно вытесняющие в мегаполисах традиционный «взмах руки»), так и использования практически всеми операторами такси современных программно — аппаратных комплексов, с использованием спутниковой навигации. Благодаря широкому распространению смартфонов, простоте использования специальных программ, оснащение «терминалами приема заказов» транспортных средств, используемых в качестве такси, по экспертным оценкам сегодня достигает более 800000, а количество ДС – около 10000 организаций, что позволяет с минимальными усилиями организовывать перевозку пассажиров легковыми автомобилями практически любым физическим лицом, не имеющим разрешения. 

Необходимо учитывать, что сегодня деятельность ДС не привязана к региону, где оказывается услуга легкового такси — особенно широкое развитие получили так называемые «Сетевые федеральные диспетчерские службы», работающие в десятках городов, при этом колл-центр, в котором принимаются с помощью интернет – телефонии заказы, находится в другом городе, а сервера с информацией, как правило – за границей Российской Федерации. 

При этом, за последнее десятилетие, в условиях повсеместного отсутствия в системе государственного управления, высококвалифицированных специалистов по организации деятельности такси, на рынке таксомоторных услуг сложился устойчивый стереотип  — ДС как отдельного вида деятельности, оказывающей информационные услуги и не несущей никакой ответственности. В Государственную Думу ФС РФ даже поступили несколько проектов Федеральных законов, устанавливающих определение деятельности ДС и ее ответственность. 

Однако, исходя из федерального законодательства, деятельность ДС нельзя квалифицировать как обычную информационную службу или транспортно-экспедиционную деятельность (ГК РФ), поскольку она распространяется только на перевозку грузов, при этом, ст. 31 п. 3 Устава определенно, что устный договор фрахтования легкового такси может быть заключен посредством принятия к выполнению заказа фрахтователя. Статьей 103 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  определенно, что заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. 

Таким образом, федеральным законодательством исчерпывающе описана правовая природа ДС:

— ДС принимая заказ фрахтователя, заключает устный договор фрахтования легкового такси, приобретает с этого момента все права и обязанности фрахтовщика легкового такси, и в случае передачи заказа для исполнения физическому лицу, не имеющего разрешения, несет ответственность, установленную КОАП РФ, так как обязана заключить с данным физическим лицом договор аренды ТС и в установленном порядке получить разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. 

В случае передачи принятого заказа для исполнения физическому лицу — индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, имеющим в установленным порядке полученное разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действует в этом случае как представитель фрахтовщика, на основании агентского договора (ГК РФ). 

Исходя из выше описанного, сложившийся стереотип ДС как деятельности по оказанию информационных услуг является ошибочным, поскольку прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси, без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси, не соответствует федеральному законодательству, а ответственность за работу без лицензии (специального разрешения) также предусмотрена действующим законодательством. 

Таким образом, под понятие фрахтовщика легкового такси попадают и «классические» диспетчерские службы, использующие разные виды связи и владельцы интернет-приложений, обеспечивающие заказ такси нажатием кнопки на смартфоне. 

Предложения по нормативно – правовому  регулированию деятельности такси в субъекте Российской Федерации 

В условиях массового развития информационных технологий, большого количества субъектов предпринимательской деятельности, методы регулирования деятельности такси, заложенные федеральным законодательством недостаточны, поскольку региональные органы власти регулируют деятельность легальных таксистов, а ГИБДД борется со следствием, а не с причиной, так как борьба с нелегальным извозом, направлена на контроль наличия разрешений в ходе управления транспортным средством у водителей такси. 

Выходом из сложившейся ситуации является принятие нормативно-правовых актов – постановлений высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в рамках реализации полномочий субъекта Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и государственного регионального контроля в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также разработка и принятие программ развития легкового такси, предусматривающих ряд мер экономического характера. 

Нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации должны предусматривать:

1. Создание на принципах государственно-частного партнерства региональной автоматической информационной системы контроля и организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, объединяющей реестр выданных разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, информацию с бортовой аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленных на легковых такси и информацию программно-аппаратных комплексов приема-передачи заказов легкового такси участников регионального рынка таксомоторных услуг.

2.      Принятие стандартов деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и заказа легкового такси с использованием любых видов связи. 

В настоящее время, в России существуют технологические предпосылки для создания подобных региональных информационных систем —  речь идет о нормах Технического регламента касающихся оснащения транспортных средств такси оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также введения в эксплуатацию государственной системы ЭРА ГЛОНАСС. 

Реализация этих требований фактически означает подключение ТС такси к единой информационно-навигационной системе, что позволит создать условия для кратного снижения рыночной стоимости услуги диспетчеризации вызова легкового такси, тем самым сделав более рентабельным процесс производства таксомоторной услуги, и соответственно, в разы снизит привлекательность бизнеса диспетчерских служб по «продаже заказов». Кроме того, создание подобных систем приведет к переориентации государственного регионального контроля деятельности такси с методов контроля за деятельностью, на эффективный контроль за информацией, что позволит создать наиболее современную в мире систему регулирования деятельности такси. 

            В современных условиях постиндустриального общества и появления фактически новых видов транспорта и транспортных услуг, невозможно эффективно выстраивать системы государственного регулирования деятельности, опирающиеся на устаревшие принципы. Без отвечающих самым последним тенденциям государственных информационных систем сегодня невозможно реально ввести ни одно требование к участникам рынка. 

            Деятельность такси – очень современная, развивающаяся, инновационная сфера общественного транспорта. И конечно, затронутые в этой статье вопросы – далеко не все, которые интересуют государство, бизнес и потребителей услуг. Но, безусловно – одни из главных, поскольку касаются определения законодательных принципов деятельности такси. 

Источник: www.протранспорт.рф

taxilife.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о