Налогообложение в сельском хозяйстве – Налогообложение в сельском хозяйстве

Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

БашатоваЕлена Николаевна,судентгр. ОО4110,филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе

[email protected]

Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

Аннотация. В данной статье рассматриваются Российские особенности налогообложения в сельском хозяйстве. За последние двадцать лет оно пережило долгий путь от стандартного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в итоге, к введению специального налогового режима.Ключевые слова:инвестиционные вложения, налоговый режим, налоговая система, финансовые ресурсы.

Налогообложениеэто система взимания имущества,созданный государством РФ.В порядке налогообложения государство взимаетдолю имущества у подвластного члена РФ. Взимание имеющейся собственности сопутствует принудительным операциям,отныне оно совершается по причине согласия между работодателем и работником,вместо конкретного предпочтения имеющего второстепенное от первостепенного. Соответственно к властному налогообложение оказывает порядок субсидирования власти аз счет элементов считающих эту власть оптимальной и сочтивших еёза самозащиту.На сегодняшний день сельское хозяйство касается некоторых разделов,т.к.государство должно вмешиваться в ситуации сельскохозяйственного рынка.Также оно отражается в специальных ситуациях налоговых льготах,налогообложенияа также по разным видам налогов использование распоряжение налогообложения.Единая схема налогообложения сельского хозяйства в России была введена в 1992 г., но с тех времен изменилась. Ссамого начала реформ сельскому хозяйству был дан ряд налоговых льгот: сельхозпроизводители не платили налог на прибыль и налог на имущество, сборы в пенсионный и дорожный фонды платились с пониженной ставкой, фермерские хозяйства первые 5 лет с момента создания были освобождены от земельного налога. В результате сельхозпроизводители получали налоговые льготы.

Но с другой стороны, налоговый режим уплаты другихналогов для сельскохозяйственного сектора был такой же, как и для других отраслей экономики, что конечно не учитываетсезонность сельскохозяйственного производства. Это привело к накоплению штрафов и пени по платежам в бюджеты всех уровней, которыенеоднократносписывались и реструктуризировались, что ослабилоналоговую дисциплину в отрасли[1].В итоге, не выявленной проблемой осталось налогообложение фермерских хозяйств, которые были вынуждены вести полноценную бухгалтерию для налоговых целей. Сельхозпроизводители страдали от множественности взимаемых налогов. В связи с этим в сельском хозяйстве возникло устойчивое представление о сложности системы налогообложения в сельском хозяйстве и о необходимости введения упрощенного единого налога, рассчитываемого на 1 га земли или на 1 рубль валовой продукции. Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и многозначность налогового законодательства, выраженный взимаемый характер, недостаточное использование налоговых методов целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обуславливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.Высокий риск получения убытков в производстве от природных условий ведет к необходимости дополнительных возможностей наличий в налоговой системе. Это отсрочка налоговых платежей,кредитов и займов,перенос убытков. Перенос уплаты налогов на конец года определяет сезонность производства и неравномерность получения дохода. Льготныйпорядок налогообложения определяет низкий уровень доходностив хозяйстве. А это значит,что налоговое давление в сельском хозяйстве должно быть ниже.Если в сельском хозяйстве будут низкие налоги,то распределение в обществе обеспечится.Основная цельналогообложения

механизмы налогового регулирования в сельском хозяйстве, которые должны оказывать финансовую помощь для определенных групп налогоплательщиков; создавать экономические стимулы, побуждающие налогоплательщиков к определенным видам действий, таких как инвестирование в основной капитал и развитие многих видов землепользования; проводить политику уменьшение расходов на налоговое администрирование за счет упрощения процесса сбора налогов.Низкое развития институтов землевладения и землепользования, неэффективность институтов государственного регулирования земельного рынка приводят к недооценке земли как актива, изменяют воспроизводственныеподходы, рентные позиции[2].Налог на землю продуктивного направляемого земельного участия не важны. На часть земельного налога необходимопримерно 6 %всего количестваналогов,зачисленных товаропроизводителями сельского хозяйства.Развитие системы налогообложения идет по путиоблегчения, уменьшения действующих налогов, падение уровня ставок иувеличенияналогооблагаемой базы. Опыт Украины, Польши идлядругих стран показывает, что в процессе внедрения и функционирования единого налога в сельском хозяйстве активно обговариваются следующие вопросы: списокналогов, которые включаютв единый налог; база исчисления единого налога в сельском хозяйстве; возможность в то же время функционирования с другими системами налогообложения. Отсутствие гибкости и возможности регулироватьпроцессы в производственной сфере это недостаток экономической функции налогообложения. Без оценки эффекта,которое оказывает на экономическое поведение производителей сельскохозяйственных товаров невозможно применение налоговых стимулов и регуляторов в сельском хозяйстве.Экономический результат оценки ЕСХНозначает,что этапы разработки экономической политики оценивает систематический процесс получения и воспроизводства полученных результатов способов исследованияв целях качественного анализа.ЕСХН в целях оценки показала абсолютную и частичную нехватку для начальных целей внедрения[3].НедостаткиЕСХНэто:1.В процессеразработки законодательства по этому налогу просчеты и ошибки .Необходимость начальной оценки экономического эффекта заключается во внедрении новых налогов в законодательстве ,чтобы предотвратить критическое состояние и выбрать самое результативное средство чтобы совершить начальные пути.2.Результат Вторичного ранга сельскохозяйственной системы налогов изучены и обнаружены в одной из функций ЕСХН.В ситуации, когда сельскохозяйственное производствоотстранено от налога на прибыль, ЕСХН долженоказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств должна быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения. Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, рассматривается как результативныйинструмент для умножения уровня инвестиций. Вследствие этогоинвестирование наводит наналоговуюэкономию.Еслисказатьо природоохранной составляющей налогообложения в сельском хозяйстве, то нужно отметить, что экологическая и налоговая политика имеют сферу пересечения, которая определяется использованием экологических налогов и определенной мотивацией к природоохранной деятельности. В сопоставлении с мировой практикой российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве России.В условиях неблагоприятного экономического состоянияв отрасли и кризиса в экономике в целом момент для введения новых экологических налогов, сборов за использование энергии и топливных отходов, сборов за использование грунтовых вод, за применение пестицидов, гербицидов, сборов за отходы животноводческих производств и т. д. не является подходящим, даже несмотря на тяжелую экологическую обстановку в отрасли. В качестве первого шага можно сосредоточить внимание не на введение новых налогов и корректировку налоговых ставок, а на мерах стимулирования инвестиционных вложений в природоохранные и энергосберегающие мероприятия. Переоборудование производства с целью соответствия экологическим критериям и нормам [4].Недостаток собственных финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также ограниченные возможности областных и региональных бюджетов приводят к снижению эффективности функционирования агропромышленного комплекса. В АПК Урала существует проблема создания и функционирования эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.Чтобы ускорит 5 % ставки,за вычетом типа действийзакон №3103к плательщику налогов принят следующий спрос.Отдельное значение прибыли от реализации этих действий в общей совокупности прибыли до их снижения наразмер прибыли составляет больше 70% .Свободный порядок уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе,и как,что массовая сельхозпродукция отрасли довольно большая часть сельскохозяйственной продукции своих служебных ферм жителей страны,не должны платить налоги ,всё это свидетельствует о том что вложение сельского хозяйстваво всеобщую величину налогов меньше ,чем вложение в валовый внутренний продукт.Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве—создание благоприятных условий для экономического развития отрасли. При этом

e-koncept.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РАЗВИТЫХ СТРАН

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль мирового хозяйства. Нет ни одной страны, население которой не занимались бы сельским хозяйством и его смежными отраслями такими, как: лесное хозяйство, охота, рыболовство.

Основное назначение сельского хозяйства состоит в том, чтобы обеспечить население продуктами питания, легкую и пищевую промышленность – сырьем.   Роль сельского хозяйства, несомненно, велика, однако роль этой отрасли в экономике различных стран и районов может сильно различаться.

В тоже время сельское хозяйство подлежит налогообложению вместе с остальными секторами экономики. При этом, если говорить об аграрном секторе, то здесь налогообложение осуществляется по особому режиму. Подобный факт определяют определенные специфические особенности производства, среди которых основными являются: мелкие семейные производители (их преобладание), существенная роль погодного фактора и сезонность.

Если рассматривать налоговую политику, то она является мощным экономическим рычагом. С одной стороны, она может оказывать стимулирующее воздействие на развитие аграрного производства, с другой – сдерживающим его.

Налоговые льготы в сельском хозяйстве регулируют развитие научно-технического прогресса, а также внедряют технические инновации по ускоренному режиму. Например, без уплаты налога фермеры в США до 25 % своей прибыли могут инвестировать в приоритетные направления производства, на прирост инвестиций определенную часть налоговых платежей компенсируют национальные бюджеты ряда стран ЕС [1].

Как правило, развитым странам присущ высокий уровень налогообложения. При этом высокому уровню производительных сил он в свою очередь должен соответствовать. Между тем налоговая система построена на основе либерального отношения к сельскохозяйственным производителям.

Основной целью налогообложения развитых стран является создание благоприятного климата для развития аграрного сектора. Стоит заметить, что обстановку наибольшего благоприятствования аграрному сектору экономики на сегодняшний день в развитых странах определяет механизм налогообложения. Данный сектор рассматривается как слабая отрасль народного хозяйства, но при этом достаточно приоритетная [2, с. 92-96].

Кроме того, принцип прогрессивного налогообложения также присущ многим странам. Это связано с тем, что он непосредственно для мелких и средних фермерских хозяйств снижается налоговое бремя.

В большинстве стран мира налоги подразделяются на федеральные и местные (областные, общинные, коммунальные и т. д.). Местные налоги (в отличие от налогов федерального уровня) значительно отличаются и определяются задачами и проблемами конкретного региона, его специфическим географическим положением, и что немаловажно – состоянием местного бюджета. При этом, поступления от федерального налога распределяются между федеральным и местным уровнем, поступления от областного или местного налога остаются соответственно в областном и местном бюджетах.

Ключевыми налогами в сельском хозяйстве многих развитых стран являются подоходный налог (на доходы физических и юридических лиц) и земельный налог. На эти два основных налога приходится примерно 70-85 % всех поступлений от прямых налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Как и в других отраслях экономики, подоходный налог в сельском хозяйстве делится на 2 вида: налог на доходы физических лиц и доходы корпораций (или юридических лиц). В основу налогообложения положен принцип равного налога на равный доход, невзирая на источник дохода. При этом во всех странах именно на федеральном уровне должны быть установлены порядок уплаты и ставки подоходного налога. Вместе с тем некоторые страны практикуют распределение в специальной пропорции всех поступлений от уплаты подоходного налога. Они распределяются между местными бюджетами и бюджетами среднего уровня (область и т.п.).

Для примера рассмотрим Германию. Здесь общая сумма подоходного налога, которая поступает от сельского хозяйства, распределяется следующим образом: 15 % получают бюджеты местных органов; бюджетам земель отводится 42,5 % и уже федеральному бюджету полагается также 42,5 %.

Подоходный налог взимается с чистого дохода сельскохозяйственного предприятия. При этом, чистый доход определяется как разница между валовой выручкой от реализации продукции и суммой всех расходов по ее производству и сбыту. К примеру, в США ставка подоходного налога колеблется от 15 до 39% в зависимости от уровня облагаемого налогом дохода.

Стоит отметить, что на физических лиц многие развитые страны имеют дифференцированный подоходный налог. При этом в сравнении с лицами, которые заняты в различных отраслях экономики, дополнительные налоговые льготы присущи лишь сельскохозяйственным товаропроизводителям. Как правило, в качестве главных привилегий можно выделить следующие:

  1. Пониженная основная ставка налога. Так, например, в Германии ставка подоходного налога на физ. лиц в сельском хозяйстве составляет лишь 3 %, когда остальное население (занятое вне сельского хозяйства) уплачивает 18 %
  2. Введение необлагаемого налогового порога. Рассмотрим данный инструмент на примере Италии. Именно в данной стране в отличие от иных кооперативов минимальный необлагаемый размер дохода в 2,5 раза выше лишь для сельскохозяйственных кооперативов и кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции.
  3. Благодаря предварительным вычетам снижение налогооблагаемой части дохода. Рассмотрим Германию. Здесь лица, получающие доходы от сельского и лесного хозяйства имеют как специальный вычет, так и вычет, который предусмотрен для всех граждан в целом

Немаловажным также является особый режим ведения бухгалтерии для мелких фермеров. Так мелким фермерам доступно ведение упрощенной бухгалтерии, что не только упрощает организационную сторону вопроса, но и приводит к определенной недооценке получаемых доходов и фактически представляет собой налоговую льготу.

При уплате налога на доходы юридических лиц также предусматриваются налоговые льготы. Основной подход здесь заключается в том, чтобы избежать двойного налогообложения, а также, чтобы предоставить определенные налоговые льготы вновь создаваемым кооперативным структурам в сельском хозяйстве. К примеру, от уплаты налога на доходы юридических лиц и местного налога на доходы в Италии освобождаются сельскохозяйственные кооперативы по первичной переработке сельскохозяйственной продукции на целые 10 лет. Далее 25 % — налог на прибыль корпораций и 15 % — ставка местного налога на прибыль кооперативов [3].

Основной принцип уплаты земельного налога в сельском хозяйстве, в отличие от налога на землю несельскохозяйственного назначения, практически во всех развитых странах имеет свои особенности. Главная из них заключается в том, что ставка налога на землю несельскохозяйственного назначения значительно выше ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения, в связи с тем, что главным средством производства выступает именно земля.

В качестве примера рассмотрим поземельные налоги Франции и Германии. В указанных странах такие налоги бывают двух видов: А и В. При этом земли, которые используют лесное или сельское хозяйство попадают под категорию А. А вот иные земельные владения попадают под область налога В.

Важно заметить, что рентная стоимость участка – это база, по которой исчисляется поземельный налог. Указанная рента рассчитывается на базе усредненного чистого дохода. Между тем на сельскохозяйственные земли каждая страна фактически по-своему определяет ставку налога. К примеру, ставка налога в Германии включает в себя две части: основная и надбавка общины [4, с. 149].

В Канаде местные бюджеты получают всю сумму сельскохозяйственного земельного налога. Ставка налога варьируется по провинциям в зависимости от рыночной стоимости земли. Между тем выделяется несколько критериев, по которым осуществляется оценка земли. Данными критериями являются: инфраструктура, плодородие, местность, рельеф, производственное использование.

Помимо этого, существует налог на продажу земельных участков, основой исчисления которого является фактическая цена продажи участка. К примеру, 6-7 % — ставка налога в Германии, при этом в бюджеты соответствующих городских или сельских округов поступает 4 %. Однако сельскохозяйственные производители имеют различные льготы при уплате налога на продажу земельных участков. Вместе с тем покупки дополнительных земельных участков не подлежат налогообложению во Франции и Германии. Единственным условием является факт того, что размер фермы после покупки дополнительного участка не должен превышать размер стандартного семейного хозяйства.

Помимо земельного налога сельскохозяйственные производители уплачивают налог на имущество, в которое не включается земельный фонд. Во многих провинциях Канады фермеры освобождены от уплаты налога на имущество, в других уплачивают лишь 50 % налога.

Одним из налогов, распространяемых на сельскохозяйственных производителей, является транспортный налог, уплачиваемый в местный бюджет.

К примеру, данный налог в Германии уплачивают следующие лица: собственники мобильной сельскохозяйственной техники и владельцы индивидуального транспорта. При этом балансовая стоимость сельскохозяйственной техники – это основа такого налогообложения.

Еще одним важным местным налогом в Германии является промысловый налог [5]. Им в настоящее время облагаются объединения и кооперативы сельскохозяйственной направленности. Индивидуальный фермер также будет уплачивать промысловый налог, если от совокупного дохода более 30 % получено от несельскохозяйственной деятельности.

Необходимо заметить, что прямым налогам все-таки отдается предпочтение, если речь идет о выборе налогов. И поэтому подавляющая часть общих доходов от налогообложения приходится именно на них. Сельское хозяйство, как правило, использует льготное косвенное налогообложение, ключевым из которых является налог на добавленную стоимость.

Особый льготный режим взимания НДС в сельском хозяйстве подразумевает:

1) освобождение от обложения НДС определенных товаров или низкая ставка НДС;

2) для мелких фермеров специальный льготный режим;

3) введение таких ставок на покупку и продажу, при которых сумма, уплаченного налога полностью покрывается суммой начисленного налога, что фактически приводят к тому, что фермер ничего не перечисляет в казну.

Данные ставки заключаются в том, что сумма начисленного налога покрывает сумму налога, который был уплачен. Иными словами, казна ничего не получает от фермера.

Что касается стран Европейского Союза, то механизм действия в целом един, хотя размер ставок и устанавливается в отдельных странах по-разному, а между бюджетами разного уровня поступления от уплаты по-разному могут распределяться.

Если говорить о социальных платежах, то в сельском хозяйстве они уплачиваются так же, как в других отраслях экономики. Эти выплаты дают сельскохозяйственным производителям право пользоваться государственной системой социального страхования. В странах с сильной системой государственного регулирования значение социальных выплат в общем налоговом бремени аграрного сектора достаточно высоко по сравнению с другими налогами (Италия, Франция), в других странах их удельный вес ниже (США, Великобритания) [6]. В некоторых европейских странах, например, в Италии, фермеры в обязательном порядке должны осуществлять социальные выплаты в фонд страхования по инвалидности и в фонд страхования по болезням. В США, Великобритании фермеры не имеют льгот по уплате социальных платежей. При этом расходы на социальное страхование между фермером-работодателем и наемными рабочими делятся пополам, каждый платит половину соответственно от дохода и фонда заработной платы, в отличие от многих стран ЕС, где большую часть расходов на социальное страхование несет работодатель.

Налоговая политика в сельском хозяйстве развитых стран осуществляется с применением как прямых, так и косвенных налогов. С помощью различных налогов появляется возможность урегулировать разные стороны аграрного производства и сельской жизни. С другой стороны, налоговая система предоставляет различные привилегии для сельского хозяйства (основном за счет стремления облегчить ведение учета и снизить налоговое бремя для мелких сельскохозяйственных производителей). Крупные производители и особенно корпоративные предприятия в сельском хозяйстве попадают, как правило, под обычный налоговый режим. Эволюция налоговой политики в аграрных секторах развитых стран также демонстрирует все большую унификацию ставок, порядка уплаты, налоговой базы в сельском хозяйстве с другими секторами экономики.

 

Список литературы:

  1. Зарубежный опыт государственной поддержки производства зерновых культур // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/v/zarubezhnyy-opyt-gosudarstvennoy-podderzhki-proizvodstva-zernovyh-kultur (дата обращения: 25.09.2018).
  2. Кириченко Д. А. Исследование вопросов современного состояния налогового учета расходов сельскохозяйственных организаций // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — №2. — С. 92-96.
  3. Государственное регулирование сельского хозяйства через систему наллогообложения // ВИАПИ им. А.А. Никонова. URL: http://www.viapi.ru/download/2014/20140723-Shamsutdinova-diss.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
  4. Яковлева Л.П., Евграфов О.В. Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения как фактор повышения эффективности их использования // Научное обозрение. Экономические науки. — 2014. — №2. — С. 149.
  5. Шкарупа Е.А., Митрофанова И.В. Компаративный анализ зарубежного опыта налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — №3В. — С. 339-352.
  6. Самылина Н. Ю. Налогообложение аграрного сектора: зарубежный опыт и отечественная практика // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». — 2014. — №4. — С. 290-300.

sibac.info

Единый сельскохозяйственный налог — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требует 1 правка.


ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций и страховых взносов.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ (схему-конспект предлагаемой системы налогообложения для сельхозпроизводителей см. на с. 4 «ЭЖ» N 52, 2003 г.) На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ (ст. 346.1 Кодекса). Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана. Поэтому Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При её разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 Кодекса об упрощенной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой 26.1 «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ», распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются производители с/х продукции и выращивающие рыбу, её переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции и выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  2. организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  3. казенные, бюджетные и автономные учреждения.

С 1 января 2009 г. снято ограничение, препятствующее организациям, которые имеют филиалы и (или) представительства, переходить на уплату ЕСХН. Соответствующие изменения были внесены в п. 6 ст. 346.2 НК РФ, и теперь такие организации вправе применять указанный спецрежим. Объект — доходы — расходы. Налоговой базой доходы-расходы в денежном выражение. Налоговым периодом — календарный год. Ставка 6 %.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004—2005 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009—2011 гг. — 12 %, 2012—2014 гг. — 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ — 20 %.

Если налогоплательщик в период применения ЕСХН теряет право на данный спецрежим, то ему следует пересчитать и уплатить все налоги согласно общей системе налогообложения с начала календарного года..

ru.wikipedia.org

Учет в сельском хозяйстве. Бухгалтерский, налоговый

Система учета в сельскохозяйственных организациях регулируется стандартным набором нормативных актов. В их числе:

  • Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ, регламентирующий общие правила и принципы реализации учетных операций;
  • План счетов из Приказа Минфина от 31.10.2000 г. №94н, на основании которого разрабатывается и утверждается рабочий план счетов предприятия;
  • набор положений бухгалтерского учета;
  • Налоговый кодекс и другие законодательные акты.

Особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве

Организация бухгалтерского учета на предприятиях, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, должна соотноситься со спецификой деятельности таких компаний. На все этапы технологического цикла наибольшее влияние оказывают естественные факторы:

  • невозможность отделить производственные циклы от земельных ресурсов, их состояния и площади;
  • зависимость от живых организмов, их здоровья и развития;
  • сезонность производства, обусловленная климатическими особенностями.

В учете земельные ресурсы разделены по видам угодий. Они отражаются в натуральных измерителях (за единицу измерения принимаются гектары). Осуществляемые капитальные вложения в земельные участки показываются в учетных операциях в денежном выражении.

СПРАВОЧНО! Сельскохозяйственная деятельность характеризуется наличием большого набора отраслей. Каждое направление производства имеет свою специфику.

Сложность организации системы учета обусловлена необходимостью наличия у бухгалтерского персонала знаний и навыков работы в определенной отрасли с узкой специализацией. Трудности учета связаны с неравномерным распределением объема работы в разные месяцы и нестандартным типом разделения затрат. Расходы по содержанию животных или выращиванию растений распределяются с привязкой к видам продукции. От одного сорта растений или одной породы (вида) животного получается сразу несколько типов готовых изделий, которые по усмотрению руководства предприятия можно использовать несколькими способами.

Затраты в зависимости от периода производства не привязываются к календарному году. Расходы, понесенные компанией в прошлом периоде, обеспечивают результаты деятельности в настоящем. Траты, которые осуществляются в текущем периоде, смогут окупиться в будущем году после сбора урожая.

Специфика учета связана не только со сложностью деления затрат и многообразием производственных циклов. Дополнительно бухгалтер должен организовать контроль движения и эксплуатации сельхозтехники, инвентаря. Учетные мероприятия отражаются в регистрах в разрезе по структурным единицам (бригадам, фермам).

Учет земли

Особенность отражения в учете главного актива предприятий сельскохозяйственного типа – земли, в том, что она не подлежит амортизации. Земельные угодья не могут устаревать физически или морально, они не подвержены износу. Если земельные наделы эксплуатируются с соблюдением технологий и установленных нормативов, они не утрачивают своих исходных характеристик. В отдельных случаях наблюдается улучшение качества земельных ресурсов.

Земля должна использоваться организацией на основании права собственности. Если его нет, то должен быть оформлен договор пользования или аренды.

ВАЖНО! Оценка земли производится в момент оприходования по размеру понесенных затрат на ее приобретение или по сумме рыночной цены (если участок был получен на безвозмездной основе). При обмене надела на другие активы его цена приравнивается к суммарной стоимости обмениваемых объектов.

Если земля является взносом в уставный капитал, ее цена может быть определена по соглашению сторон. При невозможности точно определить ценовой диапазон ориентироваться надо на нормативные стоимостные показатели.

Учет земельных угодий производится в разрезе их предназначения и стадий эксплуатации. Отдельно показываются ресурсы, находящиеся на этапе отдыха и мелиорации. Аналитика должна отражать разбивку активов по сельскохозяйственному признаку. На дополнительных субсчетах учитываются защитные полосы, участки под дорогами, постройками общественного типа.

СПРАВОЧНО! Первичная документация для сельскохозяйственных предприятий отличается от стандартных форм. Специализированные бланки утверждены Приказом от 16.05.2003 г. №750.

Сезонность

Сезонный характер деятельности предполагает создание особой классификационной системы учета расходов. Они должны быть представлены активами, затратами будущих периодов и текущими расходами. Во время вынужденного простоя из-за климатических условий или производственной специфики прямые затраты реализации не образуются.

Амортизационные отчисления по активам должны ориентироваться не на ежемесячные нормативы, а на общую сумму по итогам сезона. Например, если фаза простоя длится 7 месяцев в году, то периодом начисления амортизации будут признаваться оставшиеся в сезоне 5 месяцев. Ежемесячные отчисления будут определяться путем деления годовой нормы на 5.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НК РФ не предусматривает сезонного механизма начисления амортизации. В результате между бухгалтерскими данными и налоговым учетом появляются временные налоговые разницы.

При оценке продукции применяются два вида себестоимости: плановая и фактическая. На протяжении года при смещенном производственном цикле в учетных операциях показывается плановый показатель стоимости. Итоговое значение по факту выводится единоразово последним днем годового интервала. Образовавшиеся отклонения в размере себестоимости должны быть списаны на 90 счет (если продукция к этому моменту уже была продана) или на 43 счет (в отношении товаров, оставшихся на складах).

При учете агрокультур сложности возникают на этапе разделения собранного урожая на категории с разным назначением:

  • часть продукции может быть зарезервирована для использования в предстоящей посевной кампании;
  • определенный процент урожая может направляться для дополнения рациона животных, которые находятся на откорме или выращивании;
  • в отдельную группу относят продукцию, которая будет продана как самостоятельный товар.

Типовые проводки

План счетов с аналитическими субсчетами для фиксации операций в сельскохозяйственной отрасли приведен в Приказе Минсельхоза от 29.01.2002 г. №68. Этим нормативным документом предусмотрены типовые корреспонденции счетов:

  • Д08.7 – К60 – запись отражает факт приобретения взрослого скота (продуктивного и рабочего), относимого к основному стаду.
  • Д01.4 – К08.7 – купленный скот приходуется по цене приобретения.
  • Д11.2 – К01.4 – произошла выбраковка скота из основного стада с последующей постановкой на откорм.
  • Д01.5 – К08.8 – этой проводкой показываются приходуемые партии многолетних молодых насаждений.
  • Д20.3 – К01.4 – корреспонденция актуальна для ситуаций, когда выбракованных животных не ставят на откорм, а отправляют на забой.
  • Д08.6 – К11.1 – фиксируется факт перевода молодняка в состав основного стада.
  • Д10.1 – К20.1 – приобретенное зерно приходуется для дальнейшего его направления в производство комбикорма.
  • Д10.1. – К23.7 – запись отражает приход сырья в виде конских волос или шерсти (после линьки).
  • Навоз и помет приходуется по дебету 10.2 и кредиту 20.2.
  • Навоз от лошадей должен быть показан в дебетовых оборотах счета 10.2 и кредитовом движении по 23.7.
  • Д10.7 (8 или 11) – К40 – оприходование кормов, семенного материала и инвентаря, которые были созданы собственной производственной линией.
  • Д91 – К11 – списаны павшие животные, которые не были включены в договор страхования.

Особенности налогового учета

Для сельскохозяйственных предприятий налоговым законодательством предусмотрен спецрежим ЕСХН. Применяющие его организации освобождаются от уплаты сумм по налогу на прибыль и НДС. Эта система налогообложения предполагает отмену обязательств по налогу на имущество.

ЗАПОМНИТЕ! Если учредители предприятия решили остаться на общей системе налогообложения, у них есть возможность воспользоваться льготными условиями по налогу на прибыль. Ставка налога для некоторых категорий сельхозпроизводителей равна 0% (п. 1.3 ст. 184 НК РФ).

У сельскохозяйственных организаций нет права выбирать, по какой ставке налога на прибыль будет облагаться их деятельность. Если предприятие соответствует установленным НК РФ критериям для льготного размера ставки, то учреждение обязано применять ее.

Чтобы перейти с ОСНО на ЕСХН, необходимо обратиться в обслуживающую предприятие налоговую инспекцию с уведомлением. При применении спецрежима налоговым периодом признается годовой интервал, отчетным считается полугодие. Организации должны уплачивать авансовые платежи по налогу, декларация составляется по итогам года.

ВАЖНО! Если субъект предпринимательства специализируется на переработке сельскохозпродукции, а не на ее производстве, то он не может применять ЕСХН.

В качестве объекта налогообложения выступает показатель дохода, уменьшенный на понесенные организацией расходы.

assistentus.ru

Характеристика общей системы налогообложения сельскохозяйственных организаций

Характеристика общей системы налогообложения сельскохозяйственных организаций

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[2] 1 Системы налогообложения в сельском хозяйстве

[3] 2 Общая характеристика ОСНО для сельскохозяйственных предприятий

[4] 3 Достоинства и недостатки общей системы налогообложения

[5] Заключение

[6] Список использованной литературы

Сельское хозяйство относится к числу отраслей, традиционно подверженных активному государственному вмешательству даже в условиях рынка. Это проявляется, в частности, в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах по отдельным видам налогов, применении специального режима налогообложения.

Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и неоднозначность налогового законодательства, выраженный фискальный характер (при подавлении роли регулирующей функции налогообложения), недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.

Данные обстоятельства обусловливают актуальность разработки научных и организационных мер по усилению стимулирующей функции налогообложения в сельском хозяйстве, опирающихся на системный анализ существующих механизмов налогового регулирования и введение новых механизмов с учетом соответствия и согласованности планируемых изменений всему комплексу институциональных факторов, обусловливающих специфические особенности развития сельского хозяйства России.

Целью и задачами данной работы является характеристика общей системы налогообложения сельскохозяйственных организаций.

Становление новых экономических отношений в условиях формирующейся аграрной экономики требует кардинальных преобразований, принципиально новой культуры производственных и финансовых отношений, организации эффективного производства. Создаваемая экономическая система включает в качестве составных элементов управления предприятием различные формы собственности и подчиненности с многочисленными производственными, хозяйственными, финансовыми и другими связями, ориентированными на получение положительных финансовых результатов, обеспечивающих эффективность хозяйствования в целом.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важнейшей «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги относятся к основополагающим категориям рыночного хозяйства, будучи экономической категорией, налоги представляют собой определенные финансово-производственные отношения.

Трудность понимания природы налога связана с тем, что ее следует рассматривать одновременно как многоаспектное явление действительности, то есть как совокупность объективных стоимостных (финансовых) отношений, взаимодействующих с другими разноплановыми системами. Поэтому с системных позиций, следуя взглядам Т.Ю. Юткиной, налог последовательно раскрывается как философская категория, экономическая категория, правовая категория, финансово-распределительная категория, фискальная категория. И в настоящее время в Российской Федерации в понятие «налог» заложены преимущественно элементы юридического характера.

От постижения философии налога как объекта экономического явления до создания прикладной концепции формирования налоговых отношений (определение элементов налоговых обязательств: субъекты, объекты и база обложения, ставки, льготы, сроки уплаты налогов), необходимо соблюдать последовательность логичных рассуждений и действий при исследовании понятия «налог». Суть их заключается в изучении не только «методологии и управления налогообложением, материализующим философский смысл «налог», но и экономическую субстанцию организованных финансовых отношений, реализующихся через реальную налоговую практику налогоплательщиков: бухгалтерские и налоговые действия, формирующие налоговые обязательства, в соответствии с налоговым и бухгалтерским законодательством [43, 144].

Экономическая сущность налогов порождает возникновение объективных противоречий с двух сторон: с позиции государства налоги представляют собой денежные доходы бюджетов всех уровней, тогда как с позиции налогоплательщика — это принудительное изъятие части его собственного дохода [83]. Из этого следует, что каждый участник налоговых отношений прилагает усилия по защите своих экономических интересов.

Здесь следует отметить, что интересы государства представлены и защищены законодательством о налогах и сборах, которое «регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». В Налоговом кодексе так же отмечено, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения».

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет целый ряд особенностей, присущих только этой отрасли. Это связано с ключевой ролью сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны, необходимостью поддержания уклада жизни населения сельской территории. Учитывая эти особенности, в сельском хозяйстве законодательно предусматриваются следующие особенности.

Налоговым законодательством предусмотрено, что все организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, подразделяются на российские и иностранные. При этом доля иностранных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сельском хозяйстве России очень незначительна.

Сельскохозяйственные организации, как субъекты предпринимательской деятельности, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с одной стороны, как налогоплательщики, и с другой стороны, как налоговые агенты.

В аграрной сфере для сельскохозяйственных товаропроизводителей законодательно предусмотрены, кроме общей (традиционной) системы налогообложения, специальные налоговые режимы. К таким режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1 НК РФ), упрощенная система налогообложения (УСН, глава 26.2 НК РФ) и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД, глава 26.3 НК РФ).

В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право выбора: оставаться на общем режиме налогообложения или перейти на специальные налоговые режимы. Исключением является единый налог на вмененный доход. На этот специальный режим предприятия переводятся принудительно, если их деятельность подпадает под «вмененный» налог. Это касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые кроме сельскохозяйственной деятельности занимаются розничной торговлей (с величиной площади торгового зала до 150 кв. м), общественным питанием, оказанием ветеринарных услуг, оказанием услуг по ремонту, мойке и техническому обслуживанию транспортных средств, оказанием бытовых услуг. Если сельскохозяйственные производители осуществляют эти виды деятельности и если по ним установлен ЕНВД в том муниципальном образовании, где ведут эту деятельность сельскохозяйственные предприятия, то они автоматически должны платить «вмененный» налог.

Применение других режимов налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме ЕНВД) зависит от разработанной стратегии снижения налоговой нагрузки и соответствия критериям применения этих режимов. Основные характеристики и особенности каждой из систем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики систем налогообложения, применяемых в сельском хозяйстве

Режим

налогообложения

НДС

Налог на прибыль

ЕСН

Налог на имущество

Единый налог

Общий

режим

+

(НДС преимущественно начисляют по ставке 10%, а применяют налоговый вычет по ставке 18%)

+

0% — по прибыли, полученной от сельхоз- деятельности;

24% — по прочим видам прибыли

+

(в размере 20%)

+

(в размере до 2,2%) Могут быть освобождены от уплаты налога на имущество региональными властями (с 2005 г. льгота в Ульяновской области отменена)

ЕСХН

10,3% в фонд пенсионного страхования РФ

6% от доходов, уменьшенных на величину расходов

Упрощенная

система

налогообложения

14% в фонд пенсионного страхования РФ

6% с доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов

Общую систему налогообложения применяют сельские налогоплательщики, которые занимаются не только производством сельскохозяйственной продукции, но и ее переработкой, а также другими видами коммерческой деятельности. Но при этом следует отметить, что применять специальный налоговый режим могут только предприятии, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70%.

Если предприятие является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не перешло на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (на уплату единого сельскохозяйственного налога), оно вправе применять льготу по налогу на прибыль. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться льготой по транспортному налогу вне зависимости от перехода на уплату ЕСХН (см. пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Напомним, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога — дело добровольное. В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками данного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов от дивидендов, по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ) и налога на имущество. Кроме того, такие организации не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате согласно Налоговому кодексу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации).

В настоящее время в общем случае налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%. Часть налога зачисляется в федеральный бюджет (2%), другая — в бюджеты субъектов РФ (18%) (п. 1 ст. 284 НК РФ). Однако сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, должны учитывать положения ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (далее — Закон N 110-ФЗ).

Итак, сельскохозяйственные товаропроизводители в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, применяют налоговую ставку по налогу на прибыль, установленную указанной статьей.

С 2004 по 2012 г. — 0%,

с 2013 по 2015 — 18% (3% — в федеральный бюджет, 15% — в бюджеты субъектов РФ),

с 2016 — 20% ( если ставка не изменится).

При этом налоговая ставка в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена законами субъектов РФ.

Под сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках применения ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ в период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, а именно:

В первую очередь согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при выполнении следующего условия. Доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%.

Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. На это, в частности, обратил и внимание ВАС (Определение от 29.01.2010 N ВАС-16377/09), а также ФАС СЗО (Постановление от 14.12.2006 N А42-1500/2006). Поэтому такие организации не вправе применять льготу по налогу на прибыль.

При определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от продажи участником своей доли в уставном капитале другого общества не учитываются в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг). Это связано с тем, что в п. 2 ст. 346.2 НК РФ при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не поименованы доходы от реализации имущественных прав (Письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-11-06/1/51).

Основным негативным моментом, препятствующим принятию экономически обоснованного решения по применению упрощенной системы, является начисление к уплате в бюджет сумм НДС ранее принятых к вычету по приобретенным товарам, основным средствам и нематериальным активам для производственной деятельности, но не использованных на момент перехода от общей системы к специальному режиму [88].

Суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Несмотря на все положительные моменты при переходе сельскохозяйственных товаропроизводителей на специальные режимы налогообложения, заключающиеся в уменьшении общего количества начисляемых фискальных платежей, данные режимы, во-первых, снижают социальную защищенность работников сельскохозяйственных предприятий. Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с сельскохозяйственными организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда. Для того чтобы достичь максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, необходимо самостоятельно осуществлять дополнительные платежи в Фонд социального страхования РФ в размере 3% от фонда оплаты труда, что незначительно увеличит налоговую нагрузку сельского налогоплательщика.

Во-вторых, что касается налога на добавленную стоимость, то НДС, уплаченный поставщикам, у сельскохозяйственных производителей исчисляется преимущественно по ставке 18% (при приобретении техники, ГСМ и прочих ресурсов), реализация же сельскохозяйственной продукции облагается по ставке 10%. Таким образом, вероятнее всего, что сельскохозяйственные товаропроизводители НДС в бюджет платить не будут (в 2003 г. это было характерно для 24% сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области).

Покупателями сельскохозяйственной продукции зачастую являются организации-плательщики НДС, которым невыгодно работать с продавцами- неплательщиками НДС. Поэтому для привлечения покупателей-плательщиков НДС придется снижать цену на сельскохозяйственную продукцию в среднем на 10%.

Одна из основных льгот по НДС при общей системе налогообложения — это реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счёт натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога эта льгота автоматически теряется.

Важной отличительной особенностью общей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей является наличие большого количества «льгот» по различным налоговым платежам. «Налоговые льготы» выражаются, прежде всего, в понижении ставок по НДС, ЕСН, налогу на прибыль и так далее, в основном связанных с аграрной отраслью, которой необходима государственная поддержка. Манипулирование ставками — обязательный элемент налоговой политики для стимулирования деятельности отдельных отраслей.

Налоговым законодательством установлено, что независимо от выбора системы налогообложения, сельскохозяйственные товаропроизводители являются плательщиками таких налогов, как транспортный, земельный и другие, по которым предусмотрен исчерпывающий список льгот. Так, например, существенной льготой по транспортному налогу, для сельскохозяйственных предприятий, является то, что не признаются объектом обложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Это не исчерпывающий список льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При адаптации к налоговым условиям, заключающимся в выборе эффективной системы налогообложения, сельскохозяйственные предприятия должны исходить из решения определенных задач, а именно:

— повышения деловой активности предприятий;

— роста объемов сельскохозяйственного производства;

— повышения заинтересованности работников в результатах труда;

— эффективного использования предприятиями своих производственных фондов;

— сокращения непроизводственных расходов.

В аграрном секторе экономики происходят глубокие социальноэкономические преобразования, направленные на динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства. Для успешной реализации поставленных перед сельским хозяйством задач государством разработаны программные мероприятия на 2008 — 2012 годы, одним из которых является сохранение льготного режима налогообложения сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Функционирование в рыночных условиях новых субъектов хозяйствования вызывает объективную потребность в разработке новых организационных форм, приемов и методов управления и, прежде всего, в области налогообложения. Из всей совокупности факторов, формирующих внешнюю среду воздействия, налоговая составляющая занимает особое место, поскольку оказывает существенное влияние на финансово-экономические результаты предприятия.

Без правильного научно обоснованного применения налогового инструмента усиливается нестабильность финансово-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций, что оказывает существенное влияние на развитие сельских территорий и уровень жизни занятого населения.

В этой связи актуальным является установление причинно-следственных связей между внутренними возможностями сельскохозяйственных организаций как налогоплательщиков и динамичными требованиями налоговой системы. Решение этой проблемы имеет важное значение для стабильного развития сельского хозяйства России.

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II.
  2.  Басалаева, Е. В. Методика управления налогами на предприятии / Е. В. Басалаева. // Финансы. — 2013. — №4. — С. 30-33.
  3.  Бирюкова, Е. Ю. Налогообложение в сельском хозяйстве / Е. Ю. Бирюкова. — М. : ООО «Вершина», 2013. — 244 с.
  4.  Дьяченко, Н. П. Совершенствовать налогообложение сельхозтоваропроизводителей / Н. П. Дьяченко // АПК: экономика, управление. — 2013. — №9. — С. 15-18.
  5.  Егерева, О. Налогообложение в аграрном секторе России / О. Егерева // АПК: экономика и управление. — 2013. — №5. — С. 36-42.
  6.  Зарук, Н. Ф. Налоги как фактор инвестиционной деятельности в АПК / Н. Ф. Зарук // АПК: экономика и управление. — 2013. — №7.- С. 45-51.
  7.  Карпова, Г. Н. Налоговое планирование в предприятиях АПК / Г. Н. Карпова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. — №10. — С. 41-43.
  8.  Маркелова, С. В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С. В. Маркелова. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 166 с.
  9.  Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: курс лекций / Н. В. Ми- ляков. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 348 с.
  10.  Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / Т. Ф. Юткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 387 с.

refleader.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о