Налогообложения это – . ., ,

Содержание

Налогообложение — это… Что такое Налогообложение?

Налогообложе́ние — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Добровольность и возмездность налогообложения

Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием. Вассал платит дань своему патрону, отчасти вынуждено, но всегда возмездно: взамен патрон обязуется не нарушать определенные права вассала и даже защищать их. Вассал часто выбирает патрона и, сознательно (то есть добровольно), соглашается на уплату дани (налога). Применительно к современному государству, налогообложение является, по существу, системой таких взаимоотношений между субъектом и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций в отношении такого субъекта. Иначе говоря, налогообложение, по своей высшей сути является предметом договора между государством и его субъектами. Властная подчиненность, при этом, играет второстепенную роль, поскольку субъект вправе выбрать патрона (в виде государства) и, таким образом, вручить ему соответствующие властные полномочия над собой.

Различие систем налогообложения

В разные времена в разных странах существовал различный системы налогообложения.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Налогообложение — Википедия. Что такое Налогообложение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Налогообложе́ние — изъятие имущества, основанное на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Добровольность и возмездность налогообложения

Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием. Вассал платит дань своему патрону, отчасти вынуждено, но всегда возмездно: взамен патрон обязуется не нарушать определенные права вассала и даже защищать их. Вассал часто выбирает патрона и, сознательно (то есть добровольно), соглашается на уплату дани (налога). Применительно к современному государству, налогообложение является, по существу, системой таких взаимоотношений между субъектом и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций в отношении такого субъекта. Иначе говоря, налогообложение, по своей высшей сути является предметом договора между государством и его субъектами. Властная подчиненность, при этом, играет второстепенную роль, поскольку субъект вправе выбрать патрона (в виде государства) и, таким образом, вручить ему соответствующие властные полномочия над собой.

Различие систем налогообложения

В разные времена в разных странах существовали различные системы налогообложения.

См. также

Ссылки

wiki.sc

Налог — это… Что такое Налог?

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

[1][2]. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[1] Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства

[источник не указан 920 дней][3].

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[2].

Доктринальные определения налога

Витте, Сергей Юльевич: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».

К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».

Б. Г. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»

[4].

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные

[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2].

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y)[2]. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода[2]. То есть,

или
, где:
[2]
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[5]. (См. Прогрессивное налогообложение).
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[6]. (См. Регрессивное налогообложение).
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая нагрузка, налоговое бремя

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах-членах.

Налоги как доля ВВП в странах ОЭСР, в процентах, 2007[7]
Страна Полный налог Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. Социальные взносы и пенсии Налоги на имущество и т. п. Налоги на товары и услуги Прочие налоги
Канада Канада 33,3 16,6 4,8 3,3 7,9 0,7
Мексика Мексика 18,0 5,0 2,8 0,3 9,5 0,4
Соединённые Штаты Америки США 28,3 13,9 6,6 3,1 4,7 0,0
Австралия Австралия 30,8 18,2 2,7 8,2 1,5
Япония Япония 28,3 10,3 10,3 2,5 5,1 0,1
Республика Корея Южная Корея 26,5 8,4 5,5 3,4 8,3 0,9
Новая Зеландия Новая Зеландия 35,7 22,5 1,9 11,3 0,0
Австрия Австрия 42,3 12,7 14,2 0,6 11,7 3,1
Бельгия 43,9 16,5 13,6 2,3 11,0 0,1
Чехия Чешская республика 37,4 9,4 16,2 0,4 11,1 0,3
Дания Дания 48,7 29,0 1,0 1,9 16,3 0,1
Финляндия Финляндия 43,0 16,9 11,9 1,1 12,9 0,2
Франция Франция 43,5 10,4 16,1 3,5 10,7 2,8
Германия Германия 36,2 11,3 13,2 0,9 10,6 0,2
Греция Греция 32,0 7,5 11,7 1,4 11,4 0,0
Венгрия Венгрия 39,5 10,0 12,9 0,8 14,9 0,9
Исландия Исландия 40,9 18,5 3,1 2,5 16,5 0,3
Ирландия Ирландия 30,8 12,1 4,7 2,5 11,1 0,4
Италия Италия 43,5 14,7 13,0 2,1 11,0 2,7
Люксембург Люксембург 36,5 12,8 10,2 3,6 9,9 0,0
Нидерланды Нидерланды 37,5 10,9 13,6 1,2 11,2 0,6
Норвегия Норвегия 43,6 21,0 9,1 1,1 12,4 0,0
Польша Польша 34,9 8,0 12,0 1,2 13,3 0,4
Португалия Португалия 36,4 9,4 11,7 1,4 13,7 0,2
Словакия Словакия 29,4 5,8 11,7 0,4 11,3 0,2
Испания Испания 37,2 12,4 12,1 3,0 9,5 0,2
Швеция Швеция 48,3 18,7 12,6 1,2 12,9 2,9
Швейцария Швейцария 28,9 13,2 6,7 2,4 6,5 0,1
Турция Турция 23,7 5,6 5,1 0,9 11,3 0,9
Великобритания Великобритания 36,1 14,3 6,6 4,5 10,5 0,2

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 1314 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [2]).


Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62 %. Из них: 13 % — подоходный налог, 30 % — социальный налог (изменения 2012 года), 15 % — доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18 % / (100 % + 18 %) = 15,25 %). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[источник не указан 920 дней].

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. (Источник: Табала, Д. Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С. А. Пелих, Д. Ч. Табала // Финансы. — 2004. № 11. — С. 73-76.)

Влияние налогов на экономику

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[8].

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[8]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[8].

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[8]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[8]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[8].

Упоминания о налогах в искусстве

В советском мультипликационном фильме Чиполлино принц Лимон сообщил о том, что после введения налога на воздух, жители этого сказочного города стали меньше дышать. Поэтому он приказывает ввести ещё налог на осадки. Налоговая ставка равняется: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, дождь с громом и молнией — 300 лир, град — 400 лир.

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Система налогообложения — это… Что такое Система налогообложения?

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Виды систем налогообложения

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определяется статьей 346.5 Налогового Кодекса РФ.Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной системой налогообложения применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

Система налогообложения — это… Что такое Система налогообложения?

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Виды систем налогообложения

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определяется статьей 346.5 Налогового Кодекса РФ.Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной системой налогообложения применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

biograf.academic.ru

Налоги и налогообложение

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

Учебно – практическое пособие

Хабаровск

Издательство ХГТУ

2001

Предисловие

Одним из самых действенных экономических рычагов государства является система налогообложения.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) отношений и организационно – правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой односторонне, безэквивалентное, принудительно – властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Методология налогообложения представляет собой теоретическое, научно – практическое и концептуально – правовое обоснование сущности понятия «налог». Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

Система налогообложения является в высшей степени сложным механизмом. Для участников налоговых отношений в России эта сложность определяется чрезмерной динамичностью налоговой системы, переменчивым, громоздким и зачастую противоречивым законодательством. В силу данного обстоятельства для упрощения и лучшего усвоения курса «Налоги и налогообложение» автором выбрана схематичная форма изложения материала.

Таблицы, схемы, основные понятия сгруппированы по темам лекционного курса.

Тема1. Экономическая сущность налогов.

    1. Возникновение и развитие налогообложения.

    2. Сущность налогов и принципы налогообложения.

    3. Функции налогов в экономической системе общества.

    4. Элементы налогов.

    5. Классификация налогов.

Тема 2. Характеристика налоговой системы РФ.

    1. Становление и развитие налоговой системы РФ.

    2. Правовое регулирование налоговой системы РФ.

    3. Система налогов РФ.

    4. Принципы организации налоговой системы в РФ.

    5. Специальные налоговые режимы.

    6. Участники налоговых отношений в РФ.

Тема 3. Исполнение обязанности по уплате налогов.

    1. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога.

    2. Сроки уплаты налогов.

    3. Порядок уплаты налогов.

    4. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов.

    5. Зачет и возврат излишне уплаченных или изменение взысканных сумм налогов.

Тема 4. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

    1. Понятие и состав налогового правонарушения.

    2. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    3. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения.

    4. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Тема 5. Косвенные налоги.

5.1 Акцизы.

    1. Налог на добавленную стоимость.

    2. Налог с продаж.

Тема 6. Прямые налоги.

    1. Налог на прибыль организаций.

    2. Налог на имущество организаций.

    3. Налог на доходы физических лиц.

Тема 7. Местные налоги и сборы.

7.1 Земельный налог.

    1. Налог на имущество физических лиц.

    2. Налог на имущество физических лиц.

    3. Прочие местные налоги и сборы.

Тема 8. Другие налоги и сборы РФ.

    1. Единый социальный налог

    2. Налог на пользователей автомобильных дорог.

    3. Прочие налоги и сборы.

В заключение предложен список дополнительно рекомендуемой литературы для более подробного самостоятельного изучения.

Тема 1. Экономическая сущность налогов

Основные понятия:

Налог– безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей.

Сбор– плата, взимаемая государственными органами за предоставление тех или иных прав или услуг.

Пошлина– плата за совершение государственными и иными уполномоченными органами действий в интересах заявителя и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Субъект налогообложения– лицо, на которое возложена обязанность по уплате налога.

Объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.

Налоговая льгота – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, а также уплачивать их в меньшем размере.

Налоговый резидент – физическое лицо, пребывающее в каком – либо календарном году не менее 183 дней на территории России.

Таблица 1

Общие и частные теории налогов

Название

Период

Суть теории

Общие теории налогов

Теория обмена

средние века

Возмездный характер налогообложения, т.е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка.

Атомистическая теория (С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, О. Мирабо)

эпоха Просвещения

Налог – результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые являются платой граждан за получаемые выгоды.

Теория наслаждения (Ж. Симонд де Сиcмонди)

первая половина XIX в.

Налоги – это цена, уплачиваемая гражданином за получаемые удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью.

Теория налога как страховой премии

первая половина XIX в.

Налоги – платежи, уплачиваемые на случай наступления какого – либо риска. Налогоплательщик в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д.

Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо)

вторая половина XVIII — первая половина XIXв.

Налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс)

первая половина XX в.

Налоги – главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов.

Монетаристская теория (М.Фридман)

50 – е гг. XX в.

Налоги воздействуют на обращение, изымая излишнее количество денег и тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.

Теория экономики предложения (М.Бернс, Г. Стайн, А.Лэффер)

начало 80 – х гг. XX в.

Налоги как один из важнейших факторов экономического развития и регулирования. Снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Частные теории налогов

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

раннее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

конец средних веков

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

конец XIX в.

Необходимость поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

разные времена

Единый налог как единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория переложения налогов

середина XVII в.

Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена

Таблица 2

studfile.net

Налогообложение — это что? Объекты налогообложения

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении операционной деятельности сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную политику фискального планирования. В статье ниже мы поговорим об основах этой системы и о некоторых правилах, которых необходимо придерживаться грамотным предпринимателям.

Сущность налогообложения

Мало кому известно, что налогообложение – это древнейшее слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, к слову, не всегда гуманными. Каждый дееспособный гражданин просто обязан был отдать должное правительству за то, что он может зарабатывать на хлеб себе и своей семье на этой территории.

налогообложение это

Но со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги – это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну.

Сегодня объект налогообложения – это любое имущество, с части стоимости которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан.

Принципы налогообложения

Налогообложение – это структурированная и регулируемая государством комплексная система, которая действует в рамках законодательства.

патентное налогообложение этоТак, в Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует:
  1. Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.
  2. Равенство. Налоговое бремя распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.
  3. Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.
  4. Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Методы налогообложения

Налогообложение – это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствования. Последняя представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы.

патентное налогообложение этоВ данном аспекте налоги и налогообложение – это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие:
  • Равная. Это означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.
  • Регрессивная. Характерна уменьшением налоговой ставки в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня дохода населения.
  • Прогрессивная. Действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.
  • Пропорциональная. Характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Разновидности налогов

Цель налогообложения – это регулируемое пополнение государственной казны, поэтому для организации данного процесса с развитием правосознания у общества возникали все новые виды фискальных сборов, которые в дальнейшем разделялись на подвиды.

налоги и налогообложение этоСреди таких можно выделить следующие:
  1. По методу уплаты: прямые (пропорциональны уровню дохода) и косвенные (выражаются в качестве надбавки на стоимость товара, которую покрывают потребители). Также на практике используется упрощенная система налогообложения (это особый режим для субъектов малого предпринимательства).
  2. По специфике использования: общие (взимаются для финансирования общегосударственных целей), специальные (имеют узкую направленность покрытия – например, при выплате налога на ГСМ средства попадают в дорожные фонды).
  3. По месту распределения: государственные (выплачиваются в централизованный орган фискальной службы) и местные (предназначены для покрытия расходов внутригородского характера).

Функции налогообложения

Налогообложение – это непрерывно действующий механизм, который выполняет ряд функций:

  1. Фискальная деятельность. Является основной и заключается в процессе регулирования и формирования средств государственной казны для дальнейшего их грамотного и равномерного распределения относительно потребностей на местах.
  2. Распределительная деятельность. Называется также социальной, поскольку осуществляет уравнительную функцию между различными слоями населения. Иными словами, часть взносов субъектов хозяйствования в бюджет выделяется на покрытие расходов незащищенных категорий общества.
  3. Регулирующая деятельность. Поддерживает равновесие между экономическими процессами внутри государства, а также аккумулирует средства для заполнения финансовых прорех в той или иной государственной отрасли.

Сущность налоговой политики предприятия

Для предпринимателя объект налогообложения – это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.

прибыль до налогообложения это

При своем формировании налоговая политика предприятия касается следующих направлений деятельности субъекта хозяйствования:

  • для начала необходимо определиться с посильной нагрузкой фискального бремени, а далее – с видом осуществляемой деятельности;
  • после следует определиться с графиком и сроком уплаты обязательств в бюджет, которые станут максимально комфортными для своевременного исполнения в рамках действующего законодательства;
  • в последнюю очередь стоит обдумывать вопросы инвестирования, а также методику распределения чистой прибыли предприятия (не стоит путать с таким термином, как прибыль до налогообложения — это несколько иное понятие, но об этом ниже).

Налоговая нагрузка предприятия

Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за отчетный период. Это, наверное, самый щепетильный вопрос среди предпринимателей, поскольку не волнует он только ИП, получивших право на упрощенную (патентную) систему выплаты фискальных обязательств. Патентное налогообложение – это особая система, которая заменяет ряд налогов (НДФЛ, НДС, обязательство на имущество) и значительно упрощает операционную деятельность предпринимателя.

цель налогообложения это

Что же касается прочих субъектов хозяйствования, то они должны постоянно следить за коэффициентом налогового бремени относительно выручки, себестоимости реализованной продукции и общей ценности задействованных в производстве активов. В случае значительной доли на выходе стоит обратиться к внедрению более эффективной налоговой политики на предприятии.

Как создать эффективную налоговую стратегию

Не каждое предприятие нуждается в мерах по улучшению налоговой стратегии. Зачастую данная процедура касается только тех субъектов хозяйствования, которые уплачивают в государственную казну более чем треть от суммы добавленной стоимости на выпускаемую продукцию. Поскольку в этом случае они не только лишаются немалой доли чистой прибыли, но и ежемесячно тратят ресурсы устаревших фондов. Ведь прибыль до налогообложения – это не безразмерная величина, и даже ей свойственно заканчиваться в самый неожиданный момент, особенно при неграмотной фискальной политике на предприятии.

упрощенная система налогообложения это

Поэтому важно объективно оценить политику, проводимую на предприятии. А это значит, что необходимо определить сбалансированность вовлечения в производство собственных средств, оценить риски, которые заключаются в противоречиях действующему законодательству, а также дать качественную оценку реализации стратегии на практике, ведь зачастую не все ее пункты соблюдаются.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о