Налогообложению – . .

Содержание

Системы налогообложения: как сделать правильный выбор?

Если вам кажется, что разобраться в налоговых режимах очень непросто, то вы не одиноки, в вашей компании сам Альберт Эйнштейн. Создатель теории относительности считал, что самое непостижимое в этом мире – налоговая шкала. Тем не менее, если вы хотите вести эффективную, в финансовом плане, предпринимательскую деятельность, то разбираться в этом все же придется.

А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С:

Что такое система налогообложения?

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.

Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения – прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
  • налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения;
  • налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
  • налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):

Как видим, есть из чего выбрать.

В нашем сервисе Вы можете абсолютно бесплатно подготовить уведомление о переходе на УСН (актуально на 2019 г.):

Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения — при выполнении соглашений о разделе продукции, которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.

Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: НДС, налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации — налог на прибыль.

Элемент

УСН

ЕНВД

ЕСХН

ПСН

ОСНО

Объект налогообложения

Доходы (для УСН Доходы) или доходы, уменьшенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы)

Вмененный доход налогоплательщика

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Потенциально возможный к получению годовой доход

Для налога на прибыль — прибыль, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для НДФЛ — доход, полученный физлицом.

Для НДС – доход от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций и физлиц – недвижимое имущество.

Налоговая база

Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы)

 

Денежная величина вмененного дохода

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль — денежное выражение прибыли.

Для НДФЛ – денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме.

Для НДС – выручка от реализации товаров, рабо

www.regberry.ru

Налогообложение

Налогообложение – это способ пополнения бюджета государства за счет денежных отчислений от доходов или финансовых операций граждан. Ставка налогообложения непостоянна и может изменяться в зависимости от экономических условий. Особенно широким диапазон колебания размера налога становится в период экономических кризисов и перестроек. Отсутствие налогообложения не позволило бы государству выполнять свои функции в обществе любого политического строя.

 

Виды налогов

 

Налогообложение может производиться различными способами, рассмотрим основные классификации налогов.

 

Изначально все налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов физических или юридических лиц, а косвенные – с изменения цены на товары или факторы производства. Самый простой пример прямого налога – подоходный налог в размере 13 процентов с доходов физических лиц. Косвенный налог удобно рассматривать на примере акциза для ликероводочной продукции: если предприниматель покупает, например, вино, а потом повышает на него цену и продает, он должен уплатить процент от повышенной стоимости в дополнение к прямому налогу на прибыль.

 

В некоторой степени с первой классификацией пересекается вторая: разделение налогов на аккордные и подоходные. Аккордное налогообложение подразумевает выплату определенной денежной суммы вне зависимости от уровня доходов человека: сколько бы вы не заработали, отдать должны одну и ту же сумму. Подоходный налог (который одновременно является прямым) зависит от заработка человека и обычно выражается в процентах (см. пример выше).

 

Третья классификация проводит деление налогообложения на прогрессивное, регрессивное и пропорциональное. При прогрессивном налогообложении ставка налога повышается соразмерно доходу: чем больше зарабатываете, тем больше ставка. В случае с регрессивным налогообложением – все наоборот: больше зарабатываете – меньше платите, либо, если зарабатываете меньше, то платите больше налога. Пропорциональное налогообложение не устанавливает зависимости размера ставки от величины дохода: больше зарабатываете или меньше, а ставка не меняется.

 

Налогообложение очень важно для успешного функционирования государственной поддержки малоимущих слоев, поддержки инновационного предпринимательства, образовательных программ, работы органов государственной власти и так далее.

utmagazine.ru

Все о налогах в доступной форме, налогообложение россии

Налоговая система. Налоговая нагрузка. Кривая Лаффера.

1234

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.

Основные услуги

Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

§ принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

§ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

§ принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

§ принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

§ Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

§ Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

§ Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

§ Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

§ Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

§ Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

§ При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

§ Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

§ сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

§ эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

§ стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

§ эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

§ полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

§ общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

§ устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

§ поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

§ повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

§ развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

§ совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

§ повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

§ гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

§ усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;

§ выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

§ совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка. Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определенных условиях пользования.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

 

 

1234



laservirta.ru

Налоги и налогообложение

Министерство
образования Российской Федерации

Хабаровский
государственный технический университет

Учебно
– практическое пособие

Хабаровск

Издательство
ХГТУ

2001

Предисловие

Одним
из самых действенных экономических
рычагов государства является система
налогообложения.

Налогообложение
— это определенная совокупность
экономических (финансовых) отношений
и организационно – правовых отношений,
складывающихся на базе объективного
процесса перераспределения денежной
формы стоимости и выражающая собой
односторонне, безэквивалентное,
принудительно – властное изъятие части
доходов корпоративных и индивидуальных
собственников в общегосударственное
пользование. Методология налогообложения
представляет собой теоретическое,
научно – практическое и концептуально
– правовое обоснование сущности понятия
«налог». Методические основы налогообложения
— это выбор налоговых форм и наполнение
их конкретным содержанием, установление
прав и обязанностей сторон налоговых
правоотношений.

Система
налогообложения является в высшей
степени сложным механизмом. Для участников
налоговых отношений в России эта
сложность определяется чрезмерной
динамичностью налоговой системы,
переменчивым, громоздким и зачастую
противоречивым законодательством. В
силу данного обстоятельства для упрощения
и лучшего усвоения курса «Налоги и
налогообложение» автором выбрана
схематичная форма изложения материала.

Таблицы,
схемы, основные понятия сгруппированы
по темам лекционного курса.

Тема1. Экономическая сущность налогов.

    1. Возникновение
      и развитие налогообложения.

    2. Сущность
      налогов и принципы налогообложения.

    3. Функции
      налогов в экономической системе
      общества.

    4. Элементы
      налогов.

    5. Классификация
      налогов.

Тема
2. Характеристика налоговой системы РФ.

    1. Становление
      и развитие налоговой системы РФ.

    2. Правовое
      регулирование налоговой системы РФ.

    3. Система
      налогов РФ.

    4. Принципы
      организации налоговой системы в РФ.

    5. Специальные
      налоговые режимы.

    6. Участники
      налоговых отношений в РФ.

Тема
3. Исполнение обязанности по уплате
налогов.

    1. Возникновение,
      изменение и прекращение обязанности
      по уплате налога.

    2. Сроки
      уплаты налогов.

    3. Порядок
      уплаты налогов.

    4. Способы
      обеспечения исполнения обязанностей
      по уплате налогов.

    5. Зачет
      и возврат излишне уплаченных или
      изменение взысканных сумм налогов.

Тема
4. Ответственность за нарушение налогового
законодательства.

    1. Понятие
      и состав налогового правонарушения.

    2. Виды
      ответственности за совершение налоговых
      правонарушений.

    3. Меры
      ответственности за совершение налогового
      правонарушения.

    4. Привлечение
      к ответственности за совершение
      налогового правонарушения.

    5. Виды
      налоговых правонарушений и ответственность
      за их совершение.

Тема
5. Косвенные налоги.

5.1
Акцизы.

    1. Налог
      на добавленную стоимость.

    2. Налог
      с продаж.

Тема
6. Прямые налоги.

    1. Налог
      на прибыль организаций.

    2. Налог
      на имущество организаций.

    3. Налог
      на доходы физических лиц.

Тема
7. Местные налоги и сборы.

7.1
Земельный налог.

    1. Налог
      на имущество физических лиц.

    2. Налог
      на имущество физических лиц.

    3. Прочие
      местные налоги и сборы.

Тема
8. Другие налоги и сборы РФ.

    1. Единый
      социальный налог

    2. Налог
      на пользователей автомобильных дорог.

    3. Прочие
      налоги и сборы.

В
заключение предложен список дополнительно
рекомендуемой литературы для более
подробного самостоятельного изучения.

Тема
1. Экономическая сущность налогов

Основные
понятия:

Налог– безвозвратная, безэквивалентная и
срочная форма принудительного взыскания
с налогоплательщиков части их дохода
с целью удовлетворения общественно
необходимых потребностей.

Сбор– плата, взимаемая государственными
органами за предоставление тех или иных
прав или услуг.

Пошлина– плата за совершение государственными
и иными уполномоченными органами
действий в интересах заявителя и выдачу
документов, имеющих юридическое значение.

Субъект
налогообложения
– лицо, на которое
возложена обязанность по уплате налога.

Объект
налогообложения

— операции
по реализации товаров (работ, услуг),
имущество, прибыль, доход, стоимость
реализованных товаров (выполненных
работ, оказанных услуг) либо иной
объект, имеющий стоимостную, количественную
или физическую характеристики, с
наличием которого у налогоплательщика
законодательство о налогах и сборах
связывает возникновение обязанности
по уплате налога.

Налоговая
база

— стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения.

Налоговая
ставка

— величина налоговых начислений на
единицу измерения налоговой базы.

Налоговый
период —
календарный
год или иной период времени применительно
к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате.

Единица
обложения

– часть объекта обложения, принимаемая
за основу при исчислении конкретной
налоговой суммы.

Налоговая
льгота

– предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков
сборов предусмотренные законодательством
о налогах и сборах преимущества по
сравнению с другими налогоплательщиками
или плательщиками сборов, включая
возможность не уплачивать налог или
сбор, а также уплачивать их в меньшем
размере.

Налоговый
резидент

– физическое лицо, пребывающее в каком
– либо календарном году не менее 183 дней
на территории России.

Таблица
1

Общие
и частные теории налогов

Название

Период

Суть
теории

Общие
теории налогов

Теория
обмена

средние
века

Возмездный
характер налогообложения, т.е., уплачивая
налог, граждане покупают у государства
услуги по охране, поддержанию порядка.

Атомистическая
теория (С. де Вобан, Монтескье, Гоббс,
Вольтер, О. Мирабо)

эпоха
Просвещения

Налог
– результат договора между сторонами,
по которому подданный вносит государству
плату за различные услуги. Никто не
может отказаться от налогов, которые
являются платой граждан за получаемые
выгоды.

Теория
наслаждения (Ж. Симонд де Сиcмонди)

первая
половина XIX
в.

Налоги
– это цена, уплачиваемая гражданином
за получаемые удовольствия от
общественного порядка, справедливого
правосудия, обладания собственностью.

Теория
налога как страховой премии

первая
половина XIX
в.

Налоги
– платежи, уплачиваемые на случай
наступления какого – либо риска.
Налогоплательщик в зависимости от
доходов страхует свою собственность
от войны, стихийного бедствия, пожара
и т.д.

Классическая
теория (А. Смит, Д. Рикардо)

вторая
половина XVIII
— первая половина XIXв.

Налоги
– один из видов государственных
доходов, которые должны покрывать
затраты по содержанию правительства.
Пошлины и сборы не рассматриваются в
качестве налогов.

Кейнсианская
теория (Дж. Кейнс)

первая
половина XX
в.

Налоги
– главный рычаг регулирования экономики
и одно из слагаемых развития. При этом
большие сбережения как пассивный
источник дохода мешают росту экономики,
поэтому их следует изымать с помощью
налогов.

Монетаристская
теория (М.Фридман)

50
– е гг. XX
в.

Налоги
воздействуют на обращение, изымая
излишнее количество денег и тем самым
снижая количество неблагоприятных
факторов для развития экономики.

Теория
экономики предложения (М.Бернс, Г.
Стайн, А.Лэффер)

начало
80 – х гг. XX
в.

Налоги
как один из важнейших факторов
экономического развития и регулирования.
Снижение налогового гнета приводит
к бурному росту предпринимательской
и инвестиционной деятельности.

Частные
теории налогов

Теория
соотношения прямого и косвенного
налогообложения

раннее
средневековье

Налоговые
системы строятся на прямом налогообложении,
косвенные налоги считаются вредными

конец
средних веков

Налоговые
системы строятся на косвенном
налогообложении

конец
XIX
в.

Необходимость
поддержания баланса между прямыми и
косвенными налогами

Теория
единого налога

разные
времена

Единый
налог как единственный, исключительный
налог на определенный объект
налогообложения

Теория
пропорционального и прогрессивного
налогообложения

разные
времена

Налоговые
ставки устанавливаются в едином
проценте или увеличиваются по мере
роста дохода налогоплательщика

Теория
переложения налогов

середина
XVII
в.

Распределение
налогового бремени возможно лишь в
процессе обмена

Таблица
2

studfiles.net

Налогообложение — это… Что такое Налогообложение?

Налогообложе́ние — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Добровольность и возмездность налогообложения

Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием. Вассал платит дань своему патрону, отчасти вынуждено, но всегда возмездно: взамен патрон обязуется не нарушать определенные права вассала и даже защищать их. Вассал часто выбирает патрона и, сознательно (то есть добровольно), соглашается на уплату дани (налога). Применительно к современному государству, налогообложение является, по существу, системой таких взаимоотношений между субъектом и государством, при которых субъект, уплатой налога, обеспечивает исполнение государством его функций в отношении такого субъекта. Иначе говоря, налогообложение, по своей высшей сути является предметом договора между государством и его субъектами. Властная подчиненность, при этом, играет второстепенную роль, поскольку субъект вправе выбрать патрона (в виде государства) и, таким образом, вручить ему соответствующие властные полномочия над собой.

Различие систем налогообложения

В разные времена в разных странах существовал различный системы налогообложения.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Налог — это… Что такое Налог?

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[1] Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства[источник не указан 920 дней][3].

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций[2].

Доктринальные определения налога

Витте, Сергей Юльевич: «Налоги — принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Я. Таргулов, русский советский экономист: «Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей».

К. Эеберг, немецкий экономист: «Отношение плательщика к государству выставляет налог не как специальное воздание за выгоды от принадлежности государству, а как обязанность гражданина, его жертву, вносимую им на поддержание и развитие целого».

Б. Г. Мильгаузен, русский финансист: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству».

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Мюррей Ротбард (1982): «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства»[4].

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие[2].

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y)[2]. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода[2]. То есть,

или
, где:
[2]
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[5]. (См. Прогрессивное налогообложение).
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается[6]. (См. Регрессивное налогообложение).
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая нагрузка, налоговое бремя

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах-членах.

Налоги как доля ВВП в странах ОЭСР, в процентах, 2007[7]
Страна Полный налог Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д. Социальные взносы и пенсии Налоги на имущество и т. п. Налоги на товары и услуги Прочие налоги
Канада 33,3 16,6 4,8 3,3 7,9 0,7
Мексика 18,0 5,0 2,8 0,3 9,5 0,4
США 28,3 13,9 6,6 3,1 4,7 0,0
Австралия 30,8 18,2 2,7 8,2 1,5
Япония 28,3 10,3 10,3 2,5 5,1 0,1
Южная Корея 26,5 8,4 5,5 3,4 8,3 0,9
Новая Зеландия 35,7 22,5 1,9 11,3 0,0
Австрия 42,3 12,7 14,2 0,6 11,7 3,1
Бельгия 43,9 16,5 13,6 2,3 11,0 0,1
Чешская республика 37,4 9,4 16,2 0,4 11,1 0,3
Дания 48,7 29,0 1,0 1,9 16,3 0,1
Финляндия 43,0 16,9 11,9 1,1 12,9 0,2
Франция 43,5 10,4 16,1 3,5 10,7 2,8
Германия 36,2 11,3 13,2 0,9 10,6 0,2
Греция 32,0 7,5 11,7 1,4 11,4 0,0
Венгрия 39,5 10,0 12,9 0,8 14,9 0,9
Исландия 40,9 18,5 3,1 2,5 16,5 0,3
Ирландия 30,8 12,1 4,7 2,5 11,1 0,4
Италия 43,5 14,7 13,0 2,1 11,0 2,7
Люксембург 36,5 12,8 10,2 3,6 9,9 0,0
Нидерланды 37,5 10,9 13,6 1,2 11,2 0,6
Норвегия 43,6 21,0 9,1 1,1 12,4 0,0
Польша 34,9 8,0 12,0 1,2 13,3 0,4
Португалия 36,4 9,4 11,7 1,4 13,7 0,2
Словакия 29,4 5,8 11,7 0,4 11,3 0,2
Испания 37,2 12,4 12,1 3,0 9,5 0,2
Швеция 48,3 18,7 12,6 1,2 12,9 2,9
Швейцария 28,9 13,2 6,7 2,4 6,5 0,1
Турция 23,7 5,6 5,1 0,9 11,3 0,9
Великобритания 36,1 14,3 6,6 4,5 10,5 0,2

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 1314 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [2]).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62 %. Из них: 13 % — подоходный налог, 30 % — социальный налог (изменения 2012 года), 15 % — доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18 % / (100 % + 18 %) = 15,25 %). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[источник не указан 920 дней].

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: — владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; — пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. (Источник: Табала, Д. Ч. Налогообложение как фактор повышения конкурентоспособности предприятий Беларуси / С. А. Пелих, Д. Ч. Табала // Финансы. — 2004. № 11. — С. 73-76.)

Влияние налогов на экономику

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[8].

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[8]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[8].

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[8]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[8]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[8].

Упоминания о налогах в искусстве

В советском мультипликационном фильме Чиполлино принц Лимон сообщил о том, что после введения налога на воздух, жители этого сказочного города стали меньше дышать. Поэтому он приказывает ввести ещё налог на осадки. Налоговая ставка равняется: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, дождь с громом и молнией — 300 лир, град — 400 лир.

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Налогообложение — это что? Объекты налогообложения

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении операционной деятельности сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную политику фискального планирования. В статье ниже мы поговорим об основах этой системы и о некоторых правилах, которых необходимо придерживаться грамотным предпринимателям.

Сущность налогообложения

Мало кому известно, что налогообложение – это древнейшее слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, к слову, не всегда гуманными. Каждый дееспособный гражданин просто обязан был отдать должное правительству за то, что он может зарабатывать на хлеб себе и своей семье на этой территории.

Но со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги – это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну.

Сегодня объект налогообложения – это любое имущество, с части стоимости которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан.

Принципы налогообложения

Налогообложение – это структурированная и регулируемая государством комплексная система, которая действует в рамках законодательства.

Так, в Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует:

  1. Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.
  2. Равенство. Налоговое бремя распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.
  3. Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.
  4. Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Методы налогообложения

Налогообложение – это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствования. Последняя представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы.

В данном аспекте налоги и налогообложение – это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие:

  • Равная. Это означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.
  • Регрессивная. Характерна уменьшением налоговой ставки в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня дохода населения.
  • Прогрессивная. Действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.
  • Пропорциональная. Характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Разновидности налогов

Цель налогообложения – это регулируемое пополнение государственной казны, поэтому для организации данного процесса с развитием правосознания у общества возникали все новые виды фискальных сборов, которые в дальнейшем разделялись на подвиды.

Среди таких можно выделить следующие:

  1. По методу уплаты: прямые (пропорциональны уровню дохода) и косвенные (выражаются в качестве надбавки на стоимость товара, которую покрывают потребители). Также на практике используется упрощенная система налогообложения (это особый режим для субъектов малого предпринимательства).
  2. По специфике использования: общие (взимаются для финансирования общегосударственных целей), специальные (имеют узкую направленность покрытия – например, при выплате налога на ГСМ средства попадают в дорожные фонды).
  3. По месту распределения: государственные (выплачиваются в централизованный орган фискальной службы) и местные (предназначены для покрытия расходов внутригородского характера).

Функции налогообложения

Налогообложение – это непрерывно действующий механизм, который выполняет ряд функций:

  1. Фискальная деятельность. Является основной и заключается в процессе регулирования и формирования средств государственной казны для дальнейшего их грамотного и равномерного распределения относительно потребностей на местах.
  2. Распределительная деятельность. Называется также социальной, поскольку осуществляет уравнительную функцию между различными слоями населения. Иными словами, часть взносов субъектов хозяйствования в бюджет выделяется на покрытие расходов незащищенных категорий общества.
  3. Регулирующая деятельность. Поддерживает равновесие между экономическими процессами внутри государства, а также аккумулирует средства для заполнения финансовых прорех в той или иной государственной отрасли.

Сущность налоговой политики предприятия

Для предпринимателя объект налогообложения – это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.

При своем формировании налоговая политика предприятия касается следующих направлений деятельности субъекта хозяйствования:

  • для начала необходимо определиться с посильной нагрузкой фискального бремени, а далее – с видом осуществляемой деятельности;
  • после следует определиться с графиком и сроком уплаты обязательств в бюджет, которые станут максимально комфортными для своевременного исполнения в рамках действующего законодательства;
  • в последнюю очередь стоит обдумывать вопросы инвестирования, а также методику распределения чистой прибыли предприятия (не стоит путать с таким термином, как прибыль до налогообложения — это несколько иное понятие, но об этом ниже).

Налоговая нагрузка предприятия

Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за отчетный период. Это, наверное, самый щепетильный вопрос среди предпринимателей, поскольку не волнует он только ИП, получивших право на упрощенную (патентную) систему выплаты фискальных обязательств. Патентное налогообложение – это особая система, которая заменяет ряд налогов (НДФЛ, НДС, обязательство на имущество) и значительно упрощает операционную деятельность предпринимателя.

Что же касается прочих субъектов хозяйствования, то они должны постоянно следить за коэффициентом налогового бремени относительно выручки, себестоимости реализованной продукции и общей ценности задействованных в производстве активов. В случае значительной доли на выходе стоит обратиться к внедрению более эффективной налоговой политики на предприятии.

Как создать эффективную налоговую стратегию

Не каждое предприятие нуждается в мерах по улучшению налоговой стратегии. Зачастую данная процедура касается только тех субъектов хозяйствования, которые уплачивают в государственную казну более чем треть от суммы добавленной стоимости на выпускаемую продукцию. Поскольку в этом случае они не только лишаются немалой доли чистой прибыли, но и ежемесячно тратят ресурсы устаревших фондов. Ведь прибыль до налогообложения – это не безразмерная величина, и даже ей свойственно заканчиваться в самый неожиданный момент, особенно при неграмотной фискальной политике на предприятии.

Поэтому важно объективно оценить политику, проводимую на предприятии. А это значит, что необходимо определить сбалансированность вовлечения в производство собственных средств, оценить риски, которые заключаются в противоречиях действующему законодательству, а также дать качественную оценку реализации стратегии на практике, ведь зачастую не все ее пункты соблюдаются.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о