Налогообложение в России
Сущность налогообложения
В условиях рыночной экономики управление налогами является основополагающей составляющей в государстве. Дальнейшее динамичное развитие страны требует серьезного развития налоговой структуры, в частности сферы, влияющей на сектора и подсектора функционирования экономики. Налогообложение является основой для существования экономики любой страны. Для того, чтобы разобрать вопрос налогообложения в России необходимо дать определение данному понятию.
Определение 1
Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.
С начала реформ и по настоящее время процессы преобразований в органах управления налогообложением не являются однонаправленными и однозначными. Важная роль в осуществлении этой реформы отводится трансформации инструментов и механизмов управления налогообложением. Трансформации необходимо совершать на условиях изменчивости экономической структуры.
В условиях современной экономической системы ни одно государство не способно оградить себя от рисков в управлении налоговой системы. Наглядным примером финансово-экономический кризис, поразивший национальные экономики множества стран. Независимо от того, насколько идеальна выстроена система налогообложения-существуют риски. Денежные средства, которые поступают от налогов не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и уже после этого расходуются на нужды государства. Даже в условиях того, что в государстве выстроена должным образом система налогообложения, могут быть пробелы в системе государственного контроля. Поэтому сущность налогообложения зависит не только от методологических особенностей, но и от комплексно выстроенной системы.
Современное налогообложение требует внимательного изучения и проведения анализа методов и средств управления в полной мере учитывающие специфику системы страны, а также разработку кардинального вектора развития органов от которых зависит эффективное административное реформирование налоговой системы страны.
В России политика налогообложения направлена напротив на стимулирование повышений собираемости налогов. На основании этого формируется два кардинально противоположных момента:
- увеличение налогообложения способствует росту дохода в бюджете страны. Это является положительным моментом.
- изменение объемов налогообложения влияет на экономическое поведение налогоплательщика и, как показывает практика не всегда в лучшую строну.
Налоговая система страны является одной из эффективны систем формирования экономики страны. Проводимые реформы в сфере налогообложения направлены на развитие предпринимательского сектора, устранению «теневой экономики», привлечение иностранных инвесторов.
Виды налогов
На сегодняшний момент граждане уплачивают такие налоги, как:
- НДФЛ-налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество;
- транспортный налог;
- земельный налог.
В том числе налогами подвержены подакцизные товары, уплата налога на охоту и рыболовство.
Несовершенства налоговой системы в России
Несмотря на то, что налоговая политика призвана развивать экономическую систему, в ее разработке имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ налогообложения. При разработке не учитывались другие экономические сферы и сложная взаимосвязь участников. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий между налоговым и бухгалтерским учетом, что осложняет развитие экономического сектора.
Причины несовершенств состоят в том, что: нет единства, множество подходов, множество вариантов, мировая нестабильность. Недостатки налогового законодательства, отличающиеся от потребностей экономической практики. Несовместимость налоговой политики и экономики.
Существенные несовершенства налоговой политики способствует расцвету бюрократизма, за этим следует излишняя административная работа в сфере малого предпринимательства со стороны государственного сектора. Несмотря на то, что государство пытается облегчить жизнь малому бизнесу, налоговое бремя остается тяжелым.
Еще одним веским показателем несовершенства налоговой политики является налог на доходы физических лиц. Это наиболее распространенный налог из тех, что уплачивают физические лица и каждому он знаком.
НДФЛ исчисляют согласно доходу физического лица, которые документально подтверждены на основании действующего законодательства. Налоговым периодом является календарный год.
Замечание 1
НК РФ предусмотрено пять видов ставок по НДФЛ, однако работодателем используется только-13%. Доходами по этой ставке облагается заработная плата и иные вознаграждения, которые подтверждены гражданско-правовым договором. Ставкой 13% облагаются и доходы, полученные от продажи имущества. С одной стороны, этот налог крайне важен. Он является личным доходом, а не усредненным. Одна из задач НДФЛ установление равномерности и всеобщности налогового бремени. Но есть и существенные недостатки. Одним из таких является низкий уровень доходов населения, выплаты работодатели часто задерживают, достаточно сильно развита теневая экономика, а количество частных предприятий незначительно. Во многих странах вопрос несовершенства НДФЛ решили прогрессивным налогообложением. Но как и многих прогрессивном налогообложению характерны, как положительные так и отрицательные стороны.
В настоящее время налоговая система России содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Очевидно, налоговые изменения будут, она происходят регулярно.
Опыт функционирования отечественной налоговой системы говорит о том, что, в целом, она оправдывает себя.
Виды систем налогообложения для ИП и ООО в России
Система налогообложения (налоговый режим) – это комплекс налогов, сборов и прочих обязательных платежей, которые обязан уплачивать в государственную казну хозяйствующий субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, в соответствии с действующим налоговым законодательством.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует 5 налоговых режимов, которые условно подразделяются на 2 группы:
№ группы | Наименование | Состав |
1 | Общий (традиционный) режим | ОСНО |
2 | Специальные (льготные) режимы | УСНО, ЕНВД, ПСН, ЕСХН |
Рассмотрим каждый режим более подробно:
Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, ОРН)
ОСНО – стандартный режим, по умолчанию присваиваемый любому налогоплательщику, если он при прохождении процедуры государственный регистрации бизнеса не заявил о своем желании применять один из спецрежимов. Другое название системы – традиционная, основная.
Также любой хозяйствующий субъект автоматически попадет на ОСН, если он перестал соответствовать требованиям льготного режима, который использовался в установленном порядке в течение календарного года.
ОСНО является самым сложным, трудоемким и затратным видом налогообложения.
Добровольно его выбирают только те налогоплательщики, которые по объективным причинам не попадают под ограничения, установленные для применения льготных налоговых систем:
- имеют большое количество персонала и (или) высокий уровень доходов;
- ведут деятельность, предусматривающую работу с контрагентами, также находящимися на ОСН.
См. подробнее про общий режим налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка)
УСНО – один из специальных режимов для юрлиц и ИП, предусматривающий пониженную налоговую нагрузку и доступный для самостоятельного администрирования даже начинающим бизнесменам.
При этом налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов расчета налогов, исходя из особенностей экономической деятельности:
- УСН – «доходы» (уплачивается налог с полученных доходов в размере 6%).
- УСН – «доходы минус расходы» (из суммы полученных доходов вычитаются произведенные затраты, и с этой разницы рассчитывается налог в размере 15%).
См. подробнее про упрощенку.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка)
ЕНВД – льготный режим для юрлиц и ИП, который можно применять, занимаясь только определенными видами предпринимательской деятельности. Как правило, это виды бизнеса, связанные с торговлей в розницу и оказанием бытовых услуг населению.
При этом не имеет значения, сколько фактически зарабатывает налогоплательщик, налог взимается с потенциально возможного дохода, который устанавливается НК РФ и напрямую зависит от физического показателя. Таким показателем могут являться количество наемного персонала, размер торговой площади и т. д.
Размер налога (в пределах от 7,5 до 15%) и перечень видов деятельности, который попадает под ЕНВД, утверждаются в законодательном порядке властями региона, в котором работает (или планирует вести деятельность) хозяйствующий субъект.
См. подробнее про вмененную систему налогообложения.
Патентная система налогообложения (ПСН, патент)
ПСН – льготный вид налогообложения, который доступен только ИП, у которых трудится не более 15 работников.
ПСН также применяется только для определенных видов бизнеса, при этом предприниматель должен купить патент на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента и является налогом, уплачиваемым в связи с применением ПСН.
Фактическая величина доходов коммерсанта в расчет не принимается, а цена патента устанавливается нормативным законодательством региона, в котором работает (планирует вести деятельность) предприниматель.
См. подробнее про патентную систему налогообложения.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
ЕСХН – спецрежим, предназначенный исключительно для сельхозпроизводителей, которыми могут выступать как организации, так и ИП.
Главное требование – субъект должен именно производить сельхозпродукцию (переработка продукции попадает под ЕСХН только в качестве одной из стадий производственного процесса, а не как самостоятельный вид деятельности), при этом доля дохода, получаемого от сельхозпроизводства, должна составлять не менее 70% от общего объема доходов.
Фактически способ расчета налога при ЕСХН аналогичен расчету налога при УСН «доходы минус расходы», только ставка налога ниже – 6% (4% для Крыма и Севастополя).
См. подробнее про сельхозналог.
Совмещение систем налогообложения
Налоговое законодательство РФ не запрещает совмещать две системы налогообложения, но при этом далеко не все режимы сочетаются между собой.
Сориентироваться поможет следующая таблица:
Налоговая система |
ОСНО | УСНО | ЕНВД | ЕСХН | Патент |
ОСНО |
– | + | – |
+ |
|
УСНО |
– |
+ | – |
+ |
|
ЕНВД |
+ | + | + |
+ |
|
ЕСХН |
– | – | + |
+ |
|
Патент | + | + | + |
+ |
При этом предприниматели, в отличие от юрлиц, могут одновременно совмещать не только 2, но и 3 системы налогообложения:
- ОСНО + ЕНВД + ПСН;
- УСНО + ЕНВД + ПСН.
nalog-spravka.ru
Система налогообложения в Российской Федерации
В России из-за низкого уровня жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.
Основные налоги, собираемые в России:
1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.
2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.
4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения инаследство.
5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:
· федеральные налоги и сборы;
· налоги и сборы субъектов РФ;
· местные налоги и сборы.
Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.
Федеральные налоги.
Федеральные налоги — перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:
— налог на прибыль,
— акцизы на отдельные группы и виды товаров,
— налог на добавленную стоимость,
— налог на операции с ценными бумагами,
— подоходный налог с физических лиц,
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
— платежи за использование природных ресурсов,
— налоги в дорожные фонды,
— гербовый сбор,
— государственная пошлина,
— таможенная пошлина,
— сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,
— специальный налог,
— транспортный налог.
Республиканские налоги.
Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Перечень республиканских налогов:
— налог на имущество предприятий,
— лесной налог,
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,
— целевой сбор на нужды образовательных учреждений,
— сбор на регистрацию предприятий.
Местные налоги.
Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей территории. Для части налогов определяются предельные ставки.
Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.
Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция Москвы разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г.Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.
Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.
Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.
Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
studfile.net
Налоговая система Российской Федерации | Современный предприниматель
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.
В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.
Налоговая система РФ кратко
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Принципы построения налоговой системы РФ
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
- Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
- Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
- Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
- Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
- Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы РФ
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Уровни налоговой системы РФ
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
- Федеральный.
- Региональный.
- Местный.
Налоговая система: классификация налогов в РФ
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
- Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
- Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
- Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.
Элементы налоговой системы
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
- Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
- Способы и виды контроля в налоговой сфере.
- Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
- Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
- Принципы установления налогов.
- Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
- Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Функции налоговой системы
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
- Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
- Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
- Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
- Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
- Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.
spmag.ru
Налоговая система России | Законодательство стран СНГ
Налоговая система России
Общие сведения
Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.
Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.
Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.
Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги
Федеральные налоги и сборы
Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.
Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.
Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.
Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.
Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.
Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.
Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.
Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.
Региональные налоги и сборы.
Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.
Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.
Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.
Местные налоги и сборы.
Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.
Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.
Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.
Специальные налоговые режимы.
В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:
Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.
Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.
Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.
Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.
Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.
В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.
Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.
Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
www.ru.spinform.ru
Налоги уплачиваемые физлицами (гражданами) в России. Виды

Пополнение бюджетов РФ всех уровней осуществляется за счет налогов и сборов. Налоги с фграждан не исключение.
Налоги физических лиц в России
Рассмотрим предметно все существующие налоги для физических лиц, в т.ч. как узнать о имеющейся задолженности по налогам, как ее погасить, на, что обратить внимание при расчете налога с имеющегося имущества и совершаемых сделок.
Объект налогообложения физлиц
Объектом налогообложения физлиц являются доходы (зарплата, наследство, подарки, дивиденды …) и имущество (квартиры, машины, дачи …). Важно знать, что с незаконных доходов придется не только понести административную или уголовную ответственность, но и оплатить налоги.
Кто является налогоплательщиком
Плательщиками налогов могут являться совершеннолетние и несовершеннолетние граждане России (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) и нерезидентны, — лица осуществляющих деятельность на территории РФ с гражданством иных государств.
- Малолетние и несовершеннолетние дети могут владеть имуществом, в т.ч. по наследству, являющимся объектом налогообложения. Обязанность по уплате ложиться на плечи родителей и законных представителей.
- Кроме того платить налоги обязаны физические лица — резиденты (проводят в пределах страны 183 и более дней в году) и нерезиденты Российской Федерации.

Перечень налогов
Перечень (список) налогов уплачиваемых гражданами в бюджеты РФ включает
Подоходный (НДФЛ) №1
Основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Существуют исключения в виде не облагаемых доходом
- доходы от продажи имущества, которое было в собственности более трех лет;
- доходы, полученные в наследство;
- доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер).
Имущественный налог №2
в т.ч. налог на машиноместо.
С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации. Налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, направляются ФНС.
malina-group.com