Ликвидация фонда пошаговая инструкция – Порядок ликвидации фондов. | Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области

Содержание

Порядок ликвидации фондов. | Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области

В отличие от других некоммерческих организаций фонд может быть ликвидирован только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае неоднократного, грубого нарушения законодательства Российской Федерации, либо в случае осуществления фондом экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Решение об обращении в суд могут принять заинтересованные лица, в том числе члены высшего руководящего органа фонда. Данное решение оформляется в виде протокола заседания соответствующего органа и представляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) на первом этапе государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией.

Рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, подведомственно судам общей юрисдикции, о чем указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», поскольку дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 154) гражданское дело рассматривается в срок не более двух месяцев, со дня поступления заявления в суд, при условии, что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания для отложения рассмотрения дела, приостановления дела, а также, если решение в дальнейшем не обжалуется.
Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.
После чего решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры ликвидации фонда принимается Управлением не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. На основании данного решения регистрирующий орган – Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.
Что касается порядка проведения ликвидации, то он состоит в следующем.
Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.
Процесс государственной регистрации ликвидации фонда проводится в два этапа:
На первом этапе в Управление Минюста России по Владимирской области фондом представляются следующие документы:
— уведомление о принятии решения о ликвидации фонда;
— уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) фонда;
— решение фонда по вопросу его ликвидации, решение суда о ликвидации фонда, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда.
На первом этапе Управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений об избрании ликвидатора некоммерческой организации.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор):
— помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;
— принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;
— по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Для завершения процедуры ликвидации некоммерческой организации на втором этапе по истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации, в Управление ликвидационной комиссией (ликвидатором) представляются:
— уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации;
— заявление о государственной регистрации ликвидации;
— промежуточный ликвидационный баланс;
— ликвидационный баланс;
— решение об утверждении ликвидационного промежуточного баланса;
— решение об утверждении ликвидационного баланса.
Формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть подлинником.
Кроме вышеуказанных документов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе представить в Управление по собственной инициативе:
— документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Необходимо отметить, что если указанный документ не представлен, Управление самостоятельно запрашивает сведения в рамках межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
— документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Представляемые уведомления и заявление заверяются подписью заявителя (Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На основании представленных документов Управлением в течение трех рабочих дней принимается решение о государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией. Документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Формы документов, а также требования к их заполнению размещены на интернет-сайте Управления в разделе «Некоммерческие организации» по адресу: to33.minjust.ru.

to33.minjust.ru

причины, пакет документов, процедура, последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Процедура ликвидации фонда подчиняется обязательному порядку и не может быть изменена по желанию учредителей или органов власти без соответствующей нормативной базы.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Исковое заявление о ликвидации фонда — 1 Исковое заявление о ликвидации фонда — 2 Исковое заявление о ликвидации фонда — 3 Исковое заявление о ликвидации фонда — 4

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Последствия ликвидации

  • Юридически фонд не несет ответственности за деятельность и долговые обязательства своих участников. Это же правило действует и в обратном направлении.
  • По своим обязательствам фонд отвечает только личными средствами и имуществом, находящемся на балансе.
  • При наличии непогашенных задолженностей участники фонда не несут ответственность личными средствами.
  • Оставшиеся после ликвидации средства фонда не могут быть разделены между его членами. Имущество реализуется или передается на баланс муниципалитету.
  • Денежные средства направляются на выполнение изначальных целей фонда или также передаются государству.

uriston.com

Порядок ликвидации фонда и особенности этого процесса

Перед тем, как рассматривать порядок ликвидации фонда нужно понимать, что деятельность фондов не регулируется определёнными законодательными нормами, поэтому к ним государство проявляет особое повышенное внимание. Лишь гражданское законодательство регулирует их деятельность. Под понятием фонда подразумевается некоммерческая структура, в которой в добровольном порядке объединены физические и юридические лица.

Устав фондов

Известно, что фонд – это некоммерческая юридическая организация, поэтому ее деятельность должна быть урегулирована уставом. Именно устав является самым важным документом в фонде, который утверждают все учредители.

В уставе указывается:

1. Адрес организации.

2. Цель деятельности фонда.

3. Место нахождения филиалов, а также полное наименование.

4. Наименование органа управления, который может быть:

  • высшим;
  • надзорным;
  • исполнительным;
  • контрольно-ревизионным.

5. Порядок назначения лиц на должности.

6. Порядок освобождения должностного лица от его обязанностей.

7. Процесс проведения ликвидации фонда.

8. Способы, по которым будет распределено всё имущество фонда при процедуре ликвидации.

Что относится к правам и обязанностям фондов?

Ведение бухгалтерии в фонде осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а значит, организация должна владеть своим бухгалтерским балансом.

Права фондов:

1. Фонды вправе обзаводиться разными штампами.

2. Фонд имеет право пользоваться бланками, что обеспечивает более удобное ведение деятельности организации.

3. Фонд вправе использовать собственную эмблему.

4. Фонд может открывать филиалы.

Помимо прав, фонды наделены некоторыми обязанностями:

1. Должна быть печать, на которой содержится необходимая информация о фонде.

2. Должен составляться ежегодный отчёт об имуществе, которое передавалось членам организации добровольно.

Может ли быть ликвидация фонда добровольной?

Деятельность организации регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, где определено, что ликвидировать фонд на добровольной основе невозможно. Лишь в судебном порядке можно прекратить работу организации, но при условии некоторых причин, а именно:

1. Нехватка средств, чтобы дальше осуществлять деятельность фонда, а также отсутствие возможности их изыскания в дальнейшем (как правило, фонд признаётся банкротом).

2. Невозможность осуществления целей и задач, которые ставились при создании фонда.

3. Осуществление иной направленности действий фонда.

4. Иные причины, установленные законом и нормативными актами.

В судебный орган обращаются учредители фонда при условии наличия вышеперечисленных причин. Но существует ряд причин, которые могут послужить основанием для ликвидации фонда по инициативе органов государственной власти:

1. Если фонд работает, не имея лицензии на осуществление деятельности.

2. При условии наличия многократных нарушений нормативных актов, а также законодательства.

3. Если фонд осуществляет деятельность, не указанную в уставе.

Ликвидация организации по судебному решению

Чтобы осуществить ликвидацию фонда через суд, необходима следующая процедура:

1. Инициаторами ликвидации фонда подается исковое заявление в судебный орган.

2. Суд принимает решение:

  • о направлении заявления на рассмотрение;
  • об оставлении исковых требований без движения;
  • об отказе в принятии иска.

3. В случае если иск был принят к рассмотрению, судом создается специальная ликвидационная комиссия. В таком случае, все руководство организации отстраняют от управления.

4. В средствах массовой информации публикуется информация о ликвидации фонда.

5. Происходит процесс установления имеющихся кредиторов.

6. Подготавливается промежуточный баланс.

8. Проводится процедура по составлению ликвидационного баланса.

9. В банковских организациях закрываются все счета фонда.

10. Уничтожается печать организации.

11. Все документы фонда сдаются в архив.

12. Фонд снимается с регистрационного учёта.

Все требования кредиторов подлежать удовлетворению.

Несмотря на сложный процесс ликвидации фонда, учредители не несут никакой ответственности (личным имуществом) по обязательствам.

codexlaw.ru

основания, пакет документов, пошаговая инструкция

Деятельность некоммерческого фонда регламентируется ФЗ РФ № 7. Согласно этому нормативному акту, прекращение работы организации происходит в порядке, установленном в этом и других законах, а также в ГК РФ. Далее рассмотрим пошаговую инструкцию ликвидации фонда.

Общие сведения

Фондом, в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 7, признается некоммерческая структура, не имеющая членства, утвержденная юрлицами либо гражданами на основе добровольных взносов. Создается такая организация для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.

Все имущество, которое получено фондом от учредителей, признается его собственностью. При этом участники НКО не отвечают по обязательствам созданного ими юрлица, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

Законодательство предписывает организации ежегодно публиковать отчеты об использовании собственного имущества.

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, закрепленным уставом. Для этого НКО может создать хозяйственное общество или стать участником такого объединения.

Надзорным органом фонда выступает его попечительский совет. Он контролирует процедуру принятия решений другими структурами, образованными в НКО, обеспечивает их реализацию, осуществляет надзор за использованием имущества, соблюдением законодательства. Попечительский совет работает на общественных началах. Порядок его создания и деятельности закрепляется в уставе фонда, утвержденном учредителями.

В законодательстве предусмотрена возможность создания фондов разного вида. Большой популярностью в последнее время пользуются благотворительные фонды. Цели этих НКО самые разные. Одни фонды помогают гражданам, оказавшимся в сложной ситуации, другие поддерживают развитие спорта, образования и пр. Надо сказать, что далеко не всегда организациям удается достичь поставленных целей. Нередко деятельность фонда не приносит ожидаемых результатов, и его приходится ликвидировать.

Первый этап

В процедуре ликвидации фонда можно выделить несколько стадий. На первом этапе принимается решение о прекращении деятельности организации. Оно выносится судом. Для его принятия необходимо, чтобы заинтересованные лица подали заявление о ликвидации фонда. В законодательстве закреплены основания, по которым может быть прекращена работа организации. Ликвидация фонда по решению суда возможна, если:

  • имущества, имеющегося в распоряжении, недостаточно для достижения целей, определенных в уставе, а получение материальных ценностей в будущем является сомнительным;
  • цели создания фонда не могут быть достигнуты по объективным причинам, а их изменение невозможно;
  • организация в своей деятельности уклоняется от достижения поставленных целей и др.

Перечень оснований, закрепленных законодательством, является открытым.

Специфика разбирательства

Дела о ликвидации некоммерческих фондов рассматриваются инстанциями общей юрисдикции. Заинтересованное лицо направляет заявление в районный суд, находящийся по месту расположения организации.

В качестве заинтересованного лица может выступать не только уполномоченный орган фонда или его должностное лицо, но и учредитель.

По общим правилам, решение о ликвидации должно быть принято в течение двух месяцев с даты поступления иска. Соответствующее положение закреплено в ст. 154 ГПК РФ.

При ликвидации фонда (благотворительного в том числе) назначается комиссия или лицо, уполномоченное координировать процедуру. Суд также определяет порядок и срок ее проведения. С момента назначения комиссия принимает на себя управление делами фонда.

Извещение о начале процедуры

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, участники (учредители) организации либо орган, вынесший решение о ликвидации, в трехдневный срок с момента его принятия в письменной форме сообщают об этом в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц. На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ (единый госреестр) вносятся сведения о том, что начата процедура прекращения деятельности организации.

Кроме того, заинтересованные лица должны опубликовать сведения о ликвидации фонда в официальных изданиях в порядке, закрепленном законодательством.

Важный момент

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13.1 ФЗ РФ № 7, Минюст принимает решение о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда. В силу п. 1 ст. 13.1 ФЗ № 7 и п. 1,2 ст. 9 ФЗ № 129, а также согласно приказу Минюста РФ, формы заявлений, которые требуются для госрегистрации НКО и внесения изменений в учредительные документы, устанавливаются в соответствии с приказом ФНС от 25.01.2012 г.

Перечень документов

Для ликвидации внебюджетных фондов в трехдневный срок с момента вступления в силу судебного постановления председатель ликвидационной комиссии (или ликвидатор) предоставляет в территориальное подразделение Минюста следующие бумаги:

  1. Уведомление по ф. Р15001. Эта форма утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-6/[email protected]
  2. Копию судебного постановления о ликвидации фонда и назначении комиссии (ликвидатора).
  3. Протокол заседания исполнительного органа организации, принявшего решение о прекращении деятельности НКО.

Уведомление подписывается уполномоченным лицом. Подпись должна быть заверена нотариально. В связи с тем, что к моменту направления извещения в территориальное подразделение Минюста комиссия уже сформирована (или назначен ликвидатор), в качестве этого уполномоченного лица выступает председатель комиссии (либо сам ликвидатор).

Принятие решения Минюстом

Территориальное подразделение Министерства Юстиции выносит постановление о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда и назначении комиссии (или ликвидатора). На принятие постановления отводится в общем не больше 17 дней (рабочих). При этом отправка документов в ФНС производится не позже дня, идущего за датой вынесения указанного выше постановления.

Необходимо отметить, что с 1 января 2015 г. нет необходимости извещать органы, контролирующие уплату страховых взносов, о начале ликвидации фонда. Кроме того, в НК отсутствует предписание о направлении уведомления в территориальную ИФНС.

Публикация сообщения

Ликвидационная комиссия (или ликвидатор) ответственны за своевременное размещение сведений о начале процедуры в официальных изданиях (в частности, «Вестнике государственной регистрации»). Опубликованию подлежит информация о ликвидации организации, сроке и порядке заявления требований кредиторами. Необходимо учесть, что срок не должен быть больше двух месяцев с даты опубликования.

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается также обязанность принять меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Кроме того, комиссии надлежит направить кредиторам письменное уведомление о начале процедуры ликвидации.

Составление промежуточного баланса

После завершения срока, отведенного кредиторам для предъявления требований, комиссия формирует ликвидационный баланс. В нем отражается информация о составе имущества организации, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Ликвидационный баланс подлежит утверждению учредителями.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 129, о составлении баланса должен быть уведомлен регистрирующий орган. Для этого соответствующая информация вносится в форму Р15001. В п. 2.3 разд. 2 этого уведомления необходимо поставить галочку, указывающую на то, что подача документа осуществляется в связи с составлением баланса. В качестве заявителя выступает ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии.

Нюансы

Обратите внимание, законодательство не связывает требование о публикации сообщения о ликвидации, сроках и порядке заявления кредиторами их претензий и составления баланса с наличием кредиторской задолженности у фонда. Что это значит? Это значит, что даже если организация не вела никакой деятельности, сдала нулевую отчетность, не имела кредиторской задолженности, она обязана выполнить все предписания, предусмотренные в законодательстве для процедуры ликвидации. Даже при отсутствии долгов промежуточный баланс организации необходимо составить и утвердить не ранее чем через два месяца после опубликования уведомления о ликвидации фонда в «Вестнике государственной регистрации».

Расчеты с кредиторами

Они начинаются с даты утверждения промежуточного баланса. Расчеты осуществляет комиссия или ликвидатор в порядке, закрепленном п. 4 ст. 63 и 64 статьей ГК РФ. После их проведения формируется ликвидационный баланс. Его также утверждают учредители фонда.

Разумеется, в случае отсутствия у организации кредиторской задолженности необходимость в расчетах отпадает. В этой связи, эксперты полагают, что промежуточный и итоговый балансы можно составить и утвердить одновременно.

Дополнительно

В связи с тем, что формы итогового и промежуточного балансов не утверждены, их можно составить на основе существующей утвержденной формы бухгалтерского баланса с указанием необходимого наименования.

Утверждение составленного документа оформляется путем проставления в нем отметок учредителями или составлением приложения, в котором отражается решение об утверждении.

Необходимо отметить, что ИФНС обязана предъявить все требования к фонду по отчислению обязательных платежей с момента предоставления уведомления о начале ликвидации до предъявления документа для госрегистрации процедуры.

Регистрация ликвидации

Она осуществляется после утверждения итогового баланса. Для госрегистрации ликвидации необходимы следующие документы:

  1. Заявление. Оно составляется по форме Р16001. Заявление подписывает ликвидатор или председатель комиссии. Подпись должна быть удостоверена нотариально.
  2. Итоговый баланс.
  3. Квитанция об оплате пошлины за внесение сведений в реестр.
  4. Документ, подтверждающий уведомление ПФР о начале процедуры. Если эта справка заявителем не предоставлена, регистрирующий орган направляет запрос в Пенсионный фонд по каналам межведомственного взаимодействия.

Дополнительно рекомендуется предъявить решение об утверждении итогового баланса или протокол заседания, на котором оно было принято, а также копию публикации уведомления в «Вестнике».

Госрегистрация ликвидации осуществляется в течение 10 дней (рабочих) с даты предоставления документов. После внесения сведений в ЕГРЮЛ деятельность фонда считается прекращенной.

fb.ru

основания, пакет документов, пошаговая инструкция

Закон 11 января 2019

Деятельность некоммерческого фонда регламентируется ФЗ РФ № 7. Согласно этому нормативному акту, прекращение работы организации происходит в порядке, установленном в этом и других законах, а также в ГК РФ. Далее рассмотрим пошаговую инструкцию ликвидации фонда.

Общие сведения

Фондом, в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 7, признается некоммерческая структура, не имеющая членства, утвержденная юрлицами либо гражданами на основе добровольных взносов. Создается такая организация для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.

Все имущество, которое получено фондом от учредителей, признается его собственностью. При этом участники НКО не отвечают по обязательствам созданного ими юрлица, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

Законодательство предписывает организации ежегодно публиковать отчеты об использовании собственного имущества.

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, закрепленным уставом. Для этого НКО может создать хозяйственное общество или стать участником такого объединения.

Надзорным органом фонда выступает его попечительский совет. Он контролирует процедуру принятия решений другими структурами, образованными в НКО, обеспечивает их реализацию, осуществляет надзор за использованием имущества, соблюдением законодательства. Попечительский совет работает на общественных началах. Порядок его создания и деятельности закрепляется в уставе фонда, утвержденном учредителями.

В законодательстве предусмотрена возможность создания фондов разного вида. Большой популярностью в последнее время пользуются благотворительные фонды. Цели этих НКО самые разные. Одни фонды помогают гражданам, оказавшимся в сложной ситуации, другие поддерживают развитие спорта, образования и пр. Надо сказать, что далеко не всегда организациям удается достичь поставленных целей. Нередко деятельность фонда не приносит ожидаемых результатов, и его приходится ликвидировать.

Первый этап

В процедуре ликвидации фонда можно выделить несколько стадий. На первом этапе принимается решение о прекращении деятельности организации. Оно выносится судом. Для его принятия необходимо, чтобы заинтересованные лица подали заявление о ликвидации фонда. В законодательстве закреплены основания, по которым может быть прекращена работа организации. Ликвидация фонда по решению суда возможна, если:

  • имущества, имеющегося в распоряжении, недостаточно для достижения целей, определенных в уставе, а получение материальных ценностей в будущем является сомнительным;
  • цели создания фонда не могут быть достигнуты по объективным причинам, а их изменение невозможно;
  • организация в своей деятельности уклоняется от достижения поставленных целей и др.

Перечень оснований, закрепленных законодательством, является открытым.

Специфика разбирательства

Дела о ликвидации некоммерческих фондов рассматриваются инстанциями общей юрисдикции. Заинтересованное лицо направляет заявление в районный суд, находящийся по месту расположения организации.

В качестве заинтересованного лица может выступать не только уполномоченный орган фонда или его должностное лицо, но и учредитель.

По общим правилам, решение о ликвидации должно быть принято в течение двух месяцев с даты поступления иска. Соответствующее положение закреплено в ст. 154 ГПК РФ.

При ликвидации фонда (благотворительного в том числе) назначается комиссия или лицо, уполномоченное координировать процедуру. Суд также определяет порядок и срок ее проведения. С момента назначения комиссия принимает на себя управление делами фонда.

Извещение о начале процедуры

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, участники (учредители) организации либо орган, вынесший решение о ликвидации, в трехдневный срок с момента его принятия в письменной форме сообщают об этом в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц. На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ (единый госреестр) вносятся сведения о том, что начата процедура прекращения деятельности организации.

Кроме того, заинтересованные лица должны опубликовать сведения о ликвидации фонда в официальных изданиях в порядке, закрепленном законодательством.

Важный момент

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13.1 ФЗ РФ № 7, Минюст принимает решение о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда. В силу п. 1 ст. 13.1 ФЗ № 7 и п. 1,2 ст. 9 ФЗ № 129, а также согласно приказу Минюста РФ, формы заявлений, которые требуются для госрегистрации НКО и внесения изменений в учредительные документы, устанавливаются в соответствии с приказом ФНС от 25.01.2012 г.

Перечень документов

Для ликвидации внебюджетных фондов в трехдневный срок с момента вступления в силу судебного постановления председатель ликвидационной комиссии (или ликвидатор) предоставляет в территориальное подразделение Минюста следующие бумаги:

  1. Уведомление по ф. Р15001. Эта форма утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-6/[email protected]
  2. Копию судебного постановления о ликвидации фонда и назначении комиссии (ликвидатора).
  3. Протокол заседания исполнительного органа организации, принявшего решение о прекращении деятельности НКО.

Уведомление подписывается уполномоченным лицом. Подпись должна быть заверена нотариально. В связи с тем, что к моменту направления извещения в территориальное подразделение Минюста комиссия уже сформирована (или назначен ликвидатор), в качестве этого уполномоченного лица выступает председатель комиссии (либо сам ликвидатор).

Принятие решения Минюстом

Территориальное подразделение Министерства Юстиции выносит постановление о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда и назначении комиссии (или ликвидатора). На принятие постановления отводится в общем не больше 17 дней (рабочих). При этом отправка документов в ФНС производится не позже дня, идущего за датой вынесения указанного выше постановления.

Необходимо отметить, что с 1 января 2015 г. нет необходимости извещать органы, контролирующие уплату страховых взносов, о начале ликвидации фонда. Кроме того, в НК отсутствует предписание о направлении уведомления в территориальную ИФНС.

Публикация сообщения

Ликвидационная комиссия (или ликвидатор) ответственны за своевременное размещение сведений о начале процедуры в официальных изданиях (в частности, «Вестнике государственной регистрации»). Опубликованию подлежит информация о ликвидации организации, сроке и порядке заявления требований кредиторами. Необходимо учесть, что срок не должен быть больше двух месяцев с даты опубликования.

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается также обязанность принять меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Кроме того, комиссии надлежит направить кредиторам письменное уведомление о начале процедуры ликвидации.

Составление промежуточного баланса

После завершения срока, отведенного кредиторам для предъявления требований, комиссия формирует ликвидационный баланс. В нем отражается информация о составе имущества организации, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Ликвидационный баланс подлежит утверждению учредителями.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 129, о составлении баланса должен быть уведомлен регистрирующий орган. Для этого соответствующая информация вносится в форму Р15001. В п. 2.3 разд. 2 этого уведомления необходимо поставить галочку, указывающую на то, что подача документа осуществляется в связи с составлением баланса. В качестве заявителя выступает ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии.

Нюансы

Обратите внимание, законодательство не связывает требование о публикации сообщения о ликвидации, сроках и порядке заявления кредиторами их претензий и составления баланса с наличием кредиторской задолженности у фонда. Что это значит? Это значит, что даже если организация не вела никакой деятельности, сдала нулевую отчетность, не имела кредиторской задолженности, она обязана выполнить все предписания, предусмотренные в законодательстве для процедуры ликвидации. Даже при отсутствии долгов промежуточный баланс организации необходимо составить и утвердить не ранее чем через два месяца после опубликования уведомления о ликвидации фонда в «Вестнике государственной регистрации».

Расчеты с кредиторами

Они начинаются с даты утверждения промежуточного баланса. Расчеты осуществляет комиссия или ликвидатор в порядке, закрепленном п. 4 ст. 63 и 64 статьей ГК РФ. После их проведения формируется ликвидационный баланс. Его также утверждают учредители фонда.

Разумеется, в случае отсутствия у организации кредиторской задолженности необходимость в расчетах отпадает. В этой связи, эксперты полагают, что промежуточный и итоговый балансы можно составить и утвердить одновременно.

Дополнительно

В связи с тем, что формы итогового и промежуточного балансов не утверждены, их можно составить на основе существующей утвержденной формы бухгалтерского баланса с указанием необходимого наименования.

Утверждение составленного документа оформляется путем проставления в нем отметок учредителями или составлением приложения, в котором отражается решение об утверждении.

Необходимо отметить, что ИФНС обязана предъявить все требования к фонду по отчислению обязательных платежей с момента предоставления уведомления о начале ликвидации до предъявления документа для госрегистрации процедуры.

Регистрация ликвидации

Она осуществляется после утверждения итогового баланса. Для госрегистрации ликвидации необходимы следующие документы:

  1. Заявление. Оно составляется по форме Р16001. Заявление подписывает ликвидатор или председатель комиссии. Подпись должна быть удостоверена нотариально.
  2. Итоговый баланс.
  3. Квитанция об оплате пошлины за внесение сведений в реестр.
  4. Документ, подтверждающий уведомление ПФР о начале процедуры. Если эта справка заявителем не предоставлена, регистрирующий орган направляет запрос в Пенсионный фонд по каналам межведомственного взаимодействия.

Дополнительно рекомендуется предъявить решение об утверждении итогового баланса или протокол заседания, на котором оно было принято, а также копию публикации уведомления в «Вестнике».

Госрегистрация ликвидации осуществляется в течение 10 дней (рабочих) с даты предоставления документов. После внесения сведений в ЕГРЮЛ деятельность фонда считается прекращенной.


Комментарии

Подпишись на обновления данного обсуждения!

Подписаться Юлия Владимирова пишет сообщение Юлия Владимирова Есть тут кто живой?
Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *