Заключение туркманчайского мира с персией: Туркманчайский мир с Персией 31 декабря 1828 — История России

Кавказский Узел | Историки поспорили о современном значении Туркманчайского договора

Туркманчайский мирный договор 1828 года поделил между Россией и Ираном территорию исторического проживания азербайджанцев, а дальнейшие действия царского режима и советской власти создали почву для карабахского конфликта, заявили «Кавказскому узлу» азербайджанские историки. Тезис о разделении азербайджанцев некорректен, так как становление азербайджанского народа произошло значительно позднее, считают российские историки.

10 февраля 1828 года Россия и Персия (Иран) подписали Туркманчайский мирный договор, который завершил русско-персидскую войну 1826—1828 годов. «По итогам Туркменчайского договора России отошли персидские владения, на которых находились феодальные азербайджанские ханства: Дербентское, Ширванское, Ираванское (Ереван), Карабахское, Шекинское и др. Единый, проживающий в Персидской империи народ азербайджанских тюрок был разделен по реке Араз (Аракс) и далее по линии границы до Каспийского моря, по улицам города Астара.
Сейчас это граница между Ираном и Азербайджанской Республикой, повторяющая границу между СССР и Ираном», — указал в своем посте автор блога «Ветер с Апшерона» на «Кавказском узле» Кямал Али.

С подписанием Туркманчайского мирного договора исторический ареал проживания азербайджанцев и сам народ оказались разделены на две части, а впоследствии этот договор обернулся новыми территориальными потерями для северного Азербайджана, указывают бакинские историки.

Российская империя и Иран, где правила династия Каджаров, боролись за контроль над территориями исторического проживания азербайджанских тюрок. В начале XIX века это соперничество обострилось, и в ходе двух русско-персидских войн — 1804-1813 годов и 1826-1828 годов — порядка двадцати азербайджанских ханств были поделены между Россией и Ираном, рассказал доктор исторических наук, председатель Национального совета демократических сил (НСДС)

Джамиль Гасанли корреспонденту «Кавказского узла».

«Несмотря на то, что российские войска дошли до Тебриза, мирный договор, подписанный 10 февраля 1828 года в селе Туркманчай близ этого города, закреплял за Российской империей только азербайджанские земли севернее реки Араз (Аракс), то есть Россия отказалась от части завоеванных территорий южнее этой реки. Она довольствовалась тем, что уже имела по Гюлистанскому договору, и еще прибрала Нахчыванское и Иреванское ханства. При этом Россия  легко согласилось на проведение границы по реке Араз, не принимая в расчет интересы и судьбу народа, проживающего на этих территориях», — сказал Гасанли.

По Гюлистанскому мирному договору 1813 года, завершившему Русско-персидскую войну, Иран отказывался в пользу России от суверенитета над Дагестаном, Картли-Кахетией, Карабахским, Ширванским, Бакинским и Дербентским ханствами, говорится в справочном материале «Кавказского узла» «Кавказская война».

Завоевание Россией северного Азербайджана повлекло ускоренные изменения этнической картины региона, указал историк.

«Впервые в истории Российской империи была создана административная единица по этническому принципу: так, сразу после присоединения Нахчыванского и Иреванского ханств была создана Армянская область. Правда, как административная единица она просуществовала недолго, но это название было использовано для [стимулирования] переселения сюда армян из Ирана и всего Ближнего Востока. Армян также переселяли на территорию Карабахского ханства. Тем самым царизм стремился создать в лице армян-христиан социальную опору в завоеванном регионе, основную часть населения которого составляли тюрки-мусульмане», — пояснил Гасанли.

Вместе с тем Джамиль Гасанли отметил, что ставить сегодня вопрос о разделении исторической территории проживания азербайджанцев в правовой плоскости не представляется возможным: Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), существовавшая в 1918-1920-х годах, была признана де-факто Версальской мирной конференцией 1920 года, а современная Азербайджанская республика признана ООН, современный Иран, в свою очередь, также является международно признанным государством.

Ученый разделяет тезис о том, что две части азербайджанского народа после Туркманчайского мирного договора оказались отделены друг от друга. В Южном Азербайджане (Южный или Иранский Азербайджан — область на северо-западе Ирана — прим. «Кавказского узла»)

в 1945-1946 годах была создана азербайджанская автономия с национальным правительством, были открыты национальные школы, начали издаваться газеты журналы на азербайджанском языке. «Однако чаяния азербайджанского народа были принесены в жертву геополитическим интересам держав, и шахский режим получил карт-бланш на подавление национально-демократического движения азербайджанцев», — заключил Гасанли.

Доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Азербайджанской государственной академии управления Фирдоусия Ахмедова разделяет мнение, что Туркманчайский мирный договор повлек драматические последствия для азербайджанского народа, поделив его на две части.

«Впоследствии предпринимались попытки [еще больше] раздробить азербайджанцев. В современном Иране общая территория проживания азербайджанцев разделена административно на провинции Восточный и Западный Азербайджан. Политика царизма по переселению в регион армян из Ирана и Ближнего Востока после завоевания азербайджанских ханств, произвольное начертание административных границ царскими чиновниками по смешанному этническому составу — все это впоследствии обернулось для азербайджанцев новыми территориальными потерями», — сказала Ахмедова корреспонденту «Кавказского узла».

По словам Ахмедовой, в мае 1918 года территория исторического проживания Азербайджанцев оказалась разделена между четырьмя вновь созданными республиками — Азербайджанской демократической республикой (АДР), Араратской республикой, Горской республикой и частично Грузинской демократической республикой. После установления в Закавказье советской власти эти территории оказались в составе Азербайджанской СССР, советских Армении и Грузии, а также на территории современной России. Кроме того, с установлением советской власти в состав Армении вошел Зангезурский регион, который в 1918-1920 был предметом спора между Азербайджаном и Арменией, напомнила она.

С последствиями Туркманчайского мирного договора историк связывает карабахский конфликт: изменения этнической картины в этом регионе после Туркманчайского договора привели в годы советской власти к образованию армянской автономии в составе Азербайджана, где в конце ХХ века вспыхнули сепаратистские настроения, заключила Фирдоусия Ахмедова.

Туркманчайский договор оформил результаты соперничества между Российской империей и Ираном, в Закавказье, указал историк Натиг Мамедли.

«Это была борьбы между ослабевающей персидской империей и усиливающейся Российской империй. Царский режим, захватив территории севернее реки Араз, стал их колонизировать, менять демографическую картину региона, массово переселять сюда армян в качестве социальной опоры», — сказал Мамедли.

Он также согласен с точкой зрения, что Туркманчайский договор привел к разрыву политических, культурных, духовных связей между тюркским населением по обе стороны реки Араз.

«Правда, в то время еще не было понятия «азербайджанский народ», географически Азербайджаном больше называли территории южнее реки Араз. Население территорий севернее и южнее Араза еще находилось в периоде феодальной раздробленности, у них самоидентификации по этническому принципу не было. Местные жители себя определяли по религиозной принадлежности мусульманами, а географически — ханствами, в которых проживали», —  сказал Мамедли корреспонденту «Кавказского узла».

С правовой точки зрения ставить вопрос о разделенности Азербайджана Туркманчайским договором некорректно, однако «с точки зрения исторической памяти, генофонда, общности культуры и языка» такое разделение «единой этнической тюркской общности» имело место, подчеркнул он.

«В этом смысле азербайджанцы — разделенный народ. Разделение привело к тому, что представители одного и тоже народа жили в разных государствах, в условиях разных общественных формаций, разной экономической и политической среде. Азербайджанцы, проживающие в Азербайджане и Иране, и сегодня остаются единым народом с небольшими различиями по языковым диалектам», — сказал историк.

Советская власть стремилась всеми мерами ограничить связи между «северными» и «южными» азербайджанцами, отметил Натиг Мамедли. «Из-за жесткого пограничного режима и идеологических препон многие родственники, оказавшиеся в разных государствах, не могли не только видеться, но и переписываться. Только с  распадом СССР эти преграды были сняты», — сообщил он.

Российские историки оспорили тезис о разделенном народе

Для России важность подписания Туркманчайского договора очевидна, этот документ зафиксировал удачное продвижение Российской империи на юг, считает научный сотрудник, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН

Александр Скаков.

«Значение подписания Туркманчайского договора для России совершенно понятно и ясно – подписание ознаменовало определенный итог продвижения России на юг и завершение тех войн, которые Российская империя вела на Южном Кавказе», — сказал Скаков корреспонденту «Кавказского узла».  

Историк считает неоправданным довод, что Туркманчайский договор сделал азербайджанцев разделенным народом.

«Понятие «народ» для того времени и той территории не подходит: мы не должны переносить реалии и понятия сегодняшнего дня в ситуацию первой половины XIX века, это не историчный подход. Все страны региона, которые существовали в то время, еще не были национальными государствами, поэтому не было Азербайджана. История ХХ века сделала азербайджанцев народом, а тогда, в XIX веке, понятие азербайджанского народа не существовало», — сказал Александр Скаков.

Итоги противостояния двух империй, закрепленные Туркманчайским договором, остаются значимыми для Кавказа и сегодня, уверен историк. «Границы бывшего СССР, а до него Российской империи до сих пор остаются в сфере интересов сегодняшней России, поэтому влияние итогов договора до сих пор сохраняется на Кавказе. Но, возможно, через несколько поколений такого влияния уже не будет», — отметил Скаков.  

Старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов выделил два значимых для России итога, закрепленных подписанием Туркманчайского договора.

«Договор фактически зафиксировал итог последнего военного противостояния между Россией и Ираном, после этого никаких серьезных прямых столкновений не было. В советский период были идеи пересмотра границ с Ираном, но в целом никаких серьезных конфликтов между Россией и Ираном после подписания этого договора не было. Договор положил конец противостоянию», — сказал Муханов корреспонденту «Кавказского узла».   

После Туркманчайского договора принадлежность Кавказа Российской империи никем больше не оспаривалась, указал историк. «Согласно Туркманчайскому договору, территория Кавказа уже официально признавалась территорией Российской империи. После него больше не было [попыток] оспорить принадлежность Кавказа Российской империи, это второй важный итог договора», — сказал он.

Тезис о разделении азербайджанского народа на две части Вадим Муханов считает спекулятивным: на момент подписания договора не существовало даже термина «азербайджанец», а становление азербайджанского народа произошло лишь в XX веке, указал он. «Поэтому неправильно говорить, что народ был разделен Туркманчайским договором, этот тезис политически ангажирован», — подчеркнул Муханов.

По словам историка, наиболее очевидным последствием Туркманчайского договора в наши дни служит граница между Ираном и республиками Южного Кавказа, которая сохранялась в этом же виде на протяжении всего советского периода. «Граница, которая была зафиксирована еще в имперское время подписанием Туркманчайского договора, сохранилась и досталась в наследство нынешним республикам», — сказал Вадим Муханов. 

Автор: Фаик Меджид, Гор Алексанян; источник: корреспонденты «Кавказского узла»

Туркманчайский договор и его последствия для азербайджанцев

БАКУ, 15 фев — Sputnik. Туркманчайский мирный договор непосредственно решил участь азербайджанского народа, разделив его на две части, заявила доктор исторических наук Фирдоусия Ахмедова в ходе обсуждений в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, посвященных 190-летию подписания Туркманчайского мирного договора и дальнейшего освоения Российской Империей земель при помощи переселенцев.

Туркманчайский мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов, был подписан 10 (22 по новому стилю) февраля 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). Договор устанавливал новую границу между Россией и Персией по реке Араз. Согласно условиям договора, азербайджанские Иреванское и Нахчыванское ханства переходили в состав Российской Империи.

«Прошедший все этапы истории единым, народ с общей культурой был разделен. Второй же итог – была решена участь территории Азербайджана», — сказала ученый.

Как она отметила, созданная позднее Араратская республика, и в целом возникновение фактора армянского населения на Южном Кавказе, стали последствиями именно данного исторического документа.

© Sputnik / Murad Orujov

Доктор исторических наук Фирдоусия Ахмедова

Ученому и шутнику Льву Ландау 110 >>

При этом Ахмедова напомнила, что всего лишь несколько десятков лет назад — в 1978 году — армяне Азербайджана праздновали 150-летие своего переселения на эти территории и даже установили памятник в честь этого события.

В свою очередь, доктор философии по истории Ильгар Нифталиев отметил, что в противовес идеям о планах Российской Империи создать на Кавказе армянское государство, царская власть лишь переселяла армян для освоения данных территорий, которые были населены мусульманами. Напротив, по словам ученого, планировалось все это образование и вовсе упразднить.

«Для этих целей даже изначально предполагалось переселить на данную территорию 80 тысяч казаков. Но после захвата Иревани решили воспользоваться армянами, ведь до этого момента вопрос армян в Туркманчайском договоре не предусматривался. Даже то, как мало просуществовала созданная вследствие этого документа армянская область, свидетельствует о том, что надобность в таком образовании отпала после освоения этих территорий, укрепления российских властей здесь», — сказал Нифталиев.

На момент заключения в 1828 году Туркманчайского договора на территории Нахчыванского и Иреванского ханств насчитывалось 119 тысяч жителей, из которых лишь 21% составляли армяне, но уже в 1832 году в результате переселений половину из 165 тысяч жителей составляли армяне, а еще позже переселения привели к росту числа армян.

© Sputnik / Murad Orujov

Доктор философии по истории Ильгар Нифталиев

В НАНА вспомнили о азербайджанских ученых за рубежом >>

Также ученые отметили влияние Туркманчайского договора на создание первых республик на Южном Кавказе. По словам Ахмедовой, именно этот документ, став основой административного деления, послужил причиной появления 11 спорных территорий, делимых между провозглашенными в 1918 году государствами.

«На тот момент вынуждено была дана возможность создать свое государственное образование армянам, уже компактно проживающим на этих территориях в результате нескольких переселений», — сказала Ахмедова, заметив, что речь шла о предоставлении такой возможности на территории двух уездов Иреванской губернии, не попавших под власть Османской империи в ходе войны с Закавказским сеймом.

Тогда же, по ее словам, стал вопрос об административном центре новосозданного армянского государства под названием Араратской республики. Азербайджанский национальный совет принял решение передать новому образованию под эти цели азербайджанский город Иревань. Однако, одним из условий передачи города новому образованию был в том числе отказ от притязаний на часть Карабаха.

«Армяне могут это отрицать, однако все зафиксировано в протоколах Азербайджанского национального совета, об этом говорится в письмах Фатали хана Хойского Мамед Эмину Расулзаде», — указала Ахмедова.

Фатали хан Хойский и Мамед Эмин Расулзаде сыграли ведущую роль в объявлении Азербайджанской Демократической Республики (АДР), просуществовавшей в 1918-1920 годах, входили в руководство Азербайджанского национального совета. Хойский также входил в правительство АДР в разное время в качестве премьер-министра, министров внутренних дел, иностранных дел, юстиции.

При этом она заметила, что против создания этой республики выступали армяне в политических центрах России, так как считали, что это вредит идее Великой Армении.

Говоря о вопросе существовании на территории Южного Кавказа армянских государственных образований, Нифталиев в свою очередь отметил, что армянские ученые выдают за национальные образования албанские меликства на территории Карабахского ханства.

«Если обратить внимание на Кюрекчайский договор, то видно, кто и кем был. Сторонами договора были владетель карабахского ханства Ибрагим Халил хан и российский представитель. Никаких других сторон нет, нет речи о каких-либо меликствах», — сказал ученый.

Кюрекчайский договор был подписан 14 мая 1805 года на берегу реки Кюрекчай Ибрагим Халил-ханом с генералом Павлом Цициановым и подтверждал переход Карабахского ханства в подданство Российской империи.

Нифталиев также объяснил, что согласно существующей тогда иерархии, звание «мелик» было одним из феодальных титулов с некоей территорией под его управлением.

В Азербайджане появится новый институт >>

Как сказал в ходе обсуждений политолог Заур Мамедов, в отличие от армянской стороны, азербайджанские ученые не выдвигают голословных претензий и заявлений, а основываются на исторических фактах и документах.

© Sputnik / Murad Orujov

Кандидат политических наук, преподаватель Академии государственного управления при президенте Азербайджана Заур Мамедов

Он подчеркнул, что Туркманчайский договор можно считать самым судьбоносным историческим документом.

«Необходимо усилить изучение истории, популяризировать ее для того в том числе, чтобы объективно оценивать сегодняшние процессы», — указал политолог.

В ходе обсуждений Ахмедова также коснулась заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что стратегической целью азербайджанцев является возвращение на свои исторические земли, которое, по ее мнению, неверно интерпретируют.

«Все войны рано или поздно завершаются миром. Надеемся, что после достижения всеобъемлющего мира в регионе станет возможным возвращение азербайджанцев на территории, на которых до заключения Туркманчайского договора они составляли подавляющее большинство населения», — заключила историк.

Выступая на съезде правящей партии «Ени Азербайджан» в начале февраля, президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал политической и стратегической целью возвращение азербайджанцев в Ереван. По словам азербайджанского лидера, Иреванское ханство, Зангезур и Гёйче — историческая земля азербайджанского народа, причем это должны знать как молодое поколение, так и международное сообщество.

  • Пресс-конференция на тему «Историческое значение туркманчайского мирного договора и его значении в истории современного Азербайджана»

    © Sputnik / Murad Orujov

  • Пресс-конференция на тему «Историческое значение туркманчайского мирного договора и его значении в истории современного Азербайджана»

    © Sputnik / Murad Orujov

1 / 4

© Sputnik / Murad Orujov

Пресс-конференция на тему «Историческое значение туркманчайского мирного договора и его значении в истории современного Азербайджана»

Туркманчайский договор как армянское чудо

Подписание 190 лет назад Туркманчайского договора между Россией и Персией имело колоссальное значение для будущего восстановления армянской государственности, считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

Непридуманному партнерству Армении и России 190 лет. Зимой 1828 года завершилась очередная российско-персидская война, по результатам которой Российская империя и Персия (Иран) подписали так называемый Туркманчайский договор, согласно которому к России отошли территории Эриванского и Нахичеванского ханств. А это значит, что армянский этнос после семи веков рассеяния и пребывания в религиозно чуждой ему среде получил возможность восстановления и развития в пределах цивилизационно близкого ему мира — христианской России.

За два года из Персии в пространство Российской империи переселилось до 40 тысяч армян. Еще 90 тысяч армян прибыли впоследствии на территории названных ханств, а также Карабаха из Турции. 21 марта 1828 года указом российского монарха Николая I была учреждена Армянская область. И этот указ, как и положения Туркманчайского договора, создали основания для постепенного строительства армянами нового государства. Учреждение этого государства произошло позднее в три этапа: в 1918 году была создана первая республика Армения, в 1920 году — Армянская ССР в составе Советского Союза, и в 1991 году была учреждена независимая Республика Армения.

Немного о магии юбилейных дат.

В 2018 году мы отмечаем не только 190-летие Туркманчайского договора и 100-летие со дня образования первой Армянской республики.

Это также 205-летие Гюлистанского договора, по результатам которого к Российской империи отошел ряд территорий Кавказа (православной Грузии — в том числе), без чего не было бы последующего Туркманчайского трактата. Это также 230-летие со дня разгрома русской эскадрой под командованием Федора Ушакова превосходящей ее вдвое по количеству орудий турецкой эскадры на Черном море (в сражении у острова Заячий), благодаря которому Россия усилила свои позиции на южных границах империи и вышла в итоге на подписание Гюлистанского и Туркманчайского договоров. Победы русского оружия в сражениях с персами и турками позволили России освободить от власти Османской империи Болгарию: буквально на днях отмечалось 140-летие этого освобождения.

Очевидно, что все эти даты связаны в один тугой узел событий, чрезвычайно важных для России и цивилизационных близких ей стран (в первую очередь, Армении, Болгарии, Грузии, Греции).

«С Грибоедовым в душе»: укрепить армяно-российские культурные связи >>

Обсуждению беспрецедентного значения для Армении и России Туркманчайского договора была посвящена конференция, состоявшаяся шестого марта в ереванском филиале Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, по согласованию с президентом Армении и при участии ряда депутатов парламента. Сам филиал был создан три года назад, но уже сегодня он представляет собой один из самых современных и технически оснащенных вузов Армении.

Конференцию открыл вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов, подчеркнувший, что народ Армении хранит память о событиях почти двухвековой давности и чрезвычайно ценит тот вклад, который Россия внесла и продолжает вносить в экономическое и культурное развитие республики. Его поддержал депутат Айк Бабуханян, подчеркнувший особую цивилизационную близость двух народов, которую ни в коем случае нельзя разменивать на близорукую политическую конъюнктуру.

Один из участников конференции назвал Туркманчайский договор «армянским чудом», которое фактически спасло армянский этнос. А представитель оргкомитета конференции, глава Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян поделился воспоминаниями: «Мне было 16 лет, когда я впервые принял участие в праздновании 150-летия подписания Туркманчайского договора. Все в нашей республике тогда понимали, какое значения для армянской государственности имело это событие. Впоследствии о нем стали забывать, и то, что мы сегодня отмечаем его 190-летие, означает возвращение наших стран к истокам формирования российско-армянского партнерства и началу нового этапа в их развитии».

Вызывайте крепких санитаров: Азербайджан признал Баку частью “армянской империи“ >>

Участники конференции сошлись во мнении, что Туркманчайский договор оказался полезным не только для армян, но и для России. Он закрепил доминирующее положение Российской империи в Закавказье и продвинул ее границы еще дальше на юг, подтвердил свободу плавания в Каспийском море российских торговых судов и исключительное право России иметь здесь военный флот. И, в конечном счете, обеспечил в будущем наличие на южных рубежах такого верного союзника, как Армения.

Конференции в ереванском филиале МГУ предшествовало возложение российской делегацией цветов к памятнику великому русскому дипломату и литератору Александру Грибоедову, который, как известно, принял участие в составлении текста и подписании Туркманчайского договора.

Сближение России и Персии в XIX веке (по материалам РГВИА и досоветских изданий)

В первой трети XIX в. Отношения между Россией и Персией из-за территориальных споров на Кавказе были очень напряженными. Эта напряженность привела к двум войнам. Первый, в 1804–1813 годах, был начат Персией после того, как русское правительство отклонило ультиматум о выводе русских войск из Закавказья. Русские войска одержали ряд побед и оккупировали территорию Северного Азербайджана.Эта война закончилась Гулистанским миром, заключенным 12 (24) октября 1813 года в азербайджанском селе Гулистан. Ряд закавказских территорий (Баку, Генджи, Дербенд, Карабах, Кубинское, Шекинское, Ширванское ханства, часть Талышского ханства, Абхазия, Гурия, Дагестан, Имеретия, Мингрелия) были переданы России, получившей исключительное право на владение флот на Каспии. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать в обоих государствах.
Вторая война 1826-1828 годов также была начата Персией с целью возвращения Восточного Закавказья.В ходе боев российские войска захватили Нахичевань, Эривань и Тебриз. Эта война закончилась Туркманчайским миром, заключенным 22 февраля (5 марта) 1828 года в селе Туркманчай близ персидского города Тебриз. По условиям соглашения Эриванское и Нахичеваньское ханства были переданы России. Договор также подтвердил Гюлистанский мир 1813 года о праве России держать флот на Каспийском море. Кроме того, Персия обязалась не препятствовать переселению армян к границам России.Туркманчайский договор стал основой российско-иранских отношений до 1917 года. [1]

Чтобы предотвратить войну из-за убийства в Тегеране в 1829 году, посол А.С. Грибоедов и члены российского посольства Фет-Али-Шах (1797-1834) отправили в Петербург с извинениями посольство во главе с внуком шаха князем Хосровым-Мирзой [2]. Он преподнес множество подарков императору Николаю I (1825-1855), самым ценным из которых был шахский алмаз (один из семи известных исторических алмазов), хранящийся в настоящее время в Алмазном фонде России. [3]

***

В результате колониальных устремлений Великобритании Россия находилась уже во второй четверти XIX века. вступил с ней в соперничество за влияние в Персии. Для России эта страна была важна с точки зрения укрепления своих позиций в Закавказье, а затем и в Средней Азии. Для Великобритании необходимо было исключить любую возможность проникновения и даже саму угрозу проникновения какого-либо европейского государства колонизированной Индией по суше, то есть через Персию, которая имела общую границу с Британской Индией.

В 1834 г. на персидский престол (правил до 1848 г.) взошел Мухаммед-шах, сын талантливого, но умершего Аббаса-мирзы. Великобритания, как и Россия, оказала финансовую помощь Мохаммед-шаху и направила своих военных советников, и с тех пор между Россией и Великобританией началась постоянная борьба за влияние на персидское правительство. Так, во время осады Герата иранцами в 1837 — 1838 гг. В штабе иранских войск находились русские офицеры и русский посланник И. О. Симонич [4] и Великобритания оказали помощь Афганистану. Британцы считали Герат ключом к Индии, поэтому они сделали все, чтобы этот город не управлялся Персией. Только благодаря действиям британской эскадры в Персидском заливе Мохаммед-шах вывел свои войска из Герата, и британская политика в Персии на время взяла верх. Однако уже в 1846 году Мохаммед-шах заключил договор с Россией, по которому она получила широкие торговые и промышленные права, а также право держать постоянные военные корабли в персидских портах Астрабад [5] и

Падение Эриванское ханство.Блестящее завершение второй персидской войны

г. Падение Эриванской крепости
Одним из последних актов русско-персидской войны 1826 — 1828 гг. Стал взятие Эривани. После Ошаканского (Аштаракского) сражения и отступления войск Аббас-мирзы из Эриванского ханства (Ошаканское сражение 17 (29) августа 1827 г.) русское войско смогло продолжить осаду Эривани. Тем более, что в это время прибыла осадная артиллерия. 13 сентября основные силы Отдельного Кавказского корпуса подошли к Сардар-Абаду, к порогу Эривани.Был 2-й. гарнизон под командованием Эривань Гассан-хана. Кавказский губернатор И.Ф. Паскевич решил атаковать крепость с южной стороны. Здесь можно было вырыть осадные окопы под прикрытием большого сада. Персидские войска совершили вылазку и попытались вырубить сад, но были отброшены огнем туш.

16 сентября к крепости подведена артиллерия. Обстрел крепости сразу привел к успеху. В стенах были бреши, одна из башен обрушилась.19 сентября вышло перемирие и потребовалось трехдневное перемирие. Главнокомандующий дал ему 24 часа и пригрозил в случае продолжения сопротивления общим штурмом. Гассан Хан с наступлением ночи смог ускользнуть со своим отрядом. Узнав об этом, Паскевич приказал пехоте занять крепость, а коннице начать преследование. Преследование врага увенчалось успехом: ханские отряды потерпели поражение, потеряв убитыми и ранеными до 500 человек, до 250 — пленными.В самой крепости в качестве трофеев были захвачены 16 пушек и большие запасы хлеба, которые были необходимы для снабжения армии.

Русские войска немедленно двинулись к Эривани, считавшейся одной из сильнейших крепостей Закавказья. Крепость имела двойные стены и ров, расположенный на крутом берегу реки Занги. Южнее, примерно в четверти мили, располагался сам город, тоже защищенный каменной стеной. Войска подошли к Эривани. Среди них были значительные добровольческие отряды.Так, весной Паскевич приказал тифлисскому губернатору Сипагину сформировать добровольческие батальоны из местных жителей. Были сформированы три отряда: два армянских и один грузинский. По дороге в Эривань их стало больше. Так, 1-й армянский отряд, в котором из Тифлиса выезжало чуть больше сотни человек, по пути в Эривань вырос почти до 1 тысячи бойцов.

В ночь на 26 сентября началась бомбардировка крепости. Интенсивно велись работы по устройству осадных окопов и артиллерийских батарей.28 сентября начался полный артиллерийский обстрел

древнегреческой цивилизации | История, карта и факты

Постмикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н. Э. Часто называют Темным веком. Это было время, о котором греки классической эпохи имели запутанные и ложные представления. Фукидид, великий античный историк V века до н.э., написал очерк истории Греции от Троянской войны до своего времени, в котором он, как известно, в соответствующей главе не может указать на какой-либо драматический разрыв.(Он, однако, говорит о Греции, которая «постепенно оседает» и колонизирует Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это определенно подразумевает, что Греция успокаивалась после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошие знания о серии миграций. в результате чего Греция была переселена в послемикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении является проблематичным — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорится в традиции, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в дорианизм как лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид небрежно, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте» в рассказе об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный способ взглянуть на подразделения греков, потому что он был бы более естественным для 5-го. греческий век для определения солдат по городам. Не менее важна для понимания этого периода враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины.Эта враждебность была настолько велика, что дорийцам было запрещено входить в ионические святилища; до наших дней сохранился пример такого запрета V века — надпись с острова Парос.

Древняя Греция

Древняя Греция.

Encyclopdia Britannica, Inc.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, берущие свое начало в Темных Веках, являются напоминанием о том, что греческая цивилизация не возникла без предупреждения или незагрязненной тем, что было раньше. Сама темная эпоха выходит за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Темных веков, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые, как считалось, не предшествовали примерно 800 г. до н. Э., На самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его значимости для возникновения греческого города-государства или полиса. В 1981 году археология отдернула завесу над самой темной из всех фаз — протогеометрическим периодом ( г. 1075–900 до н.э.), получивший свое название от геометрических фигур, нарисованных на керамике. Могила, богатая по меркам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного склона Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. Э., Находятся останки (вероятно, кремированные) мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был захоронен прах мужчины, был привезен с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны по своему мастерству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *