Перспективы развития малого предпринимательства в россии: Страница не найдена (404 ошибка)

Содержание

Малая победа строительства над торговлей :: Экономика :: Газета РБК

«КБ Стрелка» оценила перспективы развития МСП в российских городах

Эксперты «КБ Стрелка» составили отраслевой портрет малого и среднего бизнеса в городах России, а также рейтинги городов по уровню развития МСП. В городах всех размеров больше всего компаний из сферы МСП заняты в строительстве

Фото: Светлана Привалова / «Коммерсантъ»

Эксперты Центра городской экономики консалтинговой компании «КБ Стрелка» подготовили исследование о состоянии и перспективах развития малого и среднего бизнеса в городах России (есть в распоряжении РБК). Среди результатов исследования — рейтинг городов по условиям развития для МСП и отраслевой портрет малых и средних предприятий.

Авторы обращают внимание на то, что отраслевая специализация среди юридических лиц в малом и среднем бизнесе и среди индивидуальных предпринимателей принципиально различается. Больше всего ИП в среднем по России занимаются розничной торговлей одеждой, в то время как для юрлиц самой привлекательной отраслью оказалось строительство жилых и нежилых зданий.

Почему малые предприятия наиболее представлены в стройке

Как следует из данных «КБ Стрелка», среди всех коммерческих субъектов в отрасли строительства на крупный бизнес приходится только 6%, а на малый и средний бизнес — 94% (в том числе 74% — на юрлица, 20% — на ИП). Строительство зданий оказалось самой востребованной отраслью для МСП в форме юрлица как по числу предприятий, так и по их выручке и численности персонала практически во всех категориях городов, выделенных «Стрелкой», — от малых городов до миллионников. В качестве исключения лидирующей по выручке отраслью для компаний МСП в городах-миллионниках стала оптовая торговля автодеталями, а в малых городах наибольшую занятость в секторе дает отрасль управления недвижимостью.

Популярность строительства подтверждается и данными реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет Федеральная налоговая служба. Среди компаний МСП строительство жилых и нежилых зданий занимает первое место в десятке самых популярных ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) с долей 26%.

К этому коду относится строительство многоэтажных и частных домов, нежилых зданий, промышленных и спортивных объектов, а также реконструкция зданий, в том числе культурного наследия. Ремонт квартир, отделочные и другие завершающие работы в строительстве, которые обычно выполняют частные бригады и разнорабочие, относятся к другим категориям ОКВЭД.

Строительство не ассоциируется с малым и средним бизнесом в обывательском понимании, говорит профессор факультета социальных наук ВШЭ Александр Чепуренко. «Доминирующими отраслями для МСП считаются мелкая розница и сфера общественного питания, но это скорее вотчина микро- и малого бизнеса с числом занятых до 30–40 человек. В то же время средний и малый бизнес вполне может быть широко представлен в строительстве», — отмечает эксперт.

По его словам, в городах-миллионниках компании МСП предоставляют услуги по коттеджному и дачному строительству. В малых городах, исходя из масштабов рынка и объемов строительства, строительство тоже часто бывает сферой деятельности малого и среднего бизнеса, отмечает он. Кроме того, крупному девелоперу в малые города идти неинтересно, а региональным чиновникам, чтобы построить какое-нибудь здание для нужд муниципалитета или достроить цех завода, гораздо проще договориться с местной строительной компанией, объясняет собеседник РБК.

В каких городах условия для малого бизнеса лучше

Малое и среднее предпринимательство в разных городах развивается несбалансированно, полагают авторы исследования. «Чаще всего города — лидеры по удельному числу МСП не входят в число лучших по выручке и занятости. В таких городах [с большим числом МСП] много мелких по объему выручки и штата предприятий в отраслях розничной торговли, бытовых услуг и др. И наоборот — города, лидирующие по выручке МСП, могут получать большую часть выручки в одной крупнейшей отрасли с несколькими предприятиями и небольшим числом занятых», — отмечается в работе.

По данным «КБ Стрелка», лидером по численности МСП на тысячу жителей среди крупнейших городов России стал Екатеринбург. При этом по выручке МСП на душу населения город уступает Санкт-Петербургу. Несмотря на отставание по числу МСП, именно Петербург исследователи считают самым сбалансированным городом по развитию малого и среднего предпринимательства по всем трем метрикам — численности, выручке, занятости. Сбалансированность характерна и для Москвы, но из-за несопоставимо большей численности населения столица занимает по числу МСП лишь четвертое место. Для своих расчетов «КБ Стрелка» использовала данные за 2019 год, а не за 2020-й, поскольку «с постковидными данными пока сложно работать, если цель состоит в том, чтобы исследовать комплексное состояние города».

«В Москве более жесткая конкуренция и более дорогой вход для ведения бизнеса, например дороже аренда помещений и рабочая сила. Вторая причина отставания по числу МСП — так называемая ловушка среднего дохода. Между предпринимательством и наемной работой житель Москвы скорее выберет второе», — поясняет Чепуренко.

При этом в интегральном рейтинге «КБ Стрелка», который учитывает не только текущее состояние малого бизнеса, но и условия для его развития, первое место среди крупнейших городов как раз заняла Москва. В категории городов с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн человек лидером признана Тюмень, а среди городов с численностью от 100 тыс. до 250 тыс. человек — Красногорск. В консалтинговой компании отметили, что в этом рейтинге учитываются параметры, которыми может управлять городская/региональная власть.

Авторы исследования признают, что в некоторых случаях статистику искажают квази-МСП — предприятия, переросшие критерии для признания МСП, но еще не исключенные из госреестра малых и средних предприятий, что происходит один раз в году. «Мы уже перестали полностью ориентироваться на официальную статистику [по МСП] в нашей работе», — говорил в декабре 2020 года бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Число малых и средних предприятий и их отраслевая принадлежность — важные факторы для формирования региональной политики, следует из ответа Минэкономразвития РБК. Там напомнили, что в зависимости от количества субъектов МСП на тысячу человек населения рассчитывается объем субсидий, выделяемых на поддержку бизнеса в регионах. «Данные по сектору также берутся за основу при разработке соответствующих мер поддержки. В частности, для торгово-сервисных предприятий, которые пользуются системой быстрых платежей, разработана дополнительная мера поддержки — бизнесу полностью компенсируется комиссия за переводы в системе быстрых платежей», — напомнили в министерстве.

Развитие малого предпринимательства в России и Нижегородской области: состояние и перспективы | Гуськова

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/.

2. Российский статистический ежегодник. 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.

4. Предпринимательство в России: состояние и перспективы / Под ред. А. П. Егоршина, И. В. Гуськовой, В. А. Кожина. М.: Экономика, 2014. 398 с.

5. Институциональные преобразования в экономике: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

6. Егоршин А. П., Коробейников И. О., Маркелова Т. В., Завыленков М. А. Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России // Экономика, предпринимательство, окружающая среда. 2012. Т. 2, № 50. С. 20-26.

7. Аганбегян А. Г. Кризис: беда и шанс для России. М.: АСТ; Астрель, 2009. 288 с.

8. Аганбегян А. Г. Экономика России на распутье: выбор посткризисного пространства. М.: АСТ; Владимир ВКТ, 2010. 379 с.

9. Доклад ООН «О развитии человека», 1998-2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.un.org.

10. Егоршин А. П., Кадышев Е. Н., Маркелова Т. В. Влияние микроэкономических факторов на малое предпринимательство России // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3 (26). С. 245-250.

11. Гуськова И. В., Завыленков М. А. Проблема самоорганизации малых инновационных предприятий в региональном инновационном кластере // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 43 (274). С. 2-7.

12. Об утверждении Комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 г. № 618 (с изменениями на 10 декабря 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944948235.

13. Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы: Постановление Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 г. № 780: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government-nnov.ru/?id= 137796.

14. Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года: Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 (с изм. на 20 марта 2009 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944926294.

15. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/.

16. О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 5 декабря 2008 г. № 171-З (с изменениями на 7 апреля 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944937258.

17. Егоршин А. П. Кризис и управление предприятием. Н. Новгород: НИМБ, 2011. 416 с.

Перспективы развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В. Ю. Лопухин

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

В современной экономике все более очевидными становятся две тенденции: рост объемов производства товаров массового спроса, с одной стороны, и индивидуализация потребления, с другой. Нарастание данного противоречия повышает роль и значение малого предпринимательства, способного его решить. Малому предпринимательству в России препятствует крайне неравномерное распределение человеческих ресурсов по ее территории. Развитие малых населенных пунктов, как опорной базы малого и среднего бизнеса, представляется разумной альтернативой росту мегаполисов.

Ключевые слова: малый бизнес, экономия, степень свободной (совершенной) конкуренции, имитация малой фирмы, воспроизводство человеческих ресурсов, инерционность, миграция, предприимчивость населения, территориальная неравномерность, государственное вмешательство.

V Lopukhin

Prospects of Small Business Development in Russia

In modern economy, two tendencies become more and more obvious: the growth of volumes of manufacture of the goods of mass demand on the one hand, and individualization of consumption, on the other hand. An increase of this contradiction raises the role and value of the small business which is capable to solve it. The obstacle for the small business in Russia is an extremely non-uniform distribution of human resources on its territory. The development of small settlements as a base of small and medium business seems to be a reasonable alternative to the growth of big cities.

Key words: small business, economy, degree of the free (perfect) competition, imitation of a small firm, reproduction of human resources, inertial, migration, territorial non-uniformity, the state intervention.

Развитие малого предпринимательства в России является исторической необходимостью и альтернативы не имеет. По мере совершенствования общества и повышения качества жизни его граждан все более разнообразными становятся их потребности. При этом все отчетливее проявляются две тенденции:

рост объемов общественного воспроизводства, с одной стороны, и эксклюзивность индивидуального спроса, — с другой. Нарастание темпов стандартизации товаров в условиях глобализации приводит к увеличению объемов выпуска массовой продукции. В то же время все больше производится мелкосерийных изделий с множеством модификаций и растет число вариантов сопутствующих услуг, направленных на удовлетворение запросов самых капризных покупателей.

В том, что крупные предприятия не полностью вытесняют мелкие и мельчайшие предприятия, есть непреложная логика капиталистического производства. При массовом производстве речь может идти об «автомобиле любой марки любого цвета, при условии, что это будет Форд-Т черного цвета»1. Удовлетворение запросов капризного потребителя «общества потребления» требует невероятного количества модификаций сходных и даже одинаковых товаров (например, — автомобилей, которые сейчас зачастую собирают и комплектуют под индивидуальный заказ прямо на заводе). Крупные предприятия стремятся окружить себя мелкими посредниками и производителями, себестоимость комплектующих у которых существенно ниже. Причина в том, что мелкие предприниматели не сидят в «башнях из слоновой кости», а непосредственно участвуют во всех фазах производственного цикла: не гнушаются отстоять у станка «несколько» больше, чем предусмотрено законом, подставить плечо под коробку с грузом, а потом сесть за руль развозного грузовичка, сэкономив в том числе на шофере и на экспедиторе. Легендарный руководитель мирового супергиганта «Sony» Акио Морита (Akio Morita) вспоминал: «Нашей компании удалось купить небольшой, бывший длительное время в эксплуатации грузовичок «Дат-сун», который стоил в пересчете около ста долларов. Оказалось, что только Ибу-ка и я, два старших руководителя компании, имели водительские права, поэтому нам приходилось доставлять наш товар, а также ездить за покупками и привозить на фабрику детали и материалы. Мы выполняли нашу работу «управляющих», помогали грузить товары для доставки, заводили мотор, развозили товары и были на посылках» [6, с. 43].

Мелкие производители зачастую достигают экономии за счет привлечения членов семьи, использования личных жилых помещений в производственных целях и т. д. Как правило, они работают больше, получают меньше, не имеют никаких «социальных пакетов». Перекладывая, таким образом, часть себестоимости на «мелкоту», гиганты, сами того не ведая, растят своих смертельных врагов. Пример той же «Sony» свидетельствует: пока в крупных концернах идут исследования и заседания — надо или не надо браться за разработку нового товара, мелкие и сверхмелкие производители доводят товарные образцы до требований потребителя. Начав с выпуска комплектующих и «непонятных» товаров (типа магнитофона и транзисторного приемника), «Sony» стала мировым лидером в области электроники.

Степень свободной (совершенной) конкуренции среди мелких производителей несоизмеримо выше, чем среди крупных, где присутствует неявный ценовой и технический сговор. Для мелкого бизнеса жестокая конкурентная борьба является естественным состоянием, непосредственно вытекающим из его отличительных свойств. Сильные стороны мелких компаний связаны с их способ-

1 Известное изречение Г. Форда.

ностью практически мгновенно реагировать на требования рынка и учитывать специфические запросы конкретного потребителя. Это своего рода состязание в гибкости, осуществляемое в условиях жесткого отбора. В Великобритании, например, во второй половине 1990-х годов ежегодно прекращало существование 11% всех зарегистрированных фирм. [4, с. 17]. Если учесть, что большинство ликвидированных фирм мелкие, то легко подсчитать, что за пять-семь лет вся совокупность мелких компаний практически полностью обновляется. То есть, следуя закону естественного отбора, слабые (неконкурентоспособные) вымирают, а сильные эволюционируют.

Для отдельной небольшой фирмы столкновение с монополией чаще всего заканчивается гибелью, знаменитым «удушением аутсайдера». Во взаимоотношениях мелкого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Ата -кующей стороной часто выступают мелкие фирмы. Нещадно конкурируя между собой, мелкие фирмы одного сегмента рынка, действуя каждая сама по себе, тем не менее являются коллективным врагом для крупной корпорации, действующей в этом же сегменте. Любое упущение в производственной программе ведущей корпорации грозит безжалостным нападением, сходным с атакой пираний. Прочность позиций крупных фирм, таким образом, непрерывно проверяется множеством мелких компаний, подавляющее большинство которых ожидает поражение, но на смену им приходят новые. В целом действия мелкого бизнеса эффективно сдерживают свойственную гигантам тенденцию к застою.

Мелкие предприятия представляют самый крупный сектор экономики, создающий, по разным оценкам, более 60% ВВП. В начале ХХ1 в. в большинстве капиталистических стран не менее половины всех занятых работали на мелких и мельчайших предприятиях (см. табл. 1). Для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в современной Японии половина всех трудящихся занята на одних только мельчайших фирмах, а мелкие и мельчайшие предприятия вместе дают работу трем четвертям японцев [5, с. 18].

Таблица 1

Распределение занятых по предприятиям разных размеров (в % ко всем занятым в экономике)

Страна Размер предприятия

мельчайшее мелкое среднее крупное

Австрия 23,1 33,6 15,4 27,9

Бельгия 26,0 22,1 29,0 22,6

Великобритания 26,1 26,1 25,2 22,6

Италия 14,2 43,4 12,1 30,4

Франция 23,4 32,1 16,5 28,0

США 24,0 26,1 21,5 28,4

Япония 14,6 49,4 8,2 27,7

Мелкая фирма в современных условиях становится крупной не в ходе постепенного расширения производства традиционной продукции. Такой «эволюционный» путь для нее закрыт. Ведь само существование малой фирмы означает, что в избранной ею сфере деятельности крупное производство не имеет решающих преимуществ. При попытке механически расширить выпуск товаров

она столкнется и с противодействием других мелких производителей, и с давлением гигантов. Только инновации открывают возможность роста, а новые, еще не занятые сегменты рынка могут служить его долговременной базой.

Крупные фирмы зачастую организуют управление таким образом, что некоторые их подразделения можно назвать имитацией структур мелкой фирмы. Это политика осуществляется путем автономизации подразделений, приобретающих таким образом известную самостоятельность. Хрестоматийным примером является выделение десяти параллельных исследовательских групп, независимо работавших над проектом видеомагнитофона в фирме «Sony».

14 мая 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев провел в Кремле совещание, на котором поставил задачу к 2020 г. довести число занятых предпринимательской деятельностью до 60-70% от всего активного населения страны. Для решения этой задачи необходимо существенно облегчить условия, в которых сегодня выживает малый бизнес, превратив его из полукриминального и по этой причине оцениваемого обществом не вполне должным образом, в уважаемую социально значимую деятельность, основу для формирования среднего класса.

На наш взгляд, существуют серьезные, в том числе и объективные, препятствия для развития малого предпринимательства в России. Одним из них является крайняя неравномерность распределения человеческих ресурсов по территории России. До 70% населения проживают на 10% территории. Безумный рост мегаполисов, в первую очередь Москвы, приводит к запустению некогда оживленных регионов. Уже сейчас в Московском мегаполисе проживает около 20 млн человек, т. е. приблизительно столько же, сколько на всей территории за Уралом. Не случайно раздаются голоса, что Сибирь и Дальний Восток — «ресурсная кладовая всего человечества, а не одной России» (Мадлен Олбрайт). Согласно геополитической концепции США, территория, на которой проживает менее 5 человек на 1 кв. км, считается «terra nolis» (с латинского — ничья земля). При запросах Москвы на строительство жилья и реконструкцию дорожной сети вопрос «Есть ли жизнь за МКАД?» из риторического скоро превратится в самую настоящую страшную реальность. Уже сегодня каждый седьмой россиянин проживает в Москве и Московской области. Как образно выразился декан социологического факультета МГУ, профессор, доктор социологических наук Анатолий Антонов, сейчас плотность населения на Урале и Дальнем Востоке такая же, какой была в каменном веке.

Запустение сельских районов ведет ко все большим проблемам с обеспечением населения продовольствием за счет собственного производства. Наряду с позитивными последствиями глобализации Россия обретает и болезни, к которым не имеет иммунитета, а потому они протекают в более острой форме. Новым фактором, оказывающим все более негативное давление на макроэкономическую ситуацию в стране, является агфляция [3]. В 2006 г. рост цен на продовольствие в мире составил в среднем 26%, в 2007 г. — уже 41%.

По разным оценкам, наша страна владеет 10-13% мировых запасов пахотных земель в целом, и в том числе от 40 до 60% самых продуктивных — черноземных. При этом население России составляет не более 2% от численности населения Земли. Эта диспропорция не может оставаться вечной. Либо россияне займут территорию своей страны, либо это сделают другие.

Вызывает тревогу отсутствие сколько-нибудь внятной государственной политики по решению демографической проблемы. Указанная проблема не решается отдельными, пускай и очень эффектными, мерами (типа так называемого «материнского капитала»). Между тем решения, которые предлагаются как способ преодолеть демографический тупик, многим исследователям представляются по меньшей мере скоропалительными и непродуманными. Нынешнюю демографическую ситуацию в значительной мере определяет прошлое, а будущую, текущее состояние воспроизводства человеческих ресурсов (и в плане воспроизводства человека, как существа биологического, и воспроизводство человека социального). Таким образом, воспроизводство человеческих ресурсов представляет собой систему с высокой инерционностью действия, в которой результаты казалось бы, оправданных шагов по прошествии лет могут оказаться ошибочными.

Исследование процессов, сопутствующих бесконтрольному росту городов, приводит к следующим выводам. Во-первых, растет люмпенизация значительной части городского населения, вызванная в первую очередь невостребованностью рынком труда внушительной доли граждан РФ трудоспособного возраста, особенно молодежи. Город не в состоянии обеспечить всех нуждающихся рабочими местами, причем парадоксальной является общая для всего так называемого «развитого» мира тенденция: местное население предпочитает оставаться безработным, чем занимать «непрестижные» рабочие места. Наличие низкооплачиваемых вакансий ведет к притоку рабочей силы из бедных стран. Во-вторых, относительно новым фактором в экономической жизни России является трудовая миграция. Мы идем не по самому лучшему пути, повторяя ошибки Европы, завозя «некультурную» рабочую силу. В ближайшей перспективе есть вероятность получения всех «прелестей» связанных с последствиями подобной слепоты. Во всех разрушительных социальных потрясениях разных эпох не нашедшая себе применения молодежь с ее обостренным чувством справедливости, легковерностью, скороподъемностью и способностью действовать, не задумываясь о последствиях, становилась средством достижения целей для политиканов и авантюристов [1]. Безработица среди молодежи выше, чем среди других возрастных групп, поскольку наиболее интенсивный поиск работы, соответствующей не только запросам, но возможностям индивида, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. В 90-х гг. ХХ в. безработица среди молодежи почти вдвое превышала средний уровень по России. В 1997-2000 гг. она достигала 20-25%. Рост безработицы среди молодежи происходил в несколько раз активнее, чем среди лиц старшего возраста.

Специфика развития России в полной мере отразилась на социальной обстановке в обществе. После начала реформ в стране на улице оказалась целое поколение молодых людей. В результате миллионы человек оказалось с двух сторон прилавка — одни торговали, другие грабили тех, кто торговал.

Еще одно не менее важное обстоятельство требует государственного осмысления. Предприимчивость населения России подавлялась веками. Трудно переоценить последствия тоталитаризма, но еще больше на менталитет народа повлияло крепостное право, просуществовавшее до второй половины XIX в. В результате «законопослушность» т. е. практически безоговорочное подчине-

ние власти снизило конкурентоспособность россиян (в первую очередь, русских) и не обеспечивает выживание в условиях экономической конкуренции. Именно здесь кроются корни бытовой нетерпимости, проявляющейся и в форме национализма, выплескивающегося кровью «инородцев» на улицы наших городов.

Строительство «доступного» жилья в мегаполисах будет стимулировать дальнейший ускоренный отток населения из районов с трудными климатическими условиями и низким качеством жизни, особенно из сельской местности. Не требует доказательств факт того, что житель крупного города обходится го -сударству в разы дороже, чем селянин или житель небольшого города. В ближайшей перспективе вследствие фатального обветшания инфраструктуры большие города, в том числе Москва, окончательно станут источниками непрерывных техногенных аварий и катастроф [2].

Между тем создание сетей малых предприятий на основе домашних хозяйств в регионах позволит решить проблемы развития России в комплексе, в том числе и восстановит макроэкономические пропорции. Если направить средства на развитие небольших городов, поселков и современных хуторских хозяйств, за равные деньги можно радикально изменить качество жизни гораздо большего числа россиян. За те же деньги, в какие обходится строительство жилья и развитие инфраструктуры в крупных городах, в малонаселенных районах можно не только построить жилье, но и создать рабочие места в небольших (и потому высокоэффективных) агропредприятиях, производящих сырье и перерабатывающих его в конечный продукт. Помимо реального улучшения качества жизни миллионов людей, равномерное заселение территории Российской Федерации обеспечит более рациональное использование ресурсов и будет препятствовать захвату территорий нежелательными мигрантами (так называемым явочным порядком).

Правила использования бюджетных денег на поддержку малого предпринимательства должны измениться в первую очередь на региональном уровне. Деньги из бюджета не должны распыляться по программам, смысл которых — «освоение» денежных средств. Государство должно создавать бизнесы и передавать их в аренду на условиях тендера с правом последующего выкупа. Дожидаться, пока малые предприятия эволюционным путем достигнут конкуренте -способного уровня, у России времени не остается. Все большая интеграция в мировую экономическую систему, особенно грядущее вступление в ВТО, не оставляет никаких шансов начинающим малый бизнес на свой страх риск. Современное малое предприятие требует крупных инвестиций, иначе окажется неконкурентоспособным. Предоставление благоустроенного жилья и реального малого предприятия молодой семье (в лизинг, со списанием части платежей с рождением или усыновлением каждого последующего ребенка, начиная со второго) способно радикально изменить демографическую ситуацию.

Не менее важна роль государства в развитии малого предпринимательства путем интеграции интересов тех, кто производит товары, и тех, кто доводит их до конечного потребителя. Речь идет о координирующей функции государства в деле создания производственно-распределительных цепочек малых фирм.

Деньги, вкладываемые государством в развитие малого бизнеса, должны передаваться только на возвратной основе, лишь тогда будет результат. 26 июня

2003 г. в программе «Времена» с Владимиром Познером на первом канале из уст председателя общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова, прозвучала интересная информация: в конце 1990-х гг. правительство США приняло решение вложить в экономику России $ 600 млн, но не через правительственные структуры, а через частную управляющую компанию. Деньги вернули с процентами, и управляющая компания хорошо заработала.

Подводя итог, отметим, что малое предпринимательство эффективно только на основе частной инициативы. Именно на поддержке инициативы, а не самих предприятий, которые, «подсев» на государственную помощь, заболевают «голландской болезнью» и становятся не производителями, а проедателями общественного продукта, необходимо развивать малое предпринимательство.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet — Подростки, почти дети, были главной ударной силой «красных кхмеров», которые триумфально вступили 17 апреля 1975 г. в Пномпень (Камбоджа). Установленный Пол Потом и его сподвижниками режим за четыре года своего правления уничтожил по разным оценкам от двух до трех миллионов сограждан. Инакомыслие, малейшее несогласие с начальством карались смертью, причем в целях экономии боеприпасов убивали ударом мотыги или хоронили заживо. История Пол Пота показала: возможны любые крайности. Для этого необходимы всего лишь несколько условий: слабость власти, образ внешнего врага (в данном случае — американцев), оригинальная революционная идея и «порох революций» (асоциальная молодежь от 14 до 25 лет).

2. http://www.ppfo.ru/archive/3621147.html — Последствия энергетической аварии в мае 2005 г. затронули 1,5-2 млн человек в Москве и ближайших регионах.

3. Lenta.ru http://lenta.ru/news/2008/04/08/agflation/ — Экономисты из инвестбанка Goldman Sachs стали говорить о новом термине «агфляция» который обозначает резкий рост цен на аграрную продукцию.

4. Midland Bank Review, Spring 2004. 274 p.

5. Midland Bank Review, Spring 2004. 274 p.

6. Морита A. Sony: Сделано в Японии: Пер. с англ. М: АльпинаБизнесБукс, 2006.

290 c.

Перспективы развития малого предпринимательства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 338.43(470+571)

АрустамянЕвгения Сашиковна

соискатель кафедры антикризисного управления,

налогов и налогообложения Кубанского государственного университета,

[email protected]

ArustamyanEvgeniaSashikovna

applicant for the Department of crisis management,

taxes and taxationKuban State University

[email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

PROSPECTSOFDEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:В статье рассматривается проблема и перспективы развития малого бизнеса, анализируетсяотечественный и зарубежный опыт, определяется влияние инноваций на сферу малого бизнеса, исследуется проблема привлечений инвестиций, обосновывается необходимость государственной поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инвестиции, инновация, инвестиционная деятельность.

Annotation: The article considers the problem and prospects of small business development. Discusses domestic and foreign experience.The role of innovations in the sphere of small business. The problem of attraction of investments, the necessity of the state support of small business.

Keywords: entrepreneurship, small business, investment, innovation, investment activity.

Проблемы развития страны и регионов, в настоящее время, являются важнейшим императивом стратегии развития российской экономики. Сохранение её целостности и единства предполагает консолидацию политических, экономических, социальных и правовых сил и механизмов российского общества. На сегодняшний день, при оценке и анализе развития экономики и страны в целом, по мнению многих учёных и авторов, зависит от малого и среднего бизнеса.

В условиях рыночных отношений предприятие, является основным звеном экономики,и по мнению многих авторов, особое место относят малому бизнесу. Успешное развитие малого предпринимательства, насыщает рынок многообразием товаров и услуг.

Важнейшей проблемой развития малого бизнеса в России, является преодоление разобщённости хозяйственных и административных структур. Для развития в нашей стране малому бизнесу необходимо: — государственная поддержка

-привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных -инновации

-пониженные ставки налога на прибыль для МП.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых

странах

Страны Количество Количество Занято на ма- Доля малых Доля малых

малых и малых и лых предпри- и средних и средних

средних средних ятиях (мил- предприятий предприятий

предпри- предприятий лионов чело- в общей в ВВП (%

ятий (ты- на 10 тысяч век) численности оценочно)

сяч) жителей занятых (%)

В еликобритания 2630 460 13,6 49 50-53

Германия 2290 370 18,5 46 50-52

Италия 3920 680 16,8 73 57-60

Франция 1980 350 15,2 54 55-62

Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67

США 19300 742 70,2 54 50-52

Япония 6450 496 39,5 78 52-55

Россия 875 57 7,5 15 9-10

По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %. Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами: -особенностями современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

-дифференциацией потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, необходимо решить следующие задачи: -минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес; — сделать как можно проще процедуру регистрации;

— сократить число контролирующих органов и проверок;

— продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Основной проблемой малого бизнеса является привлечение инвестиций. Совершенно очевидно, что без инвестиций, без применения современной техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и предприятий, обеспечения стабильного развития и высокой эффективности производства.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной, преимущественно конкурентной, основе физических и юридических лиц для участия в деятельности по реализации инвестиций.

Значит выбор того или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются: -инвестиционный климат в стране;

— состояние производственно-технической базы;

— базы промышленных предприятий; -кредитная политика;

— уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры;

-системы привлечения и освоения капитальных вложений;

— системы налогообложения;

-уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

-высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

-избыточные административные барьеры для предпринимателей;

-недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

-отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

-недостаточный уровень развития фондового рынка.

Таким образом, многообразие влияющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающего все необходимые факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов.

Для поддержки и развития малого предпринимательства можно предложить следующие действия:

— эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры;

— оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов;

— активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»;

— сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;

— разработка и реализация программы подготовки кадров, которая поможет новым фирмам выжить и развиваться;

— использование механизма лизинга и аренды оборудования.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Любая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь здоровую экономику, а в России для оздоровления экономики на сегодняшний день малых предприятий недостаточен. Проблема состоит в том, что для развития малого предпринимательства необходимо государственная поддержка, понижение ставки налогооблагаемой базы, привлечение инвесторов.

Литература:

1. Гаврилов А.А., Мишин Ю.А. Налоговый учет, контроль и консультирование. Учебное пособие. Кранодар: КубГУ, 2005. 392 с.

2. Мишин Ю.А., Арустамян Е.С. Региональные аспекты инновационного развития малого предпринимательства в Российской экономике // Экономическая безопасность: новые взгляды и решения: Материалы II межрегиональной (заочной) научно-практической конференции / под науч. ред. А.А. Гаврилова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 160 с.

3.Балдин К.В. Инвестиции: Системный анализ и управление.-М.: Дашков и Ко, 2006.

Literature:

1. Gavrilov AA, MishinY.Tax accounting, monitoring and counsel-ing.Textbook.Kranodar: Kuban State University, 2005. 392p.

2. MishinYU.A.,ArustamyanES . Regional aspects of innovation development of small entrepreneurship in the Russian economy // Economic security: new approaches and solutions: Materials of the II interregional (correspondence) of the sci-entific-and-practical conference / under scientific editorship. A.A. Gavrilova. Krasnodar: Kuban state Univ., 2011. 160p.

3. Baldin K.V. Investments: System analysis and management. — M.: Dashkov and To, 2006.

«ОПОРА РОССИИ» обсудила с руководством Банка России перспективы развития малого и среднего бизнеса

2 Февраля 2021

Вопросы кредитования МСП, доступ к альтернативным инструментам финансирования и перспективы использования платформенных решений для снижения издержек предпринимателей стали ключевыми темами диалога представителей бизнес-объединений МСП с руководством Банка России. Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин поблагодарил председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину за внимание к вопросам развития финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства.  Глава банка России отметила важную роль созданной в кризис «зеленой линии» — практики взаимодействия банков в регионах с предпринимателями через бизнес-объединения в качестве медиаторов. 
Участники встречи согласились с предложением сделать ее постоянной.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин поблагодарил председателя Центрального банка Эльвиру Набиуллину за внимание к вопросам развития финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства в России. 

«Наши встречи носят регулярный и системный характер. С Центральным Банком мы тесно взаимодействуем и по стратегическим вопросам и ведем системную работу в связке с Министерством экономики. Оперативно принятые решения особенно в период пандемии позволили малому бизнесу нарастить кредитный портфель», — заявил глава «ОПОРЫ РОССИИ».

«ОПОРА РОССИИ» поддерживает внедрение KYC-платформы («знай своего клиента»). Кроме того, это позволит снять нагрузку со всех добросовестных предпринимателей», — отметил Александр Калинин.
Также глава Организации представил на совещании Индекс RSBI за декабрь 2020 года. Александр Калинин затронул вопрос поддержки экспортоориентированных субъектов МСП. Глава «ОПОРЫ РОССИИ» обратил внимание участников, что такая мера, как, например, кредитование экспортеров под залог верифицированных со стороны РЭЦ и ЭКСАР контрактов, способствовала бы в целях увеличению числа МСП-экспортеров.

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Павел Сигал обратил внимание руководства Центрального банка на увеличение количества запросов Финмониторинга ЦБ в банки по небольшим клиентам. 

Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов в своем выступлении выразил озабоченность все нарастающей тенденцией приобретением системообразующими банками непрофильных бизнесов. Сергей Борисов отмечает риски монополизации традиционных для МСП рынков со стороны банковских организаций, скупающих бизнесы и онлайн-платформы. «Малые банки, которые работают в регионах и которые нужны малому бизнесу, не имеют столько возможностей и средств как крупные игроки и они вынуждены уйти с рынка», — отметил Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ».

Участники встречи обсудили небанковские источники финансирования для МСП, такие как Сектор роста Московской биржи и краудинвестинговые платформы.
 
Большинство решений по расширению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам связаны с развитием платформенных решений, подчеркнула Эльвира Набиуллина. «Мы проведем специальную работу, чтобы переход между этими платформами был бесшовным для малого бизнеса, а также посмотрим, как МСП вписываются в сервисы, которые предоставляет юрлицам платформа Цифровой профиль», — сказала она.

СФ: Перспективы развития социального предпринимательства в России

СФ: Перспективы развития социального предпринимательства в России

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов провел очередное заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в области регулирования социального предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности.

Участникам обсуждения, среди которых были представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, организаций, оказывающих содействие развитию социального предпринимательства, социальные предприниматели, был представлен впервые изданный в нашей стране каталог проектов «Социальное предпринимательство России», в который вошли 50 кейсов и расширенный индекс социального предпринимательства по федеральным округам.

Александр Борисов рассказал о сути внесенного в Государственную Думу законопроекта о развитии социального предпринимательства, а также об актуальных направлениях совершенствования законодательства, которые призваны обеспечить поддержку социальным предпринимателям. «Мы находимся в самом начале пути, и внесенный законопроект является лишь первым шагом к формированию надежной правовой основы регулирования социального предпринимательства в России. За прошедший с момента создания нашей рабочей группы год проведена масштабная работа по обобщению международных практик развития социального предпринимательства», — отметил сенатор.

Он напомнил, что к оценке перспектив российского законодательства были привлечены эксперты ведущих российских научных организаций и вузов — Института государства и права РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Саратовской государственной юридической академии.

Руководитель Фонда Gladway Владимир Вайнер поделился своими впечатлениями о Всемирном форуме социального предпринимательства, проходившем в Сеуле в октябре этого года. По мнению эксперта, в нашей стране социальное предпринимательство развивается столь же активно, как и за рубежом. «Российские социальные предприниматели могут гордиться достигнутыми позитивными результатами и успешным решением стоящих перед ними задач».

Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Алексей Шестоперов рассказал о мерах поддержки социальных предпринимателей и популяризации социального предпринимательства.

Опытом реализации мероприятий по развитию социального предпринимательства в Московской области поделилась первый заместитель Министра инвестиций и инноваций региона Надежда Карисалова.

 В ходе обсуждения был представлен проект по реабилитации детей-инвалидов с ДЦП и иными формами неврологических нарушений здоровья «Лыжи мечты», реализуемый известным российским актером и телеведущим Сергеем Белоголовцевым и его супругой Натальей Белоголовцевой. Члены рабочей группы ознакомились с опытом создания малых протезно-ортопедических мастерских с возможностью обеспечения трудоустройства инвалидов и обеспечения доступности соответствующих социальных услуг, проект был представлен коммерческим директором компании-производителя Ольгой Хавалкиной. Кроме того, собравшиеся заслушали информацию об установке в жилых домах уникальных мобильных пандусов, представленную Алексеем Фоменко, а также об организации на общественных пространствах и природных территориях массовых спортивных и физкультурных мероприятий, проект был представлен Антоном Ефимовым.

 Александр Борисов особо отметил деятельность директора московской гимназии № 1540 Марины Моисеевой по вовлечению старшеклассников в социальное предпринимательство и разрабатываемые школьниками приложения для смартфонов и мобильных устройств, благодаря использованию которых инвалиды в условиях реабилитационного стационара смогут осуществлять заказ еды в палаты и удовлетворять иные бытовые нужды.

Подводя итоги заседания, участники признали необходимым продолжить активную работу в рамках Комитета Совета Федерации по социальной политике по развитию социального предпринимательства и призвали парламентариев активнее содействовать в распространении в регионах лучших практик поддержки социальных предпринимателей в целях развития конкуренции и модернизации социальной сферы.

В АКИТ РФ обсудили перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве

4 июня 2021

3 и 4 июня представители Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, а также представители постоянного Комитета Союзного государства и Министерства экономического развития РФ посетили Ассоциацию кластеров, технопарков и ОЭЗ России с рабочим визитом.

В первый день визита состоялось совещание, посвященное развитию среднего и малого предпринимательства в Союзном государстве на 2021-2023 годы. В ходе рабочего совещания стороны обсудили вопросы формирования единого реестра технопарков Союзного государства для размещения на сайте постоянного комитета, а также были предложены подходы к формированию концепции программы по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Союзного государства.

Участие в совещании приняли представители от АКИТ РФ: директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко, первый заместитель директора Ассоциации Михаил Лабудин, руководитель направления инфраструктурного развития Мария Махаева, руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти и международному сотрудничеству Инна Исаева и аналитик Мария Бухарова; представители государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь: начальник отдела развития инновационной инфраструктуры, коммерциализации и интеллектуальной собственности Андрей Сосновский, заведующий отделом научно-методического обеспечения инновационного развития Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы Андрей Белов, а также представитель постоянного Комитета Союзного государства — заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Олег Леснов и представитель Министерства экономического развития РФ — заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Кирилл Сергашов. Кроме того, по видеоконференцсвязи был подключены представитель Программы развития ООН в Беларуси: Руководитель проекта «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала» Максим Губский, а также заместитель директора Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Министерства Промышленности и торговли РФ Денис Цуканов.

Второй день визита был посвящен обзорным экскурсиям по технопаркам Москвы, гостям рассказали о деятельности и результатах работы промышленных предприятий, а также о практике взаимодействия с управляющими компаниями.

 

Высокий корпоративный долг снижает перспективы роста России | Бизнес | Новости экономики и финансов с точки зрения Германии | DW

В рамках своей схемы «Национальные проекты» президент России Владимир Путин поставил официальную цель для малого и среднего бизнеса (МСП) внести одну треть ВВП России к 2024 году, когда он заявил, что уйдет с поста президента.

Малые предприятия уже давно составляют мизерную пятую часть ВВП России, и эта цифра снизилась с момента начала пандемии в прошлом году.

«Следите за тем, что Путин делает, а не за тем, что он говорит», — сказал DW Найджел Гулд-Дэвис, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) по России и Евразии.

Для многих малых и средних предприятий коррупция является большой проблемой, добавляет он. «По сути, они лишены стимулов к росту. Как только они попадают в поле зрения, они часто становятся целями для того, что фактически является государственным грабежом», — говорит Гулд-Дэвис.

Юваль Вебер, заведующий кафедрой военной и политической стратегии России в Университете морской пехоты США, согласен.«Ключевым препятствием для роста от малых к средним и от средних к крупным предприятиям является необходимость для предпринимателей привлекать людей из правительства и спецслужб, чтобы« помочь управлять »ростом должным образом».

Прекращение роста МСП также означало, что во время пандемии разрыв между государственными компаниями, связанными с Кремлем, и владельцами малого бизнеса увеличился. Прибыль упала примерно на 40% среди 55 000 корпораций, проанализированных статистическим управлением Росстата, в то время как рейтинговое агентство Fitch прогнозирует падение на 8% у 62 компаний — крупнейших в стране — следует.

Теперь предупреждения о заемщиках-зомби поддерживаются дешевыми деньгами, причем каждый четвертый бизнес остается на плаву благодаря мораторию, введенному в апреле прошлого года, позволяющему фирмам приостанавливать процедуры банкротства до февраля этого года. По оценкам Центра стратегических исследований, количество малых предприятий, классифицируемых как должники, в 2020 году увеличилось почти на две трети, и многие из них обращаются к ссудам под высокие проценты.

Вялый ответ государства во время пандемии

Во время пандемии Кремль не использовал свои большие резервы для поддержки малого и среднего бизнеса.В фонде суверенного благосостояния России находится 170 миллиардов долларов (145 миллиардов евро), или около одной трети общих международных резервов страны.

В США компенсационные пакеты составляли 12,4% ВВП, в еврозоне — 15%, а в Японии — 20% в 2020 году. В России общий пакет стимулов составлял от 2% до 3%. Российский стимул включал небольшой пул денег, предназначенный для прямых выплат физическим лицам: 325 миллиардов рублей (4,3 миллиарда долларов, 3,8 миллиарда евро) для семей с детьми, до 100 миллиардов в качестве специальных пособий по безработице, 90 миллиардов для врачей и медсестер, лечащих COVID- 19 пациентов и около 80 миллиардов малых и средних предприятий.

Излишняя зависимость России от товарных доходов должна измениться, и в центре внимания будут МСП

Правительство также отложило налоговые платежи для МСП на сумму около 700 миллиардов рублей, выплаты по социальному обеспечению до 450 миллиардов рублей, а также другие штрафы и пени. . Региональные власти заморозили арендную плату для магазинов и небольших офисов, вынудив арендодателей пересмотреть график арендных платежей.

Что дальше, когда правительственная помощь закончится? Вместо государственных расходов Россия надеется, что ее 145 миллионов жителей вытащат экономику из рецессии за счет расходов.

Действительно, правительство также поощряло предприятия и потребителей брать новые ссуды: корпоративный долг вырос на 14% к концу третьего квартала 2020 года, в то время как задолженность частных лиц выросла на 9,8%, а ипотечное кредитование — почти на 30%. Таким образом, в то время как российские меры стимулирования помогли бизнесу сэкономить 2 триллиона рублей, общий личный и корпоративный долг вырос на 7-8 триллионов.

«Во всем мире малые и средние предприятия пострадали во время этого кризиса», — говорит Гулд-Дэвис. «Но в России пакет поддержки был менее щедрым, чем у большинства.«

Большая часть постсоветского роста в других странах была обеспечена за счет МСП, но не в России, — добавляет он.

«Ограниченная зависимость от МСП, по иронии судьбы, означает, что экономический спад в России менее серьезен, чем где-либо еще», — сказала DW Элина Рыбакова, заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF).

Но другие обеспокоены тем, что фискальный консерватизм России будет действовать как «тормоз для роста», как заявил Всемирный банк в недавнем отчете. Последний трехлетний план государственных расходов показывает, что Россия собирается вернуться к режиму жесткой экономии, который характеризовал докоронавирусный период.

Движущая сила страха

Вебер отмечает, что наличие сотен миллиардов долларов, помимо других конвертируемых валют и золота, занимает центральное место в представлении российской элиты о суверенитете.«Низкие бюджетные резервы ограничивали варианты политики для Михаила Горбачева в последние годы существования Советского Союза и для Бориса Ельцина в преддверии дефолта МВФ в 1998 году после азиатского финансового кризиса», — говорит он.

«Благодаря значительным резервам страна пережила мировой финансовый кризис 2008-2009 годов и двойной шок, вызванный обвалом цен на нефть в 2014-15 годах и санкциями, что побудило Кремль активизировать свои усилия по обеспечению экономического суверенитета за счет девальвации рубля и импортозамещения.«

» Ключевой страх Путина, — говорит Вебер, — «нехватка денег в тот момент, когда США или Запад предъявляют ключевое внешнеполитическое требование, что поставит Путина перед ужасным выбором между поддержанием финансовой стабильности и

Гулд-Дэвис соглашается, предполагая, что Путин очень последовательно проводил экономически осторожную политику с тех пор, как пришел к власти. «Унижение 1998 года, связанное с дефолтом России, запечатлено о его политике.На самом деле очень необычно для такого авторитарного режима, что он не склонен к популистским тратам, чтобы купить поддержку. Такова природа режима и перспективы Путина — крепость России », — говорит Гулд-Дэвис.

« В среднесрочной перспективе России необходимо найти новые источники производительности, и это могут быть малые и средние предприятия », — сказала Рыбакова». В течение многих лет Россия полагалась на доходы от сырьевых товаров. Но главный камень преткновения — политический. Изменение стимулов необходимо для диверсификации экономики и уменьшения ее зависимости от сырьевых товаров.Кремль просто не понял, как можно эффективно использовать сектор малого и среднего бизнеса », — добавляет Рыбакова.

« И прежде чем вы сможете обрезать ветви, вам нужно вырастить дерево ».

Современное состояние перспектив и проблем развития малого предпринимательства в России

А.К. Кашпирев. (2008). Малый бизнес — основа решения многих проблем / А.К. Кашпирев // Экономический потенциал студентов в экономике региона, № 34 (269). — С. 115-118.

Бородина В.В. Ресторанный и гостиничный бизнес [Электронный ресурс] / В.В. Бородина // Режим доступа: http://www.vipstudent.ru/?id=1176822006&q=lib&r=22.

Дамдинов Д. (2013). Развитие малого бизнеса в России / Д. Дамдинов // Вестник, с. 2-19.

Егишянц С. (2008). Россия не готова к кризису / С. Егишянц // Финансист, № 34 (269). — С. 18-24.

Глебова И.С. (2008). Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебник. / ЯВЛЯЕТСЯ.
Глебова, Р.Р. Садыртдинов. — Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 326 с.

Ковалева С.В. (2017). О проблеме зависимости развития малого бизнеса от проводимой региональной политики / С.В. Ковалева // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект, с. 126-129.

Кузнецов М.В. (2008). Роль малого бизнеса в региональной экономике / М.В. Кузнецов // Экономический потенциал студентов в экономике региона, № 34 (269). — С. 118-120.

Лопухова М.А., Крупнова А.А. (2016). Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса / М.А. Лопухова // Молодой ученый, № 8. — С. 576-578.

Мирзоева С.М. (2015). Процесс совершенствования стратегического планирования малого бизнеса / С.М. Мирзоева // Журнал экономики и предпринимательства, № 3 (2). — С. 918-920.

Рамазанова С.З. (2016). Развитие малого бизнеса в России: анализ проблем современного этапа / С.З. Рамазанова // Вестник науки и творчества.5 (5). — С. 388-394.

Жужома Ю.Н. (2017). Малый и средний бизнес: государственное регулирование, анализ проблем / Ю.Н. Жужома // Прогресс современной науки и образования, № 10. — С. 131-134.

Перспективы развития малого бизнеса в России

Автор

Реферат

В статье показаны особенности развития малого и крупного бизнеса, а также преимущества прогнозного и перспективного развития малого бизнеса с использованием программ бюджетирования.

Рекомендуемое цитирование

  • Л.Г. Данилова, 0. « Перспективы развития малого бизнеса в России », Руководство предпринимателя, Ð Ð¾Ñ Ñ Ð¸Ð¹Ñ ÐºÐ ° Ñ Ð ° кР° Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð¿Ñ € ÐµÐ´Ð¿Ñ € инимР° теР»‚Ð °.
  • Ручка: RePEc: ahc: journl: y :: id: 1112

    Скачать полный текст от издателя

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами.Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc: ahc: journl: y :: id: 1112 . См. Общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, заголовка, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь:. Общие контактные данные провайдера: http://www.rusacad.ru/ .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь.Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот товар. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вам известно об отсутствующих элементах, цитирующих этот элемент, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого элемента ссылки. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, поскольку там могут быть некоторые цитаты, ожидающие подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографии или информации для загрузки, обращайтесь: РедР° ÐºÑ † иÑ. Адрес электронной почты этого сопровождающего больше не действителен. Пожалуйста, попросите РедР° ÐºÑ † Ð¸Ñ обновить запись или отправьте нам правильный адрес (адрес электронной почты указан ниже). Общие контактные данные провайдера: http://www.rusacad.ru/ .

    Обратите внимание, что исправления могут отфильтроваться через пару недель. различные сервисы RePEc.

    Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 и перспективы развития: бизнес и менеджмент Книга Глава

    Аннотация

    В главе представлен ретроспективный анализ развития предпринимательства в России с IX века по 2020 год. четыре периода в развитии МСП в России и дана характеристика каждого из периодов. В нем также указаны критерии отнесения предприятий к малым и средним предприятиям в соответствии с российским законодательством.Проведен ретроспективный анализ государственных программ поддержки МСП с 1994 по 2020 годы. Подробно рассмотрена действующая с 2016 года программа государственной поддержки «Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на период до 2030 года». Уделено внимание целевым индикаторам развития МСП до 2030 года. Проведен анализ мер государственной поддержки МСП в условиях пандемии COVID-19 с выделением наиболее пострадавших отраслей.Также был проведен анализ МСП по регионам России. Проведен анализ МСП в пострадавших отраслях в постпандемический период. Наверх

    Предпосылки

    Малый и средний бизнес (МСП) — одна из форм организации экономической жизни общества со своими характерными чертами: функционирование на местном рынке, быстрое реагирование на изменения рыночных условий, тесное общение с потребителей, узкая специализация на рынке и возможность организовать собственный бизнес с небольшим капиталом.

    Изучением МСП занимаются ученые из разных стран мира. Давайте оценим некоторые недавние исследования.

    Martí & Quas (2018) посвятили свое исследование проблеме государственной поддержки в виде долевых займов испанским малым и средним предприятиям. Проведя эмпирический анализ 488 МСП, они пришли к выводу, что такая поддержка более эффективна для предприятий, работающих в высокотехнологичных секторах экономики.

    Почти все МСП хотят достичь стабильной конкурентной позиции и высокой эффективности, но есть следующие факторы, препятствующие этому: нехватка ресурсов, недостаточные финансовые ресурсы и отсутствие управленческого опыта, среди прочего.Исследование Songling и др. (2018) исследует влияние государственной финансовой и нефинансовой поддержки на результаты деятельности МСП. Результаты исследования показали существенное влияние государственной поддержки на достижение устойчивой конкурентоспособности малого бизнеса.

    Исследование Maher (2018) посвящено важному вопросу государственной поддержки малого бизнеса третьего сектора. В этом справочнике рассматриваются такие темы, как государственная политика по продвижению социальных предприятий в Великобритании, правовые вопросы и политика закупок.Peter & al. Исследовали повышение эффективности малых и средних предприятий в Нигерии с помощью программ государственной поддержки. (2018). Проведя тематическое исследование владельцев МСП, они обнаружили, что финансирование является высокоэффективным средством повышения производительности. Но бюрократические барьеры препятствуют доступу к средствам.

    Устойчивое развитие малых и средних предприятий в США является предметом исследования Lamoureux & al. (2019). Наиболее распространены предприятия в таких областях, как использование возобновляемых источников энергии, переработка отходов и повторное использование материалов.Малые предприятия работают с местными поставщиками, что способствует устойчивости местной экономики. Но для продвижения устойчивой практики МСП в Соединенных Штатах необходимы более разумные и целевые государственные программы. Рохадин и Янах (2019) проанализировали экономический рост в Индонезии и обнаружили, что влияние малых и средних предприятий на экономический рост страны было небольшим и составило 12,5%. Для повышения роли МСП в экономике страны необходимо введение государственных мер по стимулированию и поддержке экспортных операций предприятий.Справочник Рахмана и др. (2019) дает рекомендации о том, как малые и средние предприятия могут достичь экономической устойчивости за счет использования маркетинга и эффективного обслуживания клиентов.

    Ключевые термины в этой главе

    Градообразующее предприятие: Крупное предприятие, на котором работает более 50% населения города.

    «Черный лебедь»: философская метафора, которая стала широко использоваться после книги Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком «непредсказуемости» употребляется для обозначения редких и неожиданных событий, имеющих серьезные последствия для всех сфер жизни.

    Розничная торговля: Это временная сезонная работа вне места постоянного проживания, при которой необходимо «выйти на пенсию», уехать из села, села.

    Промышленная кооперация: ассоциации мелких производителей (ремесленников, ремесленников) для совместного производства товаров народного потребления и бытовых услуг.

    Ремесло: разовое или мелкосерийное производство изделий с использованием ручного труда примитивным способом, неорганизованным, неумелым.

    Roadmap: удобный и популярный метод планирования.Используется для планирования строительства, государственных проектов.

    Артель: Объединение людей для совместной работы с определенной долей дохода и совместной ответственностью.

    Синдикат: форма объединения предприятий для осуществления коммерческой деятельности (закупка сырья, продажа продукции, определение цен на готовую продукцию) при сохранении производственной и юридической независимости.

    Моногорода (или моногорода): Это поселения, города, в которых есть одно крупное предприятие (градообразующее предприятие).То есть экономическая жизнь города зависит от хозяйственной деятельности градообразующего предприятия. Население моногорода не превышает 250 тысяч человек. Возникновение первых моногородов было связано с развитием горнодобывающих предприятий. Дальнейшее появление моногородов связано с индустриализацией экономики. В России на 2020 год насчитывается 333 моногорода.

    Ремесленник: Лицо, владеющее профессиональным ремеслом.Готовые изделия он изготавливает на заказ вручную в своей мастерской (дома). Например, гончар, кузнец, портной и др.

    Экономический потенциал и перспективы развития малого бизнеса в сельской местности

    Используйте этот идентификатор для цитирования или ссылки на этот элемент: https://www.um.edu.mt/library/oar/handle/123456789/37345

    Встречается в коллекциях 9016 в Европе Журнал исследований исследований, том 21, выпуск 4
    Название: Экономический потенциал и перспективы развития малого предпринимательства в сельской местности
    Авторы: Сычева И.Н.
    Овчинников, Ю.Л.
    Воронкова, О.Ю.
    Ахметшин, Е.М.
    Колмаков, В.В.
    Васильева, А.Г.
    Ключевые слова: Малый бизнес — Россия
    Малый бизнес, инвестиционные компании — Россия
    Сотрудничество государственного и частного секторов — Россия
    Новые предприятия — Россия
    Пекарни — Россия
    Сельское развитие — Россия
    Дата выпуска: 2018
    Издатель: University of Piraeus.Международная ассоциация стратегического управления
    Образец цитирования: Сычева И. Н., Овчинников Ю. Л., Воронкова О. Ю., Ахметшин Е. М., Колмаков В. В., Васильева А. Г. (2018). Экономический потенциал и перспективы развития малого бизнеса в сельской местности. Журнал европейских исследований, 21 (4), 292-303.
    Реферат: В статье рассматривается роль малого бизнеса в развитии сельской местности на примере хлебопекарного производства.Более того, он демонстрирует необходимость взаимодействия малых хлебопекарных предприятий с крупными предприятиями отрасли и переработчиками зерна. В статье раскрыты тенденции развития малого хлебопекарного производства в сельской местности. Обоснованы условия участия малых хлебопекарных предприятий сельской местности в развитии производства функционального и специализированного хлеба. В статье предлагаются направления и механизмы поддержки малого хлебопекарного производства на уровне сельских территорий.Разработка современных методов перераспределения хлебобулочной продукции пропорционально численности проживающего населения, мер государственной поддержки малого хлебопекарного производства и расширения ассортимента хлебобулочных изделий, способствующих улучшению здоровья населения России, является темой данного мероприятия. учиться. Объект исследования — развитие малого хлебопекарного производства как условия повышения качества жизни населения в сельской местности. Предмет исследования — производственно-управленческие отношения, обеспечивающие развитие малого хлебопекарного производства и его влияние на качество жизни населения в сельской местности.
    URI: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/37345
    ISSN: 11082976

    Элементы в OAR @ UM защищены авторским правом, все права сохранены, если не указано иное.

    Отчет об экономике России

    Экономическое развитие

    COVID-19 свел на нет с трудом достигнутые успехи в сокращении бедности в мире, и ожидается, что пандемия приведет к крайней бедности более 100 миллионов человек к концу 2021 года.COVID-19 оказывает долгосрочное пагубное воздействие на рост производительности и потенциальный объем производства, поскольку подрыв деловой уверенности еще больше ослабляет инвестиции, а накопление человеческого капитала замедляется из-за ухудшения здоровья, продолжительного закрытия школ и продолжительной безработицы.

    Почти все цены на сырьевые товары выросли в первом квартале 2021 года, продолжив заметный рост с середины 2020 года. Наибольший рост пришелся на энергоносители, что особенно важно для экспорта энергоносителей из России.

    Деятельность двух крупнейших торговых партнеров России — еврозоны и Китая — демонстрирует расходящиеся пути. Активность в еврозоне остается уязвимой для возрождения COVID-19, в то время как Китай, второй по величине торговый партнер России, продолжает испытывать циклическое восстановление.

    Россия ВВП упал на 3,0 процента в 2020 году по сравнению с сокращением на 3,8 процента в мировой экономике, на 5,4 процента в странах с развитой экономикой и на 4,8 процента в странах с развивающейся экономикой, экспортирующих сырьевые товары. Несколько факторов помогли России добиться относительно лучших результатов: в последние годы Россия предприняла значительные усилия по макрофискальной стабилизации, что привело к улучшению финансового положения.Массовая очистка банковского сектора вместе с усилением регулирования и надзора, усилением буферов капитала и ликвидности.

    Финансовые результаты России ухудшились в 2020 году, но улучшились в первом квартале 2021 года.

    Российский банковский сектор пока остается устойчивым, но среднесрочные последствия еще предстоит увидеть. Рост кредитования поддерживался медленным восстановлением экономики и программами государственной кредитной поддержки.

    Занятость в России все еще ниже, чем до пандемии, однако к концу 2020 года на рынке труда появились некоторые признаки улучшения.

    Средняя реальная заработная плата в России выросла на 1,7% в период с 2019 по 2020 год, но скрыла важные различия по видам экономической деятельности: в секторах, которые понесли наибольшие потери занятости, также наблюдались самые большие потери реальной заработной платы. Реальная заработная плата выросла в сельском хозяйстве, телекоммуникациях и здравоохранении, но упала в сфере гостиничных услуг, строительства, культуры / спорта / досуга и торговли.

    Повышение реальной заработной платы не компенсирует снижение располагаемого дохода на душу населения, который за последние три квартала 2020 года был ниже на 7.На 9%, 5,3% и 1,7% соответственно, чем за аналогичные периоды прошлого года.

    Хотя кризис Covid-19 продолжает в разной степени влиять на экономические показатели регионов России, в большинстве регионов в 2020 году наблюдался отрицательный рост промышленного производства и розничной торговли. Обострилась долговая ситуация в регионах: кризис привел к дефицит бюджета в 57 регионах (против 34 в 2019 году).

    Экономический прогноз

    Прогнозируется, что рост мирового ВВП восстановится до 4 процентов в 2021 году и будет умеренным до 3.8 процентов в 2022 году. Однако пандемия COVID-19 продолжает нарушать активность во всем мире, вызывая большую неопределенность в отношении прогнозов ВВП.

    Базовый рост ВВП России прогнозируется на уровне 3,2 процента в 2021 году, за которым последуют 3,2 и 2,3 процента в 2022 и 2023 годах, соответственно. Этот базовый сценарий предполагает постепенное снижение числа новых случаев COVID-19. Ожидается, что восстановление мировой экономики, более высокие цены на нефть и мягкие внутренние денежно-кредитные условия в 2021 году будут поддерживать восстановление, которое будет осуществляться за счет потребления домашних хозяйств и государственных инвестиций.

    Долгосрочные экономические перспективы России будут зависеть от ускорения потенциального роста за счет поощрения экономической диверсификации, выравнивания правил игры для частного сектора, улучшения управления государственными предприятиями (ГП), чтобы сделать существующие ГП более эффективными и конкурентоспособными, а также лучше интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости. «Зеленый» переход может создать серьезные проблемы для российской экономики, если правительство не предпримет упреждающих шагов по декарбонизации.

    Особое внимание:

    Сокращение бедности вдвое за счет экономически эффективных сетей социальной защиты

    Россия провозгласила национальную цель — сократить вдвое бедность до 6.6 процентов к 2030 году. Однако даже при самых щедрых сценариях роста ВВП этого будет сложно достичь в отсутствие более целенаправленной работы с бедными и уязвимыми слоями населения. Хотя российская система социальной защиты играет важную роль в сокращении бедности, она делает это дорого: страна тратит более 3 процентов ВВП или 30 миллиардов долларов США на программы социальной помощи. Этот уровень вдвое превышает глобальные расходы на социальную помощь, составляющие 1,5 процента ВВП, и превышает расходы в регионе Европы и Центральной Азии.

    Национальная целевая программа по оказанию финансовой помощи людям, живущим за чертой бедности, могла бы стать мощным инструментом для достижения целей сокращения бедности рентабельным способом. Реализация программы GMI обойдется примерно в четыре раза дешевле, чем если бы Россия расширила существующую систему социальной защиты. Однако эта оценка в значительной степени зависит от сделанных предположений, таких как отсутствие утечки; нет поведенческой реакции; и разумные административные расходы. Потребуется много дополнительных шагов, таких как необходимость унификации стандартов и разработки ключевых систем на национальном уровне, а также для усиления различных функций программы.

    Скачать полный отчет (PDF)

    Сегодня в России нет перспектив для развития малого бизнеса

    Международное агентство Fitch ухудшило свой прогноз по экономике России на 2016 год с 0,5% -ного снижения до 1% -ного снижения по итогам 2015 года, падения цен на нефть и влияния дальнейшего снижения. Как сообщает Интерфакс, по январским данным Росстата, в 2015 году экономика России сократилась на 3,7%. Инвестиции уменьшились на 8.4%. Промышленное производство снизилось на 3,4%. Реальные доходы населения упали на 4%, реальная заработная плата — на 9,5%. Из-за обнищания населения серьезно снизилось и потребление: розничный товарооборот упал на 10%; в декабре 2015 года он снизился на 15% по сравнению с уровнем декабря 2014 года.

    Сергей Калашников , первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, говорит, что преодоление экономических проблем любой страной всегда связано с ее национальными особенностями.Он считает, что все проблемы России начались в 1986 году, после принятия закона о кооперативах: «Закон был суперпрогрессивным, супердемократическим, за исключением одного« но ». Создан механизм перекачки огромных бюджетных денег в частные руки. И с тех пор у нас есть смешанные государственные и частные деньги ».

    Сенатор предлагает использовать опыт Китая: «В 1989 году они создали двухэтажную экономику, в которой деньги бюджета отделены от денег бизнеса. Бюджет помогает развивать бизнес, но они не смешивают эти деньги, тем самым определяя эффективность различных затрат.Я не хочу сказать, что нам нужно копировать модель Китая, потому что сами китайцы, я неоднократно говорил с ними на эту тему, они говорят, что у них нет никакого -изма, у них есть китайская экономика. И нам нужна российская модель экономики ».

    Калашников говорит, что модель означает, что «у нас есть четкое представление о том, к чему мы стремимся, на каком графике и, самое главное, какими средствами мы этого добиваемся. Любые фонды, которые мы сейчас можем ввести, если нет четкого определения целей, то то, что мы получим в какой-то короткий, средний или отдаленный период времени, не сработает.”

    Сенатор приводит пример малого бизнеса: «С 1989 года мы говорили о поддержке малого бизнеса, это важно, необходимо. Ни одно заседание Госдумы не проходит без очередного нововведения, направленного на обогащение малого бизнеса для создания более благоприятных условий, но необходимые законы не принимаются. Однако малые предприятия находятся в том же состоянии, в котором они находятся, и никаких перспектив для их развития на сегодняшний день нет. Все, что было изобретено.Я, например, считаю, что малому бизнесу нужен только один закон — 10 лет без каких-либо законов для поддержки малого бизнеса, оставьте их в покое. Когда каждый месяц появляются какие-то новшества, это не позволяет малому бизнесу что-либо прогнозировать в краткосрочной перспективе, это стойкая лихорадка. Не трогайте малый бизнес, он адаптируется, если точно знает, что ничего не изменится ».

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *