Ликвидация отсутствующего юридического лица – Ликвидация юридических лиц, отсутствующих по своему юридическому адресу

Содержание

Ликвидация юридических лиц, отсутствующих по своему юридическому адресу

Налоговые органы всерьез взялись за ликвидацию юридических лиц, которые не получают корреспонденцию по своему юридическому адресу. В частности, в своих письмах и разъяснениях ФНС России указывает на необходимость подачи искового заявления в суд о ликвидации юридического лица, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна.

Связано это с тем, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ).

Право налогового органа ликвидировать юридическое лицо в судебном порядке закреплено в п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также в п. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации».

Стоит отметить, что для подачи налоговым органом искового заявления в суд, должны соблюдаться следующие условия:

— есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна — представители компании по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается;

— по адресу организации направлялось уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе. Причем, уведомление отправлялось также по адресу прописки учредителей и руководителя;

— к организации не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа во внесудебном порядке как к недействующей организации[2].

Суды поддерживают налоговые органы в вопросе ликвидации юридических лиц, в связи с невозможностью связаться с ними по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ. В частности в п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указано, что «при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации»)».

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 З, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации).

Стоит заметить, что случаи ликвидации юридических лиц по основанию, указанному в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 уже не единичны, что подтверждается распространенной судебной практикой.

Таким образом, необходимо помнить, что существует реальный риск ликвидации юридического лица в судебном порядке, по заявлению регистрирующего органа, если организация систематически не получает корреспонденцию по адресу своего места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ (по юридическому адресу).


[1] Письма ФНС России от 12 декабря 2013 г. N СА-4-7/22406; от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088

[2] Согласно п. 1 ст. 64.2 считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, во внесудебном порядке, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев не представляло налоговой отчетности, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету

[3] Решение АС города Москвы от 05 марта 2015 года по делу А40-218917/2014; Решение АС города Москвы от 14 апреля 2015 года по делу № А 41-7122/2015; Решение АС города Москвы Решение АС города Москвы от 10 февраля 2015 года по делу А40-218707/2014; Решение АС города Москвы от 24 апреля 2015 г. по делу № А40-22773/2015; Решение /АС Тюменской области от 5 мая 2015 года по делу А70-3156/2015; Решение АС Амурской области от 30 апреля 2015 г. по делу № А04-1921/2015; Решение АС Республики Карелия от 24 апреля 2015 г. по делу № А26-425/2015;

Также вас может заинтересовать:

Официальная ликвидация ООО под ключ в Москве

www.basalt.ru

последствия и риски для учредителей

Автор Роман Абдрахманов На чтение 8 мин. Просмотров 503 Опубликовано

Каждый предприниматель, прежде чем открыть своё дело, должен тщательно продумать тактику ведения бизнеса, основной род деятельности. Как известно, ликвидировать предприятие намного сложнее, поэтому изначально лучше не допускать до такого.

Но если ситуация сложилась так, что деятельность утратила актуальность, предприятие стало убыточным, то учредителям приходится ликвидировать компанию. Чтобы избежать дополнительных издержек, можно подвести под принудительную ликвидацию.
Не менее актуален вопрос и для добросовестных учредителей. Им также нужно знать, за что могут закрыть бизнес и кто. В обоих случаях важно знать основания и последствия, чтобы добиться положительного разрешения ситуации.

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.

Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.
В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  • любые нарушения действующего законодательства;
  • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  • недостоверный адрес расположения юридического лица.

Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.

На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
  • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  • иск направляется в суд;
  • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.

Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Как действует налоговая

Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

  • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
  • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
  • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги

Порядок ликвидация весьма прост. Он не зависит от причин и особенностей закрытия ООО. Зачастую компания ликвидируется намного быстрее, чем это предусмотрено нормативными актами, но иногда её закрыть невозможно. Речь идёт как раз о тех ситуациях, когда у ООО имеются непогашенные долги. До тех пор, пока учредители не возместят сумму долга, компания продолжает существовать.

Если это невозможно, то потребуется ликвидировать путём банкротства, назначая предварительно конкурсного управляющего и пытаясь вернуть компании прибыльное состояние. Если же процедура банкротства уже начата, то ФНС не имеет права начать процедуру принудительной ликвидации.
После того как будут предоставлены все документы и подтверждающие сведения, выносится судебное решение. Если оно в пользу Налоговой, то на основании полученного документа будет исключено ООО из ЕГРЮЛ.

Сколько длится процедура

Если общество с ограниченной ответственностью закрывают в судебном порядке, то эта процедура не может быть более чем полгода с момента оглашения судебного решения. Если же не удалось уложиться в эти сроки, то в суд должно быть направлено соответствующее уведомление и требование увеличить срок. Сделать это можно в течение 10 дней с того момента, как прошли отведённые полгода.
Если налоговый инспектор всё оформил правильно и учредители не возражают, то ликвидация по инициативе ФНС происходит быстро.
Сколько времени займёт вся процедура ликвидации ООО зависит от:

  • согласия учредителей;
  • степени серьёзности оснований;
  • количества подтверждающих документов.

Если во внимание не будут взяты какие-то факты и в ликвидации ФНС будет отказано в суде, должник потом имеет право вновь обратиться, чтобы инициировать процедуру банкротства.

Преимущества и недостатки процесса

Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:

  • если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
  • подавать отчётность за последние периоды, не придётся.

Но имеет процедура и недостатки:

  • по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
  • кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
  • длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.

К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены. Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.
Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
  • минимизировать издержки на этот процесс;
  • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

bankrotof.net

Период времени отсутствия, дающее право на ликвидацию юридического лица

Как произвести гражданину Иванову перерегистрацию ТОО «Ромашка», если другой ее участник – бездействующее юридическое лицо? Если, для перерегистрации юрид.лица в МЮ РК требуется протокол заседания учредителей, но представитель ТОО «Астор» не сможет явиться, и собрание учредителей будет недействительной?

У ТОО «Астор» есть кредиторы

Общие положения

 

Согласно, пп.3 п.2 ст.49 ГК РК, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года.

В целях разъяснения положений вышеуказанной нормы, было вынесено НП ВС РК от 18 июня 2004 года N 5 «О судебной практике ликвидации юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства».

В соответствии с п.2 НП ВС РК, ликвидация отсутствующего юридического лица и отсутствующего должника может быть произведена только в судебном порядке.
Порядок ликвидации отсутствующего юридического лица и отсутствующего должника определяется в зависимости от наличия либо отсутствия у него кредиторской задолженности (кредиторов).

 

Основания для ликвидации юридического лица

Настоящее Постановление содержит разъяснения оснований для ликвидации юридического лица:

1)Если отсутствующее юридическое лицо, не имеющее кредиторов, непредставило деклараций о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации по истечении одного года после установленного законом срока представления, что отнесено к грубому нарушению законодательства.

При этом под грубым нарушением при осуществлении деятельности юридических лиц следует считать умышленное или неосторожное явное и существенное нарушения норм национального законодательства, ратифицированных международных договоров, регламентирующих и (или) регулирующих образование, реорганизацию, ликвидацию, а также деятельность соответствующего юридического лица, совершенное учредителем либо физическим лицом (лицами), выполняющим функции по управлению данным юридическим лицом, если такое нарушение повлекло либо создало реальную возможность наступления негативных фактических или юридических последствий.



Вышеуказанное основание не относится к:

— юридическому лицу, временно приостановившему свою деятельность, однако своевременно, в установленные сроки, представляещему соответствующую налоговую отчетность;

— юридическому лицу, у которого отсутствуют должностные лица, но имеются учредители (участники), которые несут ответственность за организацию деятельности юридического лица и вправе назначать (избирать) должностных лиц;

— следует различать непредставление налоговой отчетности отсутствующим юридическим лицом от нарушения сроков представления отчетности действующим юридическим лицом.

При этом, непривлечение налогоплательщика к иной предусмотренной законом ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению заявления о ликвидации отсутствующего юридического лица.

 

Наличие кредиторской задолженности у отсутствующего должника.

Отсутствующее юридическое лицо, имеющее кредиторскую задолженность (отсутствующий должник), подлежит ликвидации в судебном порядке согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 49 ГК ввиду банкротства (несостоятельности) по упрощенным процедурам, установленным статьями 94- 95 Закона «О банкротстве»

 

Кто вправе обратиться с иском в суд о принудительной ликвидации?

 

1) Государственный орган (налоговый орган)

Требования о ликвидации отсутствующего юридического лица, согласно пункту 3 статьи 49 ГК, могут быть предъявлены в суд государственным органом, которому право на предъявление требования предоставлено законодательными актами

2) Кредитор (в случае банкротства)

Отсутствующее юридическое лицо, имеющее кредиторскую задолженность (отсутствующий должник), подлежит ликвидации в судебном порядке согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 49 ГК ввиду банкротства (несостоятельности) по упрощенным процедурам, установленным статьями 94- 95 Закона «О банкротстве»

При этом, право заявления требований о ликвидации по основанию банкротства отсутствующего должника статьей 94 Закона «О банкротстве» предоставлено кредиторам, налоговому или иному уполномоченному государственному органу по налогам и иным платежам в бюджет, а также прокурору.

Какие доказательства должен предоставить истец?

1) Доказательствами отсутствия юридических лиц по месту нахождения, указанному в учредительных документах или по фактическому адресу являются:

— акты;

— справки;

— иные документы органов местного управления, территориальных органов, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, а также организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

— возвращение органами связи копий заявлений о ликвидации отсутствующего юридического лица и определений суда о возбуждении производства по делу, направленных в адрес юридического лица, с отметкой об отсутствии адресата либо об его выбытии.

 

2) Доказательствами отсутствия учредителей, участников и должностных лиц, без которых это юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность являются документы о:

— выезде;

— непроживании;

— показаниями свидетелей;

— другими доказательствами.

— если учредителем является другие юр.лицо, и они ликвидированы в установленном законом порядке, то это обстоятельство также является доказательством отсутствия учредителя (участника) юридического лица;

— о смерти;

— признании недееспособным;

— об осуждении к лишению свободы либо лишению права заниматься определенными видами деятельности;

— признании безвестно отсутствующими должностных лиц;

— или смерти единственных учредителей (участников) — физических лиц (при отсутствии правопреемства), без которых деятельность юридического лица невозможна.

При этом, круг лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность (не может функционировать), определяется судом в каждом конкретном случае на основании учредительных документов.

 

Период времени отсутствия, дающее право на ликвидацию юридического лица

При рассмотрении дела о принудительной ликвидации юр.лица, необходимо подтвердить истечение установленного законодательством срока отсутствия для отсутствующих должников — в течение шести месяцев, для отсутствующих юридических лиц — в течение одного года до момента обращения заявителя в суд.

Исключением являются случаи предоставление документов о смерти, признании недееспособным, об осуждении к лишению свободы либо лишению права заниматься определенными видами деятельности, признании безвестно отсутствующими должностных лиц, или смерти единственных учредителей (участников). В этом случае требование о ликвидации юридического лица может быть заявлено и до истечения шести месяцев (одного года) со дня наступления указанных событий.

 

Другие положения

1) Заявления о ликвидации отсутствующего юридического лица рассматриваются в порядке искового производства, о банкротстве отсутствующего должника — в порядке особого производства.

 

2) Опубликование в СМИ

— опубликование в СМИ сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве отсутствующего должника не производится;

— статья 49 ГК РК также не содержит требования об обязательном опубликовании сообщения о возбуждении судом производства по делу о ликвидации юридического лица;

— Согласно пункту 3 статьи 50 ГК и пункту 5 статьи 94 Закона обязательной публикации подлежит извещение о принятии судом решения о ликвидации отсутствующего юридического лица либо о признании отсутствующего должника банкротом и о возбуждении ликвидационного производства.

 

3) Решение суда о принудительной ликвидации отсутствующего юридического лица, либо о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника не является основанием для исключения юридического лица из государственного регистра юридических лиц до завершения ликвидационных процедур.

 

4) Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование, только после издания регистрирующим органом приказа о ликвидации юридического лица и внесения об этом соответствующей записи в государственный регистр юридических лиц.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Принудительная ликвидация ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти. В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/[email protected]).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Также читайте:

glavkniga.ru

Принудительная ликвидация юридического лица – лидеры рейтингов

Основания для принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация юридического лица происходит согласно положениям ГК РФ и ряда правовых актов. Прекращение деятельности организации возможно по ряду причин:

  • Было нарушено законодательство при регистрации юридического лица, и эти нарушения нельзя устранить;
  • Компания занимается деятельностью, запрещённой на законодательном уровне;
  • Организация признаётся несостоятельной;
  • Отсутствует разрешение со стороны государственных, муниципальных органов власти, дающее право осуществлять конкретную деятельность;
  • Общественная, религиозная организация занимается деятельностью, не связанной с целью её создания.

Органы государственной власти, имеющие право принудительно ликвидировать ООО

Принудительно ликвидировать юр. лицо могут разные государственные структуры:

  • Налоговый орган может подать иск при выявлении законных оснований для прекращения деятельности: работа без лицензии, указание недействительного юридического адреса, отказ от предоставления финансовой отчётности. Кроме этого налоговый орган вправе инициировать принудительную ликвидацию при обнаружении нарушений, касающихся использования в работе кассовых аппаратов. Если руководство фирмы не устранит допущенные правонарушения, которые вновь будут выявлены при повторной проверке, будет подан иск в суд;
  • Прокуратура подаёт иск при нарушениях прав россиян;
  • Центробанк инициирует принудительную ликвидацию  при совершении юридическим лицом операций, на проведение которых оно не имеет права;
  • ФАС ликвидирует предприятие при нарушении им правил свободной конкуренции;
  • Органы регистрации юридических лиц ликвидируют фирмы, если при внесении в реестр основной информации были допущены нарушения, которые уже нельзя исправить.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если один из указанных государственных органов инициировал принудительную ликвидацию, то он, получив положительное решение суда, уведомляет об этом органы регистрации, которые обязаны внести соответствующую отметку в ЕГРЮЛ. Назначают комиссию, которая должна заниматься принудительной ликвидацией юридического лица, включая в неё учредителей предприятия. Если эти лица отсутствуют, а также в ситуации, когда они уклоняются от порученных им обязанностей, назначают независимого ликвидатора. Комиссия или назначенный человек выполняет следующие обязанности:

  • Публикация сведений о принудительной ликвидации в СМИ с указанием ИНН, даты принятия решения и сроки, в течение которых будут приниматься требования кредиторов о погашении долгов;
  • Осуществляется инвентаризация для формирования списка с активами и пассивами организации;
  • Расторжение трудовых договоров с сотрудниками;
  • Погашение долгов в очередности, установленной законом;
  • Предоставление документации, которая подтверждает, что ликвидация проводится в порядке, установленном действующим законодательством;
  • Оплата госпошлины.

Принудительно ликвидируемое юридическое лицо самостоятельно оплачивает все расходы, сопряжённые с прекращением деятельности. Несмотря на предстоящую полную ликвидацию, фирма должна своевременно предоставлять отчётность в налоговый орган.

Внимание! Компания может прекратить платить налоги только после погашения всех долгов перед государством. Бухучёт ведётся до момента полной ликвидации юридического лица. Чтобы не допустить нарушений налогового законодательства, обратитесь в группу МИП.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Налоговый орган при определённых обстоятельствах имеет право ликвидировать юридическое лицо без решения суда. Процедура заключается в исключении предприятия из ЕГРЮЛ, при условии, что налицо выявлены признаки фактического прекращения деятельности. Этот процесс также можно считать принудительной ликвидацией, поскольку он происходит без согласия учредителей или инициативы с их стороны. 

Налоговый орган периодически проводит ревизию и выявляет фирмы, которые не сдают налоговую отчётность или сдают «нулёвку», что приводит к резкому снижению налогообложения с их стороны. Налоговики подают запрос в банки, в которых у юридического лица открыты счета, и если по ним нет никаких движений средств в течение года, то принимается решение об исключении организации из ЕГРЮЛ.

Внимание! Учредители или кредиторы, перед которыми у них есть задолженности, могут выразить несогласие в связи с инициированием налоговым органом процедуры административной ликвидации. Если они подадут иск в суд, то процесс исключения из реестра приостанавливается. Юристы МИП помогут оспорить решение налогового органа в суде.

Налоговая может принудительно ликвидировать юридическое лицо, если выяснится, что указанный при регистрации официальный адрес фирмы недействителен. 

Порядок ликвидации налоговым органом 

Если предприятие сдавало нулевую отчётность, и у него нет долгов перед бюджетом, то в «Вестнике» публикуется информация о предстоящей принудительной ликвидации. Кредиторы могут в течение 3-х месяцев предъявить свои претензии, связанные с тем, что у юридического лица есть перед ними непогашенные задолженности.  Отсутствие таковых даёт право налоговому органу исключить фирму из ЕГРЮЛ.

Внимание! Чтобы административная ликвидация прошла без последствий для руководства организации, обратитесь к юристам МИП, которые будут готовить нулевую отчётность на протяжении всего срока фактического прекращения деятельности организацией. 

Юридические лица, у которых есть долги по налогам, должны их погасить в течение 3-х суток. Если этого не произойдёт, то налоговики обратятся в суд с иском и приостановят процедуру принудительной ликвидации.

Последствия для руководства и учредителей

Нельзя просто так бросать фирму в надежде, что налоговики её исключат из реестра, и вы сэкономите деньги или избежите оплаты долгов. Последствия для учредителей и руководителей могут быть следующие:

  • Если учредитель владел 51% доли в компании, у которой остались долги перед бюджетом, и не потрудился их оплатить, то ему запретят регистрировать новые предприятия на протяжении трёх лет;
  • Учредитель не сможет руководить другой компанией;
  • Учредителю будет запрещено становиться участником других ООО.

Идентичные последствия наступят для гендиректора, закрытого налоговым органом юридического лица. Чтобы избежать неприятностей, звоните к юристам группы МИП, которые помогут с подготовкой документов и предотвратят последствия. 

Похожие услуги по теме

advokat-malov.ru

Ликвидация юридических лиц: порядок, основания и инструкция

Нередко владельцу компании или членам общества приходится ставить вопрос о ликвидации деятельности. Причинами такого поведения могут стать многие факторы. О них, видах ликвидации, документальном обеспечении процедуры и порядке ее проведения и пойдет речь в данной статье.

Понятие ликвидации юридического лица

Создание и ликвидация предприятия являются основными юридическими процедурами любой компании. Первое означает, что она только начала свое функционирование, второе – что закончила.

Ликвидация юридического лица – это порядок действия, ориентированный на прекращение его функционирования. При этом полномочия к другим лицам не переходят. И в этом заключается основополагающий контрастный признак ликвидации, ставящий его в противоположный ряд в сравнении с другими формами реорганизации.

Важно! Каждая резолюция о ликвидации юридического лица обязательно должно быть зафиксировано в ЕГРЮЛ.

Основания ликвидации юридического лица

Для закрытия юридического лица должны быть веские мотивы, которые влияют на постановление учредителей. Причем необязательно это будет процесс ликвидации юридического лица. Возможно использовать и альтернативные ликвидации методы, которые не связаны с полным прекращением деятельности, а влекут за собой какие-то изменения.

Возможны следующие случаи, которые побуждают участников компании задуматься о ее ликвидации:

  1. Смена вида деятельности юридического лица

    Представители компании по истечении времени имеют полное право на смену деятельности. Вот только данная процедура должны быть произведена с учетом законодательно установленного регламента по модификации уставных документов.

  2. Прекращение функционирования

    Предусматривает не смену самой деятельности, а трансформацию формы юридического лица, желающей работать в ином ключе.

  3. Закрытие юридического лица по решению собственника

    ООО как форма юридического лица популярна тем, что его можно продать. Т. е. если собственник видит, что не может больше «тянуть бизнес» или желает заняться совершенно другой деятельностью, он может просто продать свое детище.

  4. Реструктуризация юридического лица

    Связана со сменой всей системы бизнеса, на что могут оказать влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.

  5. Банкротство юридического лица

    Одной из самых прописных причин ликвидации юридического лица является неспособность его владельца выплатить все долги кредиторам. В этом случае процесс ликвидации будет включать в себя еще и процедуру по декларированию компании банкротом.

  6. Решение суда о ликвидации юридического лица

    Принять решение о ликвидации юридического лица могут и судебные органы. Поспособствовать этому могут нарушения в ходе осуществления деятельности Конституции РФ или несоответствие работы фирмы целям, отраженным в уставе.


Надо знать! Банкротство считается лучшим способом ликвидации юридического лица. Это законная процедура позволит избежать как выплат по долговым обязательствам, так и долгих судебных тяжб.

Факторы, побудившие владельца компании постулировать о ликвидации, могут быть не только внешними. Важную роль играет и внутренняя обстановка в коллективе. Если члены команды не могут функционировать друг с другом, что в итоге приводит не к процветанию компании, а к ее упадку, то стоит задуматься о прекращении деятельности.

Способы ликвидации юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано на добровольных началах и в принудительном порядке. Подробная инструкция по ликвидации ООО в 2019 году приведена в отдельной статье.

Добровольное прекращение деятельности исходит от учредителей компании. А его причинами могут быть:

  • нерентабельность бизнеса;
  • достижение целей создания фирмы;
  • истечение срока деятельности юридического лица;
  • нереальность продажи бизнеса и прочее.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению судебных или уполномоченных государственных структур.

Известны также две формы ликвидации юридического лица:

  1. Классическая
  2. Альтернативная

Порядок прекращения функционирования по классической форме

Данная форма предполагает закрытие юридического лица без снижения рисков в случае проверки со стороны налоговой службы. Она приемлема для тех компаний, которые могут исполнить все свои обязательства и погасить имеющиеся долги. Итог – прекращение деятельности без штрафных санкций и ненужных процедур.

Классическая ликвидация предписывает следующий порядок ликвидации юридического лица:

  1. Принятие решение о прекращении деятельности юридического лица

    Оно может быть сделано как одним лицом, в случае, если он является единственным представителем компании, так и собранием учредителей. Во втором случае необходим подписанный всеми участниками протокол.

    Решение должно быть принято только после тщательной оценки внутренних и внешних причин, побудивших к нему, а также прогноза возможного развития событий.

  2. Создание ликвидационной комиссии или ликвидатора

    Комиссия наделяется всей компетенцией, необходимой для осуществления процедуры ликвидации компании.

  3. Уведомление налоговой службы о предстоящем закрытии юридического лица

    Данный этап ликвидации предприятия связан с предоставлением в ИФНС соответствующего заявления и отражения информации о том, что фирма пребывает в стадии ликвидации в ЕГРЮЛ.

  4. Публикация сведений о прекращении деятельности в официальных источниках

    Это необходимо, чтобы о намерениях компании узнала общественность, особенно организации – должники. Источником публикации обычно является издание «Вестник государственной регистрации».

  5. Уведомление каждого кредитора о предстоящем событии

    Сделать это нужно в персонифицированном и обязательном порядке. Цель – дать возможность кредиторам выставить свои требования к ликвидируемой компании.

  6. Подготовка к возможной налоговой проверке

    В случае неясностей или подозрений налоговая служба может осуществить выездную проверку, поэтому следует привести в порядок все отчетные и финансовые документы.

  7. Уведомление о предстоящем увольнении сотрудников и службу занятости

    Каждый сотрудник должен получить личное уведомление не позднее, чем за два месяца до предстоящей ликвидации. Также необходимо передать данные по каждому лицу в центр занятости.

  8. Подготовка и сдача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

    Он составляется только после истечения сроков требований кредиторов, т. е. через два месяца после публикации сведений о предстоящем закрытии фирмы.

  9. Осуществление расчетов по имеющимся долгам

    При этом нужно соблюдать следующую очередность:

    • лица, перед которыми компания несет ответственность за причиненный моральный или материальный вред;
    • персонал;
    • бюджет и внебюджетные фонды;
    • прочие долги.
  10. Составление итогового ликвидационного баланса

    Данный этап начинается только после выплаты всех долгов. Также он предусматривает дележ оставшихся активов между учредителями исходя из их доли в уставном капитале.

  11. Передача заключительного пакета документов налоговой службе и получение свидетельства о ликвидации

    Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и получения свидетельства о регистрации.

Альтернативная форма ликвидации юридического лица

Альтернативная форма связана с задействованием таких приемов, как:

  • замена генерального директора;
  • изменения в учредительном составе;
  • реорганизация путем присоединения или слияния и так далее.

В этом случае ликвидация юридического лица влечет за собой ситуацию, при которой фирма как бы продолжает иметь место и не является закрытой в прямом смысле.

Что нужно сделать после прекращения деятельности: порядок действий

После сообщения о ликвидации юридического лица и получения соответствующей бумаги необходимо предпринять следующие шаги:

  • закрыть банковский счет;
  • уничтожить печатный штемпель;
  • сдать весь документооборот в архив.

Только после этого можно забыть о ранее осуществляющем свою деятельность обществе.


Порядок ликвидации юридического лица сложный и кропотливый. Прежде чем резолюция о прекращении деятельности вступит в силу, нужно взвесить все «за» и «против» и оценить возможные отголоски от ликвидации. Может, лучшим решением станет альтернативные способы ликвидации или признание юридического лица банкротом.

baumlex.ru

Принудительная ликвидация юридических лиц. Просто или сложно?

Дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ в практике арбитражных судов относятся к несложным. Между тем рассмотренных дел о ликвидации является значительным. Так Арбитражным судом Республики Татарстан в 1999 года рассмотрено 2174 дела о ликвидации юридических лиц, из них исковые требования удовлетворены по 2076 делам (95,49%), в 2000 года соответственно 1795 дел и 1715 удовлетворенных исков (95,54%), в 2001 году — 2075 дел и 1981 удовлетворенный иск (95,46%), в 2002 году — 1265 дел и 1154 удовлетворенных иска (91,23%).

Истцами в этой категории дел, как правило, являются налоговые органы. Так, по результатам работы Арбитражного суда Республики Татарстан, в 1999 году из общего количества рассмотренных дел о ликвидации налоговые органы выступали истцами в 99,3% дел, в 2000 году — в 95,88% дел, в 2001 и 2002 годах только в двух дела о ликвидации истцом не выступил налоговый орган.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел о принудительной ликвидации юридических лиц (кроме оснований, предусмотренных законом о банкротстве), явно прослеживаются две тенденции: подавляющее большинство исковых требований арбитражным судом удовлетворяется, в абсолютном большинстве случаев требование о ликвидации заявляется налоговыми органами.

Незначительно и количество обжалованных судебных актов по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в 2001 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в целом по округу рассмотрено 28 жалоб на судебные акты по делам о реорганизации и ликвидации юридических лиц, в 2002 году — 43 дела.

Между тем принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является санкцией за нарушение юридическим лицом требований закона и иных нормативных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П). Принудительная ликвидация юридического лица, в ее правовом смысле, является высшей санкцией, которая может быть применена к юридическому лицу судом, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.

Почему же ответчики не обжалуют принятые в отношении них судебные решения о ликвидации?. Ответ один — подавляющее большинство ответчиков по таки делам — это фактически прекратившие свою деятельность предприятия. Налоговые органы не знают, что делать с такими предприятиями, которые состоят на налоговом учете, но не представляют никаких сведений о своей деятельности, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Привлечь организацию к ответственности за соответствующие налоговые правонарушения налоговый орган не может, так как организация, как правило, отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах. Поэтому и избран метод «борьбы» с такими «отсутствующими» налогоплательщиками, как обращение в суд с заявлением об их ликвидации.

О правомерности данного вывода свидетельствуют и обстоятельства, указываемые налоговыми органами в качестве основания исков о ликвидации юридических лиц. Если в 1999-2001 г.г. такими основаниями, как правило, было нарушение юридическим лицом требований налогового законодательства о сроках предоставления налоговым органам бухгалтерской и налоговой отчетности, то впоследствии — неприведение юридическим лицом учредительных документов в соответствие с федеральным законом, а в 2003 году — непредставление уполномоченным лицом юридического лица сведений, установленных ФЗ РФ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц».

Между тем в при рассмотрении иска о ликвидации ответчика — юридического лица, прекратившего свою деятельность, фактически отсутствует спор. Такие дела лишь загружают арбитражные суды и лучшее решение проблемы — это принятие законодательного решения о внесудебном порядке исключения таких лиц из государственного реестра, как это принято во многих странах мира, с правом обжалования решения административного органа в суд. (см. В.Ф.Яковлев «Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы», Журнал российского права, 2002 г № 7).

При рассмотрении в суде иска о принудительной ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, необходимо руководствоваться буквальным толкованием абзаца 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает возможность ликвидации юридического лица за осуществление деятельности без лицензии, осуществление деятельности, запрещенной законом, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Следовательно, решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по основаниям п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, нельзя признать правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 года № 6614/02).

Такой же практики придерживается и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Так, рассматривая кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда на решение суда первой инстанции, по которому налоговому органу было отказано в иске о ликвидации ТОО «Кварк», кассационная инстанция указала, что по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее предприятие (Постановление ФАС ПО от 12.09.2002 г по делу А12 -642-02-С2). Аналогичный вывод содержится и в иных постановлениях кассационной инстанции (от 02.04.2002 года по делу А-55-19525/01-41, от 14.02.2002 г по делу А-55-10828/01-38 и др.).

Решения о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, могут быть приняты в рамках дел о признании таких юридических лиц несостоятельными (банкротами), в том с применением упрощенных процедур банкротства по признаку отсутствующего должника (п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 года). При этом в силу статьи 177 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года, в случаях, когда должник — гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 г № 9112/01). Данный вывод Президиума ВАС РФ полностью (за исключением слова «налоговым») повторен в ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.

Таким образом, иски о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ, не подлежат удовлетворению судами. Вопрос о принудительной ликвидации таких юридических лиц должен решаться в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговые органы не являются уполномоченными органами по делам о банкротстве и не вправе, в силу ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» обращаться в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. Уполномоченный орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 100 — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) вправе, как и конкурсный кредитор, обратиться в суд с таким заявлением только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года).

При принятии к рассмотрению исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, судам необходимо учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 года № 11, разъясняющего вопросы подведомственности арбитражным судами споров о ликвидации юридических лиц. В соответствии с разъяснениями Пленума арбитражным судам подведомственны дела по спорам о ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Споры о ликвидации иных организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (некоммерческих организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.) не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимо также учитывать установленные законодателем в п.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ ограничения по субъектному составу лиц, имеющих право на обращение в суд — право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица имеют государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом. Такое право предоставлено, например, налоговым органам (ст. 31 Налогового Кодекса РФ), Банку России — в установленных законом случаях (ст.ст. 13, 15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольным органам и др. Однако в определенных случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица и иным лицам, не являющимся государственными органами.

Например, в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива могут его кредиторы при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Ранее (до 1.01.2002 года) право на обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества имели акционеры и кредиторы общества при неисполнении обществом обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах». 

В любом случае при решении вопроса о приеме искового заявления о ликвидации к производству необходимо выяснять вопрос о наличии у истца права на обращение в суд.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, в соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, применительно к подведомственности арбитражных судов, являются:

  • допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ) 
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) 
  • осуществление деятельности, запрещенной законом (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ) 
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов 
  • иные случаи, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ. 

Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие специальные основания принудительной ликвидации юридических лиц:

  • Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) — п.4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ 
  • Ликвидация полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ) 
  • Ликвидация товарищества на вере при выбытии участвовавших в нем вкладчиков, а также товарищества на вере, в котором остался единственный участник (ст. 86 ГК РФ) 
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, при числе участников (акционеров) общества, превышающем предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью (законом об акционерных обществах) (ст. 88, 97) 
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в случае нарушения обязанности по полной оплате уставного капитала при отсутствии государственной регистрации решения о его уменьшении (ст.90 п. 3). 
  • Превышение определенного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, стоимости чистых активов общества, предприятия (ст. 90 п. 4, п.4 ст. 99, п. 5 ст. 114) 
  • Ликвидация потребительского кооператива при неисполнении его членами обязанности по покрытию убытков путем внесения дополнительных взносов (п.4 ст. 116)

Ст. 119 ГК РФ предусмотрена также принудительная ликвидация фонда в случае недостаточности имущества для осуществления его целей, невозможности достижения целей, уклонения фонда от деятельности, предусмотренной уставом и в иных предусмотренных законом случаях. Однако данные споры подведомственны судам общей юрисдикции.

Иными законодательными актами также установлены особые основания для принудительной ликвидации юридических лиц (применительно к подведомственности арбитражных судов):

  • Неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией (ст.15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности). 
  • Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций и их объединений в нарушение установленного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение требований федерального антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). 
  • Непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002 года, установленных законом сведений о юридическом лице до 01.01.2003 года (ст. 26 ФЗ РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») 
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении уставного капитала по истечении года после приобретения обществом собственных акций, нереализованных в течение этого срока (ст.34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах») 
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении размера уставного капитала до величины, не превышающей стоимость чистых активов в случае, когда размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов (ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах») 
  • Неприведение устава сельскохозяйственного кооператива, в том числе колхоза и рыболовецкого колхоза, в соответствие с требованиями ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 2 ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ) 
  • Переход акций народных предприятий, составляющих более 25% уставного капитала в собственности лиц, не являвшихся работниками народного предприятия по истечении установленных законом сроков (ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Снижение числа работников народного предприятия ниже установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Превышение среднесписочной численности работников народного предприятия, не являющихся акционерами, установленного законом количества (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Превышение числа акционеров народного предприятия установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» 
  • Непринятие обществом с ограниченной ответственностью мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 59 «ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). 
  • Непринятие акционерным обществом мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об акционерных обществах» (п.3 ст. 94 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» с учетом Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 05.02.1998 года № 4/2). 
  • Нарушение требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»). 
  • Непринятие индивидуальным (семейные) частным предприятием, а также предприятием, созданным хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другими не находящимися в государственной или муниципальной собственности предприятиями, основанными на праве полного хозяйственного ведения, мер по преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы (п.5 ФЗ РФ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса»). 

Однако и наличие предусмотренного законом основания для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица не должно рассматриваться арбитражным судом как безусловное основание для принятия решения о ликвидации. Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов. Устранимые нарушения законодательства могут быть расценены как основание для ликвидации, если ответчик не выполнил указания суда по устранению допущенных нарушений (п.п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года).

В этой связи судам также необходимо иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2002 года № 7-О о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является сам по себе основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Формальный подход при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц недопустим, о чем указывает Конституционный Суд РФ и в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П.

Принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является ответственностью юридического лица за допущенные нарушения закона. Для применения данной санкции суду необходимо устанавливать не только факт наличия вины юридического лица, но и дать оценку характеру допущенных нарушений и их последствиям, а также возможным негативным последствиям удовлетворения иска (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года), имея в виду, что как разовое, так и неоднократные нарушения закона юридическим лицом в своей совокупности должны быть столь существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, «простые» арбитражные судов споры о ликвидации юридических лиц, становятся на практике одними из самых сложных, что соответствует предмету таких споров — применению или неприменению судом к юридическому лицу принудительной ликвидации как «высшей» меры наказания за допущенные нарушения законов и иных нормативных актов. 

Судья ФАС Поволжского округа
Петров Алексей Леонидович 

Статья опубликована в журнале «Правосудие в Поволжье» №3, 2003г. 

faspo.arbitr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о