Является ли электронный билет бланком строгой отчетности – 12.10.2012 N -4-2/17308 /

Содержание

Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет


Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.


Электронные билеты

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322[1](далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134[2] (далее – Приказ № 134).


При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.


При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).


В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.



[1] «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте».[2] «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».


Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.


Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).


Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.


Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».


Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).


Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 №ШС-37-3/[email protected]).


Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).


Вычет НДС

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):


– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;


– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 8 ст. 171 НК РФ.


Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.


Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок[1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 №СД-4-3/[email protected].


Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).


[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).

К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.


Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу №А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется. 

www.klerk.ru

Является ли электронный билет бланком строгой отчетности — LawsExp.com

Содержание статьи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник представил для отчета в бухгалтерию организации билет в электронном виде. Нужно ли требовать, чтобы он представил вместе с билетом в электронном виде билет подлинный? Какой билет нужно предоставлять в бухгалтерию для отчета по командировке — электронный или подлинный билет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции с посадочным талоном, а также контрольного купона электронного проездного документа достаточно для подтверждения расходов, понесенных работником, направленным в командировку.

Обоснование позиции:

Согласно часть 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В бухгалтерском учете командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета *(1), который составляется работником в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки с приложением оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

В силу п. 2 ст. 786 ГК РФ билет является документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира и багажа.

На основании п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ) билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).

Так, форма электронного пассажирского билета, применяемого на воздушном транспорте, утверждена приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее — Приказ N 134).

Из п. 1 Приложения к приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее — Приложение) следует, что электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), являющаяся неотъемлемой частью электронного билета, содержит, в частности, сведения о пассажире, наименование и (или) код перевозчика, номер рейса, дату и время его отправления, наименование аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса, тариф, стоимость и т.п.

В п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 определено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

При этом непосредственно факт перелета подтверждается посадочным талоном, выданным пассажиру (п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»).

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте утверждена приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322.

На основании п.п. 1, 2 Приложения к приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322 электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте используется для удостоверения договора перевозки пассажира. Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) содержат в том числе обязательную информацию о номере поезда, железнодорожных станциях отправления и назначения, дате и времени отправления и прибытия поезда, сведения о пассажире, итоговой стоимость перевозки. Контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322).

С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что, по сути, маршрут/квитанция и контрольный купон электронного проездного документа дублируют информацию, содержащуюся в билетах на бумажном носителе.

Поэтому, на наш взгляд, данные документы, а также посадочный талон подтверждают произведенные работником, направленным в командировку, расходы.

К сожалению, разъяснениями, касающимися бухгалтерского учета, мы не располагаем. Вместе с тем работники уполномоченных органов в своих разъяснениях неоднократно отмечали, что указанных выше документов достаточно для признания расходов в целях налогообложения прибыли (смотрите, например, письма Минфина России от 25.08.2014 N 03-03-07/42273, от 26.03.2014 N 02-07-10/13424, от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391, от 14.01.2014 N 03-03-10/438). При этом, по мнению сотрудников Минфина России, в случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, не требуется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для удобства можно использовать унифицированную форму N АО-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.

Является ли электронный билет бланком строгой отчетности? — вопрос, который волнует бухгалтеров компаний, часто направляющих сотрудников в командировки. В статье вы узнаете, какие документы относятся к бланкам строгой отчетности (БСО), какие есть особенности учета электронных билетов и можно ли включить их в состав БСО.

Что относится с БСО?

БСО — документ, который юрлицо или бизнесмен может выдать физическому лицу вместо чека ККТ при безналичной или наличной оплате услуг.

Использование БСО регламентирует Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

По общему правилу БСО выдают налогоплательщики только при оплате услуг из перечня ОКУН (ОК 002-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) и приравненных к ним. БСО нельзя выдать юрлицу и при покупке товара. А вот предпринимателям БСО выдавать можно, так как они приравниваются к физлицам (абз. 4 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Чтобы бланк считался действительным, он должен включать обязательные реквизиты:

  • наименование, номер из 6 знаков и серия;
  • название фирмы или Ф. И. О. ИП;
  • ИНН и местонахождение предприятия;
  • вид и стоимость услуги;
  • сумму оплаты;
  • дату операции и формирования документа;
  • должность, Ф. И. О. и личную подпись ответственного за документирование операции лица;
  • печать компании.

Если БСО изготовлен в типографии, то сведения о ней указываются на бланке. Какие еще требования предъявляются к БСО — читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)».

Однако есть целый ряд БСО, к оформлению которых предъявляются отдельные требования, утвержденные специальными НПА. К таким бланкам относятся кинобилеты, абонементы, турпутевки и т. д. Можно ли считать электронный билет БСО?

Нюансы использования электронных билетов в качестве БСО

Электронный билет (ЭБ) — документ, подтверждающий договор перевозки пассажира и багажа. Он создается в автоматизированной системе (АИС) компании-перевозчика и содержит в цифровом виде сведения о самом пассажире, о рейсе, пунктах отправления и прибытия, багаже, цене проезда.

Форма и порядок применения ЭБ для авиаперевозок регулируются приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134. Согласно п. 2 данного приказа выписка из АИС оформления перелетов является частью электронного авиабилета и относится к документам строгой отчетности.

В перечень обязательных реквизитов электронного авиабилета входят сведения в том числе о стоимости полета, форме оплаты и стоимости самого тарифа авиауслуг по перевозке (подп. 2 п. 1 приложения к приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134). Если все эти данные зафиксированы, то Минфин РФ разрешает использовать такой ЭБ в качестве БСО (письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 03-07-11/398).

Порядок формирования ЭБ при перевозке граждан поездами и электричками регламентирует приказ Минтранса РФ от 21.08.2012 № 322. Сам электронный железнодорожный билет признать БСО нельзя, а вот контрольный купон билета, представляющий собой выписку из АИС управления железнодорожными перевозками, является документом строгой отчетности (п. 2 приказа Минтранса РФ от 21.08.2012 № 322, письмо Минфина РФ от 08.11.2011 № 03-03-06/1/719).

Для электронных проездных билетов квитанция электронного многоцелевого документа приравнивается к БСО (п. 2 приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 № 116).

Учет электронных билетов

Списывать расходы на покупку ЭБ следует при наличии следующих документов:

  • распечатанного ЭБ;
  • посадочного талона или контрольного купона (письмо Минфина от 25.08.2014 № 03-03-07/42279).

При этом следует проверить, чтобы в этих документах были указаны вся информация, свидетельствующая о том, что именно данный сотрудник компании направлялся в командировку — Ф. И. О., номер рейса и посадочного места, цена билета, дата поездки и иные сведения (письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-03-07/50).

Если у компании есть документы, подтверждающие отправку работника в командировку и его пребывание там (приказ руководителя, чеки и счета из гостиниц), то для подтверждения расходов все равно необходимо иметь и распечатку ЭБ, и посадочный талон / контрольный купон (письмо Минфина РФ от 01.09.2016 № 03-03-07/50992).

ЭБ учитываются на сч. 50 субсчет «Денежные документы» (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Если билеты покупает сама компания, то проводки следующие:

  • Дт 60, 76 Кт 51 — оплачена покупка ЭБ;
  • Дт 50-3 Кт 60, 76 — оприходован электронный документ;
  • Дт 71 Кт 50-3 — ЭБ выдан работнику.

Если ЭБ покупает сам сотрудник, то компания делает аналогичные проводки, что и при обычной выдаче денег под отчет:

  • Дт 71 Кт 50 — выданы подотчетные суммы сотруднику.

Компания спишет расходы на билет после утверждения авансового отчета командированного сотрудника:

  • Дт 20, 26, 26, 44 Кт 71 — списаны расходы на проезд в командировку.

Подробнее об учете расходов на деловые поездки сотрудников читайте в статье «Оформляем и оплачиваем командировки в 2016 г.»

Если сумма НДС выделена в маршруте/квитанции, контрольном купоне, квитанции электронного многоцелевого документа отдельной строкой, то налог можно принять к вычету (письмо Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01):

  • Дт 19 Кт 71 — выделен НДС в стоимости ЭБ;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС принят к вычету.

В противном случае вся стоимость билета включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Если поездка по каким-то причинам не может состояться и компания сдает ЭБ, то в учете делаются такие записи:

  • Дт 50-3 Кт 71 — подотчетник возвратил неиспользованный билет в бухгалтерию;
  • Дт 60, 76 Кт 50-3 — билет возвращен перевозчику;
  • Дт 51 Кт 60, 76 — стоимость несостоявшейся поездки частично возращена компании;
  • Дт 91 Кт 60, 76 — учтена в расходах сумма комиссии за отмену бронирования билета.

ВНИМАНИЕ: поскольку проездные билеты могут использоваться более одного раза, следует завести ведомость их учета. Компания может разработать форму самостоятельно с учетом положений ч. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Сотрудников, которые используют в работе проездные билеты, необходимо перечислить в отдельном приказе. Такой работник будет получать билет под расписку и по возвращении из поездки или окончании срока действия проездного — сдавать обратно. Ответственный за сохранность проездных — кассир.

Подробнее о том, как следует хранить БСО, читайте в материале «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Итоги

В состав электронного документа входят:

  • маршрут/квитанция — при авиаперевозках;
  • контрольный купон — при железнодорожной перевозке;
  • квитанция электронного многоцелевого документа — при использовании проездных билетов.

Перечисленные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Следовательно, электронный билет можно считать БСО при наличии распечатанных на бумажном носителе указанных выше документов.

Иванова Е. Е., аудитор фирмы «АУДИТ КОНТУР ПЛЮС»

Квитанция электронного билета с 11 июля 2010 года стала документом строгой отчетности, который могут применять при продаже авиаперевозок организации и индивидуальные предприниматели. Рассмотрим, при каких условиях квитанцию могут применять при наличных расчетах с пассажирами транспортные агентства и турфирмы.

Нормативное регулирование

Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, если при этом выдается бланк строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

Согласно пункту 5 Положения, если в соответствии с законодательством федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы власти утверждают указанные формы бланков документов. Статьей 786 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Таким образом, с учетом Положения при выдаче документа строгой отчетности, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме, применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Минтранс России в целях оказания услуг пассажирам, а также взимания сборов и платы установил форму электронного многоцелевого документа (приказ от 18 мая 2010 г. № 116). Электронный многоцелевой документ формируется с использованием автоматизированной системы. Такой документ содержит квитанцию, электронный стоимостный, электронный контрольный, а также электронный агентский купоны. Квитанция многоцелевого документа является документом строгой отчетности и может применяться для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Следующим распоряжением Минтранс России внес изменения в приказ № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (приказ от 18 мая 2010 г. № 117). В соответствии с ними маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции была утверждена в качестве документа строгой отчетности при наличных денежных расчетах и расчетах с применением платежных карт организаций и индивидуальных предпринимателей с пассажирами.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие авиаперевозки за наличный расчет и по платежным картам, могут использовать маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета в качестве бланка строгой отчетности без применения контрольно-кассовой техники.

Продажа пассажирских авиаперевозок за наличный расчет

В настоящее время еще нет разъяснений Минтранса России по вопросам применения организациями и индивидуальными предпринимателями маршрут/квитанции электронного пассажирского билета в качестве БСО и порядка предоставления информации из автоматизированной системы перевозчика. При этом пунктом 12 Положения определено, что организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Очевидно, что такую информацию могут предоставить только те организации, которые состоят в договорных отношениях с перевозчиком или агентом перевозчика, бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

Как правило, авиабилеты продают населению транспортные агентства и турфирмы.

Чаще всего организации заключают с авиакомпаниями посреднические договоры. По таким договорам организация, выполняя роль посредника, обязуется оформить и продать авиабилеты по требованиям и правилам, устанавливаемым авиакомпанией. За свои услуги организация получает агентское вознаграждение от авиакомпании, которое будет являться ее доходом. Причем по правилам многих авиакомпаний вознаграждение посредника входит в стоимость авиаперелета, указываемой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета. Обычно прямые договоры с авиакомпаниями заключают более крупные агентства. Они бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

Как правило, в договоре между перевозчиком и агентом, реализующим авиабилеты, оговаривается, что перевозчик предоставляет агенту доступ в автоматизированную систему бронирования, используемую перевозчиком, либо обязанность агента иметь систему бронирования, используемую данным перевозчиком. Агент имеет в системе бронирования идентификационный номер (валидатор), проставляемый на бланках строгой отчетности. Причем такой номер присваивается каждому филиалу агента. Многие из таких агентств являются членами Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Членство в ИАТА позволяет заключать прямые договоры с авиакомпаниями, являющимися членами ИАТА, бронировать и выписывать билеты на их рейсы. Получить доступ к системе можно, заключив договор на доступ к автоматической системе бронирования (АСБ).

Небольшие агентства обычно осуществляют бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпаний, имеющих договоры с авиаперевозчиками. Такие агентства заключают с прямыми агентами перевозчика субагентские договоры. При бронировании электронных билетов они применяют номер агента, заключившего с ним договор.

Таким образом, продавать авиаперевозки за наличный расчет с применением в качестве БСО маршрут/квитанции могут агентства и турфирмы, которые бронируют места через систему бронирования и имеют в ней свой номер. Однако, если стоимость заказа пассажира включает дополнительные услуги агентства или турфирмы, то есть превышает стоимость заказа, указанную в маршрут/квитанции, следует применять ККТ.

Если турфирма реализует авиабилеты в составе турпродукта, то при наличных расчетах с населением можно применять БСО «Туристская путевка» (она утверждена приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н).

При осуществлении наличных расчетов с применением маршрут/квитанции необходимо определиться с порядком оприходования денежных средств в кассу организации и отчетными документами. Выбранный порядок учета денежных средств рекомендуем отразить в учетной политике организации, приказе или ином распорядительном документе. Очевидно, что при каждой продаже надо распечатывать маршрут/квитанцию. В конце дня следует составить реестр документов и приложить к нему маршрут/квитанции. Кроме этих документов необходимо сформировать в системе бронирования и распечатать отчет по продажам.

Можно приходовать в кассу денежные средства при каждой продаже электронного билета. В приходном кассовом ордере в качестве основания платежа следует указывать номер билета, а также фамилию, имя и отчество пассажира. При больших объемах продаж рекомендуем приходовать деньги в конце дня по реестру.

Требования выписывать БСО при оплате услуг платежными картами определены пунктом 20 Положения. Однако они соответствуют ситуации, когда организация применяет свои БСО, изготовленные в типографии. Так как из системы бронирования выводится отдельный реестр по кредитным картам, квитанции по картам распечатываем и храним обособленно от тех, по которым получили наличные денежные средства. Кроме того, при расчетах с применением карт рекомендуем руководствоваться разъяснениями Минтранса России и налоговых органов.

Маршрут/квитанции электронного пассажирского билета подтверждают расходы

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Пассажиры, которым необходимо подтвердить расходы на перевозку, например, перед бухгалтерией, смогут использовать для этого квитанцию электронного авиабилета.

Кроме того, утверждение электронного билета в качестве документа строгой отчетности позволит приобретать услуги по воздушной перевозке и получать документ строгой отчетности в офисе или дома, распечатав направленную на его электронный адрес квитанцию электронного билета.

adminlawsexp

lawsexp.com

как с 1 июля работникам подтверждать проезд на поездах или самолетах

В нашем блоге на Клерке мы уже рассказывали про изменения документов, связанных новым этапом внедрения онлайн-касс. Тогда мы затронули вопросы о подтверждении расходов и оформлении новых БСО. См. «Как с 1 июля 2019 года оформлять бланки строгой отчетности».

Сегодня рассмотрим связанный вопрос – как подтверждать расходы на проезд в командировке с 01.07.2019?

Главный вопрос из бухгалтерии

Вопросы поступают от бухгалтеров: как с 1 июля 2019 года подтверждать расходы на проезд, если работник едет в командировку. Прежде можно было приложить к авансовому отчету маршрут/квитанции электронного авиабилета и контрольные купоны железнодорожного билета. Этого было достаточно (п. 2 приказа Минтранса от 08.11.2006 № 134, п. 2 приложения к приказу Минтранса от 21.08.2012 № 322).

Теперь есть сомнения:

  • подойдут ли эти документы после 1 июля 2019 года?;
  • придерется ли к ним налоговая?;
  • какой комплект документов теперь считается «правильным»?.

Приведем наши комментарии на этот счет.

Как с 1 июля подтверждать проезд на Ж/Д транспорте

Если работник покупает ж/д билеты через Интернет, то ему высылается электронный билет, а также кассовый чек на e-mail. Также эти документы появляются в личном кабинете на сайте rzd.ru. Эти документы работнику следует распечатать и передать в бухгалтерию (приложить к авансовому отчету).

Если же работник купил билеты непосредственно в ж/д кассе, то ему нужно получить:

  • либо кассовый чек вместе с билетом;
  • либо билет, в котором в числе прочих реквизитов должен быть QR-код. 

Выдают ли уже такие документы в кассах? Мы обратились в официальную группу РЖД в Фейсбуке. Там в режиме чата ответили – да, выдают. Раз так, то этих документов для бухгалтерии достаточно.

Обобщим вывод о подтверждении Ж/Д проезда в таблице (с учетом того, что с 1 июля 2019 года также есть новые требования к реквизитам чеков от ККТ).

Самолет, такси, каршеринг с 1 июля

Аналогичные вопросы могут возникать в связи с подтверждением авиаперелета, такси или каршерингом. Мы подготовили небольшую таблицу, которая поможет разобраться с тем, какие документы нужны для бухгалтерии в качестве приложения в авансовому отчету.

Поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке 🙂 И заходите на наш сайт!

www.klerk.ru

Считается ли электронный билет бланком строгой отчетности?

Здравствуйте!

ПИСЬМО
от 12 апреля 2013 г. N 03-03-07/12256

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» (далее — Приказ N 322) электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте (далее — электронный билет) используется для удостоверения договора перевозки пассажира в дальнем следовании или в пригородном сообщении, в нем информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.
Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд дальнего следования содержат обязательную информацию о перевозке пассажира, предусмотренную п. 2 Приложения к Приказу N 322.
Пунктом 5 Приложения к Приказу N 322 установлено, что контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
Учитывая изложенное, контрольный купон электронного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети, для целей налогообложения прибыли является документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета.
Заместитель директора

pravoved.ru

Правило пользования билетом БСО

Новые правила покупки билетов
и посещения мероприятий


Как было раньше?

При покупке билета выдавался кассовый чек, но он был не обязателен в процессе прохода на мероприятие. Требовалось просто предъявить сам билет на входе, контролёры сканировали штрих-код или отрывали корешок и пропускали зрителей в зал.

На самом билете была указана полная информация о месте проведения, юридические данные организатора, информация по возврату билетов и правила посещения мероприятия. А вернуть деньги можно было только по билету, без чека оплаты.


Что меняется?

С 1 июля 2019 года мы обязаны выдавать вам кассовый чек с указанием номера вашего заказа вместе с билетом с информацией о мероприятии. А вы должны сохранять чек и для прохода на мероприятие предъявить и билет на бланке, и чек.

Кассовый чек становится обязательной деталью в процедуре прохода на мероприятие и возврата денег за билеты. В каком-то смысле, чек становится важнее самого билета.

Без кассового чека билеты действовать не будут.

На электронные билеты закон не распространяется и их по-прежнему можно показывать с экрана телефона.


К чему эти сложности?

Наша страна перешла на систему онлайн-касс и принятый в 2017 году закон 54-ФЗ обязывает все виды бизнеса передавать данные в налоговую онлайн, через кассовые аппараты.

Поэтому, с 1 июля все компании, связанные с концертной или развлекательной деятельностью, переходят на новый формат работы.


Что будет, если прийти на мероприятие без чека?

Площадка или организатор мероприятия вправе не пустить вас в зал без чека.


Как теперь возвращать деньги за билеты?

Для возврата денег за билеты на бланке вам нужно будет прийти в кассу и предоставить кассиру билет вместе с чеком. Паспорт и заявление на возврат также остаются обязательными.

Электронные билеты по-прежнему можно вернуть удалённо, отправив пакет документов по электронной почте.

Из плюсов этого закона для зрителей — теперь подделать ваш билет или украсть данные становится гораздо сложнее. Также усложняется работа спекулянтов, которые подделывали бланки и продавали одни и те же места нескольким зрителям.

Новые правила покупки билетов
и посещения мероприятий


Как было раньше?

При покупке билета выдавался кассовый чек, но он был не обязателен в процессе прохода на мероприятие. Требовалось просто предъявить сам билет на входе, контролёры сканировали штрих-код или отрывали корешок и пропускали зрителей в зал.

На самом билете была указана полная информация о месте проведения, юридические данные организатора, информация по возврату билетов и правила посещения мероприятия. А вернуть деньги можно было только по билету, без чека оплаты.


Что меняется?

С 1 июля 2019 года мы обязаны выдавать вам кассовый чек с указанием номера вашего заказа вместе с билетом с информацией о мероприятии. А вы должны сохранять чек и для прохода на мероприятие предъявить и билет на бланке, и чек.

Кассовый чек становится обязательной деталью в процедуре прохода на мероприятие и возврата денег за билеты. В каком-то смысле, чек становится важнее самого билета.

Без кассового чека билеты действовать не будут.

На электронные билеты закон не распространяется и их по-прежнему можно показывать с экрана телефона.


К чему эти сложности?

Наша страна перешла на систему онлайн-касс и принятый в 2017 году закон 54-ФЗ обязывает все виды бизнеса передавать данные в налоговую онлайн, через кассовые аппараты.

Поэтому, с 1 июля все компании, связанные с концертной или развлекательной деятельностью, переходят на новый формат работы.


Что будет, если прийти на мероприятие без чека?

Площадка или организатор мероприятия вправе не пустить вас в зал без чека.


Как теперь возвращать деньги за билеты?

Для возврата денег за билеты на бланке вам нужно будет прийти в кассу и предоставить кассиру билет вместе с чеком. Паспорт и заявление на возврат также остаются обязательными.

Электронные билеты по-прежнему можно вернуть удалённо, отправив пакет документов по электронной почте.

Из плюсов этого закона для зрителей — теперь подделать ваш билет или украсть данные становится гораздо сложнее. Также усложняется работа спекулянтов, которые подделывали бланки и продавали одни и те же места нескольким зрителям.

• Теперь на мероприятие — с билетом и чеком;

• Если вы потеряете чек — можете не попасть на мероприятие и вам откажут в возврате денег за билет;

• Электронный билет по-прежнему можно не распечатывать, к нему прикладывать чек не нужно;

• Как говорится, проверяйте чек не отходя от кассы.

nsk.kassir.ru

Является ли электронный билет бланком строгой отчетности?

Вопрос, который вы видите в названии статьи – очень важный, а ответ на него совсем не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Это известно в любом ООО: бланки строгой отчетности должны быть в порядке всегда, если вам не хочется оказаться неожиданно нарушителем действующего законодательства. Но что говорит закон по поводу электронных билетов? Можно ли их считать бланками строгой отчетности?

Как известно, любые документы, подтверждающие факт покупки того или иного товара или услуги, являются бланками строгой отчетности. В том числе, к ним относятся и документы с отсроченным фактом потребления: билеты, абонементы, подписки и т.д. Более того, для билетов, которые используются в ряде областей, в том числе и в сфере перевозок, существует жестко зафиксированная форма, в которой они должны выпускаться.

В последнее время все большую популярность набирают электронные билеты: то есть билеты, купленные не в кассе вокзала, а удаленно, через интернет. Современные технологии позволяют автоматизировать и оцифровать процесс покупки, перевода денег и прочие части этой операции. Вам остается только распечатать на принтере посадочный талон и предъявить его при посадке в транспорт.

Законодательство устанавливает, что этот самый посадочный талон или квитанция утверждаются в качестве бланка строгой отчетности и являются полноценным документом, со всеми возникающими в результате его получения правами. На стороне продавца билета оформляется стандартный пакет документов для отчетности, а на стороне покупателя полученная квитанция может использоваться в качестве билета во всех спорных ситуациях. Это значит, что даже не имея билета установленной формы на руках, вы вправе требовать соблюдения ваших прав и выполнения правил перевозчиком

www.stampaverde.ru

Электронный билет является документом строгой отчетности — Российская газета

Проверки налоговых органов всегда вызывали бессчетное количество вопросов у предпринимателей. На некоторые из них смогли ответить Александр Медведев, к.э.н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов (ПНК), и Ирина Давидовская, заместитель директора ПНК.

— В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлены ошибки. Налогоплательщику предъявлен акт налогового органа с указанием выявленных налоговых правонарушений. Правомерны ли действия налогового органа?

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявила несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При командировках внутри России в электронных билетах может выделяться НДС, при этом сам электронный билет является документом строгой отчетности

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Как следует из вопроса, камеральная проверка при выявлении ошибок в налоговой декларации сразу же была завершена составлением акта о выявленных налоговых правонарушениях, при этом налогоплательщику не предоставлена возможность ни исправить ошибки, ни дать пояснения. Такое решение налогового органа может быть оспорено налогоплательщиком в арбитражном суде. Так, в постановлении ФАС ЗСО от 18 февраля 2008 г. N Ф04-1018/2008(705-А27-25) по делу N А27-6905/2007-6 судом отмечено, что поскольку законодатель не исключает возможность допущения налогоплательщиками каких-либо ошибок в заполнении декларации, то в силу ст. 88 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о выявленных ошибках с требованием о внесении соответствующих исправлений, однако инспекция эту обязанность не исполнила.

В постановлении ФАС МО от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А41/3779-07 суд не согласился с доводами налогового органа о допущенном налогоплательщиком правонарушении, влекущим доначисление налогов, так как установил, что организация допустила техническую ошибку при заполнении раздела «Налоговые вычеты» налоговой декларации, заключающуюся в указании значения суммы НДС по строке 332 вместо строки 331. Таким образом, несоблюдение налоговым органом ст. 88 НК РФ, предусматривающей возможность внесения исправлений в налоговую декларацию или дачи пояснений при выявлении налоговым органом ошибок или противоречий, может являться основанием для отмены решения, вынесенного по результатам подобной проверки.

— Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете приобретение электронного билета при направлении работника в командировку?

Если организация приобретает проездные билеты на транспорт, то находящиеся в кассе оплаченные проездные билеты учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы»:

Дт 50 — Кт 60 — при приобретении непосредственно у агентства или у самой авиакомпании;

Дт 50 — Кт 71- при приобретении через подотчетное лицо.

При этом сам по себе билет является лишь договором перевозки (воздушной, железнодорожной или иной). На момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не оказана, то есть приобретение билета свидетельствует не об оказании услуги, а только о заключении договора. Таким образом, в общем случае проездные билеты приходуются на счет 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». Однако организация может принять решение об учете стоимости проездных билетов (в первую очередь — электронных!) на счете учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). В этом случае при направлении работника в командировку организация не отражает задолженность работника в сумме стоимости билетов.

По возвращении из командировки работник должен отчитаться о произведенных расходах. При этом, исходя из Указаний по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (форма N АО-1), утв. постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, стоимость билетов в авансовом отчете указывается, только если электронные билеты после приобретения учитывались в составе денежных документов.

На основании чека электронного терминала, распечатанных электронных билетов со штрихкодом, командировочного удостоверения (форма N Т-10) и утвержденного авансового отчета организация списывает дебиторскую задолженность и признает стоимость проезда в данном случае в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При признании расхода производится запись по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счетов 71 или 60 в зависимости от выбранного варианта учета электронных билетов. Таким образом, бухгалтерская запись Дт 44 — Кт 60 может быть произведена только после утверждения авансового отчета командированного сотрудника.

В соответствии с п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки внутри РФ, включая расходы на проезд. Данные вычеты производятся на основании документов, подтверждающих оказание работнику услуги по перевозке. Такими документами могут являться: чек электронного терминала об оплате с выделенным НДС и распечатки электронных билетов (письмо минфина от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476) или железнодорожный билет, как бланк строгой отчетности, с выделенной в нем суммой НДС.

Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утв. постановлением правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137, в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

При командировках внутри России в электронных билетах может выделяться НДС, при этом сам электронный билет является документом строгой отчетности. В целях налогообложения прибыли командировочные расходы, включая расходы на проезд работников к месту командировки и обратно, признаются прочими расходами (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы подтверждаются чеком электронного терминала об оплате, распечатками электронных билетов, посадочными талонами и командировочным удостоверением, подтверждающим нахождение работника в месте командировки. Указанные расходы признаются после утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

— Как начислять амортизацию по модернизированному оборудованию в целях налогообложения прибыли, если срок полезного использования не пересматривался?

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

НК РФ не предусматривает специального алгоритма начисления амортизации после модернизации основного средства. Поэтому минфин настаивает, что налогоплательщику следует продолжать начислять амортизацию, используя прежний механизм исчисления амортизации, до полного погашения измененной первоначальной стоимости (письмо минфина от 09.06.2012 N 03-03-10/66). Это означает, что период начисления амортизации превысит срок полезного использования основного средства, и как следствие, снизятся амортизационные отчисления в конкретном периоде и в конечном итоге увеличится налог на прибыль.

Но можно с таким подходом не соглашаться и установить в учетной политике иной порядок начисления амортизации: исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта и оставшегося срока полезного использования. Его нормативным обоснованием будет следующее. Во-первых, если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Во-вторых, изменение срока полезного использования возможно только в случае применения к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов (п. 13 ст. 258 НК РФ).

Признание в налоговом учете увеличенной суммы амортизации исходя из остаточной стоимости модернизированного объекта основных средств и оставшегося срока полезного использования поддерживают суды. В частности, в постановлении ФАС МО от 06.04.2011 N КА-А40/2125-11 по делу N А40-59813/10-99-314 указано, «если в результате модернизации основных средств срок их полезного использования не изменился, то налогоплательщик учитывает всю стоимость такого основного средства в течение оставшегося срока полезного использования, увеличивая сумму его ежемесячной амортизации».

rg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о